Цели:
Обучающие:
а) повторить:
- общее значение деепричастия;
- признаки глагола и наречия у деепричастия;
- постановка знаков препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии;
б) отработка навыков умения определять деепричастия;
в) познакомить учащихся с творчеством поэта-дальневосточника Виктора Петровича Суходольского.
Развивающие:
- развивать речь, мышление;
- работа над словом;
- развивать творческие способности детей.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью произведений Моцарта, раздаточный материал – распечатанное стихотворение В.П. Суходольского, ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы, целей урока
(1 слайд: тема и цели урока, кроме воспитательной цели)
- Воспитательную цель урока вы должны определить и сформулировать в конце урока.
3. Рассказ о поэте и выразительное чтение стихотворения
(2 слайд: ФИО и портрет поэта В.П. Суходольского)
- Повторять деепричастие мы будем, используя одно из стихотворений известного дальневосточного поэта Виктора Суходольского.
- Виктор Петрович Суходольский родился 21 марта 1940 года в селе Большие Можары на рязанской земле. С 1967 года живет и работает на Дальнем Востоке. 15 лет охранял от пожаров леса Бурятии, Забайкалья, Амурской области, Хабаровского края. Свои первые стихи публиковал в стенгазетах, будучи еще учеником. В 1991 году в Благовещенске вышел его первый самостоятельный сборник стихов. Любовь к природе, ее защита, интерес к нелегкой судьбе земляков-дальневосточников – основные темы его поэзии и смысл жизненного призвания как эколога и поэта.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется “Выброшенная елка”, а вы определите его основную мысль.
(Тексты стихотворения у каждого на парте)
Выброшенная елка
Смежив реснички-иглы на морозе,
Она, раздетая, лежала во дворе,
И капельки росы, как будто слезы,
Блестели на ее изодранной коре.
А мимо дети с шумом пробегали,
И в снежный вихрь вплетался громкий смех,
Совсем не замечали под ногами
Виновницу их праздничных утех.
Когда ж метель, подворья засыпая,
За ветром вслед умчалась прочь,
Лишь елочка, в сугробе засыпая,
Все помнила рождественскую ночь.
Как, позабыв родимую поляну,
Сверкая вся в нарядах расписных,
Она кружилась с детворой румяной,
И радуя и радуясь за них.
Но праздник кончен. Сняты все игрушки,
И выброшена елка в школьный сад.
В тайге о ней подружки на опушке
Счастливая!- наверно, говорят.
Не зная, что она по воле взрослых
Застыла тихо возле детских троп…
Лишь месяц, побледнев, рассыпал звезды,
Как горсть цветов на горестный сугроб.
Да, стало страшно мне и стыдно до озноба
За черствую беспечность детворы,
Что каждый год для их забавы гробим
Под стать им юные, прекрасные боры…
- Какова основная мысль этого стихотворения? (Боль автора за срубленные елки, которые так недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу)
- Прочитайте строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних елок. (Последняя строфа)
- Какова тема стихотворения? (Тема выброшенной после новогодних праздников елки, совпадает с названием самого стихотворения)
4. Повторение изученного по теме “Деепричастие”.
- Спишите первую строфу в тетрадь.
- Вспомните общее значение деепричастия. На какие вопросы отвечает деепричастие? Найдите деепричастие в первой строфе, выпишите его. (Смежив)
- Вспомните признаки глагола и наречия у деепричастия и заполните таблицу (таблица на доске):
Признаки глагола и наречия у деепричастия
Признаки глагола | Признаки наречия |
- У выписанного деепричастия определите признаки глагола и наречия (смежив – невозвратное, совершенный вид, не изменяется, является обстоятельством)
- Спишите третью строфу. (3 слайд: третья строфа стихотворения)
- Найдите в этой строфе деепричастия.
- В каком значении первое деепричастие? (В значении сыпать)
- В каком значении второе деепричастие? (В значении спать)
- Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы)
- Что такое деепричастный оборот? Где он может находиться в предложении? Как выделяется на письме? Каким членом предложения является? Найдите в данной строфе деепричастные обороты и подчеркните их как члены предложения.
(4 слайд: схема “Словообразование деепричастий”)
- По данной схеме расскажите об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.
- Выпишите из четвертой строфы деепричастия в столбик, графически покажите, как они образовались. (Позабыв – позабыть, сверкая – сверкать, радуя – радует, радуясь – радуется, не зная – знать)
- Расскажите об образовании и правописании деепричастия НЕ ЗНАЯ.
- Роль какого изобразительно-выразительного средства играют деепричастия в этом стихотворении? (метафоры или олицетворение)
- Образ самой елки воспринимается как метафорическое олицетворение.
5. Физминутка
6. Творческая работа
- Какую картину вы представили, слушая это стихотворение? (Словесное рисование)
(5 слайд: фотографии елок: в лесу, на празднике, и на свалке)
- Посмотрите на эти фотографии. На них запечатлен жизненный путь новогодней елки. А какова альтернатива живой красавице? (Искусственная елка)
- Представьте, что вы – член “ Общества по защите елок” и вам нужно оформить листовку в защиту зеленой красавицы. Придумайте и напишите небольшой связный текст, который вы поместили бы в эту листовку. Используйте в своей работе деепричастия и деепричастные обороты. А для того, чтобы создать творческую атмосферу, звучит музыка известного композитора Вольфганга Амадея Моцарта, произведение называется “Маленькая ночная серенада”.
7. Итог урока
- Послушаем 2-3 работы.
- С творчеством какого поэта познакомились?
- О какой части речи говорили на уроке? Что вспомнили, повторили?
- Какова же, по вашему мнению, воспитательная задача урока? (Бережное отношение к природе)
8. Домашнее задание
- Наверняка у каждого из вас дома стояла елка на новогодний праздник. Что же случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему “Что стало с елкой?”. Жанр определите для себя сами: сказка, рассказ, стихотворение.