Урок русского языка в 7-м классе «Обобщение изученного по теме "Деепричастие"»

Разделы: Русский язык


Цели:

Обучающие:

а) повторить:

  • общее значение деепричастия;
  • признаки глагола и наречия у деепричастия;
  • постановка знаков препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии;

б) отработка навыков умения определять деепричастия;

в) познакомить учащихся с творчеством поэта-дальневосточника Виктора Петровича Суходольского.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление;
  • работа над словом;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитофон, диск с записью произведений Моцарта, раздаточный материал – распечатанное стихотворение В.П. Суходольского, ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы, целей урока

(1 слайд: тема и цели урока, кроме воспитательной цели)

- Воспитательную цель урока вы должны определить и сформулировать в конце урока.

3. Рассказ о поэте и выразительное чтение стихотворения

(2 слайд: ФИО и портрет поэта В.П. Суходольского)

- Повторять деепричастие мы будем, используя одно из стихотворений известного дальневосточного поэта Виктора Суходольского.

- Виктор Петрович Суходольский родился 21 марта 1940 года в селе Большие Можары на рязанской земле. С 1967 года живет и работает на Дальнем Востоке. 15 лет охранял от пожаров леса Бурятии, Забайкалья, Амурской области, Хабаровского края. Свои первые стихи публиковал в стенгазетах, будучи еще учеником. В 1991 году в Благовещенске вышел его первый самостоятельный сборник стихов. Любовь к природе, ее защита, интерес к нелегкой судьбе земляков-дальневосточников – основные темы его поэзии и смысл жизненного призвания как эколога и поэта.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется “Выброшенная елка”, а вы определите его основную мысль.

(Тексты стихотворения у каждого на парте)

Выброшенная елка

Смежив реснички-иглы на морозе,
Она, раздетая, лежала во дворе,
И капельки росы, как будто слезы,
Блестели на ее изодранной коре.

А мимо дети с шумом пробегали,
И в снежный вихрь вплетался громкий смех,
Совсем не замечали под ногами
Виновницу их праздничных утех.

Когда ж метель, подворья засыпая,
За ветром вслед умчалась прочь,
Лишь елочка, в сугробе засыпая,
Все помнила рождественскую ночь.

Как, позабыв родимую поляну,
Сверкая вся в нарядах расписных,
Она кружилась с детворой румяной,
И радуя и радуясь за них.

Но праздник кончен. Сняты все игрушки,
И выброшена елка в школьный сад.
В тайге о ней подружки на опушке
Счастливая!- наверно, говорят.

Не зная, что она по воле взрослых
Застыла тихо возле детских троп…
Лишь месяц, побледнев, рассыпал звезды,
Как горсть цветов на горестный сугроб.

Да, стало страшно мне и стыдно до озноба
За черствую беспечность детворы,
Что каждый год для их забавы гробим
Под стать им юные, прекрасные боры…

- Какова основная мысль этого стихотворения? (Боль автора за срубленные елки, которые так недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу)

- Прочитайте строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних елок. (Последняя строфа)

- Какова тема стихотворения? (Тема выброшенной после новогодних праздников елки, совпадает с названием самого стихотворения)

4. Повторение изученного по теме “Деепричастие”.

- Спишите первую строфу в тетрадь.

- Вспомните общее значение деепричастия. На какие вопросы отвечает деепричастие? Найдите деепричастие в первой строфе, выпишите его. (Смежив)

- Вспомните признаки глагола и наречия у деепричастия и заполните таблицу (таблица на доске):

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Признаки глагола Признаки наречия
   

- У выписанного деепричастия определите признаки глагола и наречия (смежив – невозвратное, совершенный вид, не изменяется, является обстоятельством)

- Спишите третью строфу. (3 слайд: третья строфа стихотворения)

- Найдите в этой строфе деепричастия.

- В каком значении первое деепричастие? (В значении сыпать)

- В каком значении второе деепричастие? (В значении спать)

- Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы)

- Что такое деепричастный оборот? Где он может находиться в предложении? Как выделяется на письме? Каким членом предложения является? Найдите в данной строфе деепричастные обороты и подчеркните их как члены предложения.

(4 слайд: схема “Словообразование деепричастий”)

- По данной схеме расскажите об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

- Выпишите из четвертой строфы деепричастия в столбик, графически покажите, как они образовались. (Позабыв – позабыть, сверкая – сверкать, радуя – радует, радуясь – радуется, не зная – знать)

- Расскажите об образовании и правописании деепричастия НЕ ЗНАЯ.

- Роль какого изобразительно-выразительного средства играют деепричастия в этом стихотворении? (метафоры или олицетворение)

- Образ самой елки воспринимается как метафорическое олицетворение.

5. Физминутка

6. Творческая работа

- Какую картину вы представили, слушая это стихотворение? (Словесное рисование)

(5 слайд: фотографии елок: в лесу, на празднике, и на свалке)

- Посмотрите на эти фотографии. На них запечатлен жизненный путь новогодней елки. А какова альтернатива живой красавице? (Искусственная елка)

- Представьте, что вы – член “ Общества по защите елок” и вам нужно оформить листовку в защиту зеленой красавицы. Придумайте и напишите небольшой связный текст, который вы поместили бы в эту листовку. Используйте в своей работе деепричастия и деепричастные обороты. А для того, чтобы создать творческую атмосферу, звучит музыка известного композитора Вольфганга Амадея Моцарта, произведение называется “Маленькая ночная серенада”.

7. Итог урока

- Послушаем 2-3 работы.

- С творчеством какого поэта познакомились?

- О какой части речи говорили на уроке? Что вспомнили, повторили?

- Какова же, по вашему мнению, воспитательная задача урока? (Бережное отношение к природе)

8. Домашнее задание

- Наверняка у каждого из вас дома стояла елка на новогодний праздник. Что же случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему “Что стало с елкой?”. Жанр определите для себя сами: сказка, рассказ, стихотворение.