Тема урока: "Основные алгоритмические структуры"

Разделы: Информатика


Цели:

  • закрепление знаний, умений и навыков по основным алгоритмическим структурам: линейный алгоритм, алгоритм “ветвления” и циклический алгоритм;
  • отработка навыков работы с графическим способом описания алгоритмов.

Задачи.

Учебная - углубление, обобщение и систематизация знаний по теме алгоритмические структуры;

Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

Воспитательнаяразвитие познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение основных алгоритмических структур.

3. Алгоритм Евклида.

4. Творческое задание “Пословицы и поговорки”.

5. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы урока и основных целей и задач урока. (Презентация, слайд 1)

2. Повторение основных алгоритмических структур. Слово алгоритм произошло от algorithm – латинского написания слова аль – Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма. Мы с вами на прошлых уроках изучали определение алгоритма, свойства алгоритма и основные структуры.

Давайте сегодня повторим, что такое алгоритм? (Дети отвечают на поставленный вопрос)

Выполните задание: попробуйте из предложенных слов составить ещё одно определение алгоритма. (Приложение 2 (откройте ссылку определение алгоритма))

Перечислите основные виды алгоритмов.

1. Линейный алгоритм.

2. Разветвляющийся алгоритм.

3. Циклический алгоритм.

Нажав на слово Алгоритм появятся названия алгоритмов.

- Что такое линейный алгоритм? Скажите определение и нарисуйте блок схему алгоритма на доске один ученик остальные, в тетради.

После ответа учащихся смотрим на экран (щелкните мышью по слову Линейный).

- Что такое разветвляющийся алгоритм? Скажите определение и нарисуйте блок схему алгоритма на доске один ученик, остальные в тетради.

После ответа учащихся смотрим на экран (щелкните мышью по слову Разветвляющийся).

- Что такое разветвляющийся алгоритм?

- Скажите определение и нарисуйте блок схему алгоритма на доске один ученик, остальные в тетради.

После ответа учащихся смотрим на экран (щелкните мышью по слову Циклический).

3. Алгоритм Евклида

Классу предлагается в парах следующее задание: выполнить действия над числами по данной блок-схеме. Все промежуточные расчеты записывать в таблицу. Получившиеся ответы записать на доске. Что можно сказать о получившихся числах? (Презентация, слайд 3)

36,12=12

36,27=9

8,18=2

16,6=2

25,10=5

19,8=1

Получившиеся числа являются наибольшими общими делителями этих чисел, а алгоритм нахождения общих делителей называется “Алгоритмом Евклида”. Древнегреческие математики называли этот алгоритм — “взаимное вычитание”. Этот алгоритм не был открыт Евклидом, так как упоминание о нём имеется уже у Аристотеля. В “Началах” Евклида он описан дважды — в VII книге для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел и в X книге для нахождения наибольшей общей меры двух однородных величин.

4. Творческое задание “Пословицы и поговорки”

- Попробуйте сформулировать известные русские пословицы по блок-схемами определить какой вид алгоритма изображен. (Презентация, слайды 6-10)

Ответ: Тише едешь, дальше будешь. Циклический алгоритм.

Ответ: Друзья познаются в беде. Разветвляющийся алгоритм.

Ответ: Семь раз отмерь один раз отрежь. Циклический алгоритм.

Ответ: С глаз долой из сердца вон. Циклический алгоритм.

Ответ: Много будешь знать, скоро состаришься. Разветвляющийся алгоритм.

5. Подведение итогов

Домашнее задание: Составить блок-схемы к пяти различным русским пословицам и поговоркам.

Перечислите особенности каждой из алгоритмических структур.