Цели:
Задачи.
Учебная - углубление, обобщение и систематизация знаний по теме алгоритмические структуры;
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
План урока
1. Организационный момент.
2. Повторение основных алгоритмических структур.
3. Алгоритм Евклида.
4. Творческое задание “Пословицы и поговорки”.
5. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы урока и основных целей и задач урока. (Презентация, слайд 1)
2. Повторение основных алгоритмических структур. Слово алгоритм произошло от algorithm – латинского написания слова аль – Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма. Мы с вами на прошлых уроках изучали определение алгоритма, свойства алгоритма и основные структуры.
Давайте сегодня повторим, что такое алгоритм? (Дети отвечают на поставленный вопрос)
Выполните задание: попробуйте из предложенных слов составить ещё одно определение алгоритма. (Приложение 2 (откройте ссылку определение алгоритма))
Перечислите основные виды алгоритмов.
1. Линейный алгоритм.
2. Разветвляющийся алгоритм.
3. Циклический алгоритм.
Нажав на слово Алгоритм появятся названия алгоритмов.
- Что такое линейный алгоритм? Скажите определение и нарисуйте блок схему алгоритма на доске один ученик остальные, в тетради.
После ответа учащихся смотрим на экран (щелкните мышью по слову Линейный).
- Что такое разветвляющийся алгоритм? Скажите определение и нарисуйте блок схему алгоритма на доске один ученик, остальные в тетради.
После ответа учащихся смотрим на экран (щелкните мышью по слову Разветвляющийся).
- Что такое разветвляющийся алгоритм?
- Скажите определение и нарисуйте блок схему алгоритма на доске один ученик, остальные в тетради.
После ответа учащихся смотрим на экран (щелкните мышью по слову Циклический).
3. Алгоритм Евклида
Классу предлагается в парах следующее задание: выполнить действия над числами по данной блок-схеме. Все промежуточные расчеты записывать в таблицу. Получившиеся ответы записать на доске. Что можно сказать о получившихся числах? (Презентация, слайд 3)
36,12=12
36,27=9
8,18=2
16,6=2
25,10=5
19,8=1
Получившиеся числа являются наибольшими общими делителями этих чисел, а алгоритм нахождения общих делителей называется “Алгоритмом Евклида”. Древнегреческие математики называли этот алгоритм — “взаимное вычитание”. Этот алгоритм не был открыт Евклидом, так как упоминание о нём имеется уже у Аристотеля. В “Началах” Евклида он описан дважды — в VII книге для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел и в X книге для нахождения наибольшей общей меры двух однородных величин.
4. Творческое задание “Пословицы и поговорки”
- Попробуйте сформулировать известные русские пословицы по блок-схемами определить какой вид алгоритма изображен. (Презентация, слайды 6-10)
Ответ: Тише едешь, дальше будешь. Циклический алгоритм.
Ответ: Друзья познаются в беде. Разветвляющийся алгоритм.
Ответ: Семь раз отмерь один раз отрежь. Циклический алгоритм.
Ответ: С глаз долой из сердца вон. Циклический алгоритм.
Ответ: Много будешь знать, скоро состаришься. Разветвляющийся алгоритм.
5. Подведение итогов
Домашнее задание: Составить блок-схемы к пяти различным русским пословицам и поговоркам.
Перечислите особенности каждой из алгоритмических структур.