Урок по теме "Глаз и зрение"

Разделы: Физика


Цель урока: познакомить учащихся со строением глаза, сформировать понятие о строении глаза, как оптическом приборе; познакомить с понятием стереоскопического зрения и инерции зрения.

Оборудование: модель глаза, кинофильм “Глаз: строение глаза, значение глаза в жизни человека и животных”, плакаты разных видов для выделения основных особенностей зрения.

План урока:

  1. Организационный этап (2 минуты).
  2. Повторение необходимого материала и актуализация знаний (5 минут).
  3. Новый материал, просмотр кинофильма (20 минут).
  4. Обобщение результатов, подведение итогов урока (10 минут).
  5. Домашнее задание (3 минуты).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала, актуализация знаний.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

1. Геометрическая фигура образованная двумя лучами с общим началом (угол).

2. Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред (преломление).

3. Изменение направления распространения света при попадании на зеркальную поверхность (отражение).

4. Одно из органов чувств (зрение).

Учитель: Если ответы верны, то в выделенном столбце вы прочитаете слово – объект нашего пристального внимания на нашем уроке (глаз).

А теперь вспомним: когда при изучении световых явлений мы познакомились с указанными в кроссворде понятиями?

  • Закон отражения.
  • Закон преломления.
  • Зрение помогает воспринимать окружающий нас мир во всей его красе.

Учитель: Итак, сегодня тема нашего урока “Глаз и зрение”. Глаз – орган зрения животных и человека. Говорить о значении глаза в жизни человека и животных излишне.

Будь не солнечен наш глаз,
Кто бы Солнцем любовался?

- так написал о человеческом глазе Гёте.

Как устроен глаз, каково его строение?

Просмотр кинофильма.

Учитель: Итак, (использовать модель глаза) глаз человека состоит из глазного яблока, соединённого зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слёзные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, у разных людей имеет разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость. В радужной оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. D = от 2 до 8 мм, уменьшается на свету и увеличивается в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояко выпуклую линзу – хрусталик. Снаружи он мягкий, внутри – более твёрдый и упругий. Хрусталик окружён мышцами, прикрепляющими его к склере.

За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно – покрыто сетчатой.

А теперь поговорим о глазе с физической точки зрения. Итак, зрачок, хрусталик, глазное дно, можно рассматривать как оптическую систему: зрачок – отверстие, через которое свет, хрусталик – линза, глазное дно – экран.

Как возникают и воспринимаются глазом различные предметы?

а) Перевёрнутое.

б) Уменьшенное.

в) Действительное.

Первым, кто доказал это, был Кеплер. Декарт (французский учёный) взял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстие, проделанное в оконной ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевёрнутое изображение картины, наблюдаемой из окна.

Почему же мы видим предметы такими, какие они есть, то есть не перевёрнутыми? Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаз, но и через другие органы чувств. Английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Однако и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков есть на самом деле.

Мы доверяем своему зрению. Но наше суждение об увиденном оказывается порой обманчивым, ложным.

Кажется, что на левом рисунке вертикальная линия длиннее, чем горизонтальная, а на правом – одинаковы. На самом деле так: отрезки на левом – равны, а на правом - горизонтальная длиннее.

Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далёком расстоянии называют аккомодацией. Расстояние ясного зрения – 25 см. Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

Опыт с двумя ручками.

Поле зрения: рис. 97, Ф–9, стр. 101.

Итак,

  1. Мозг управляет зрительными ощущениями.
  2. Объёмное восприятие возможно благодаря зрению двумя глазами.

Пословицы, строки из песен, посвящённые зрению, свойству человеческого глаза.

Ребята! Мы должны беречь своё зрение.

Памятка
“Способы развития внимания и памяти”

Упражнение “Муха”.

Необходимо нарисовать квадрат 4х4 (можно на доске или в тетради). Теперь попросите учеников представить в левом верхнем углу муху, которую они по вашей просьбе начнут “дрессировать”, передвигая на различное число клеток вправо, влево, вверх, вниз. Через некоторое время нужно спросить: “Где муха?”. И вы увидите, кто из учеников был предельно внимателен, а кто… Тренировать память можно следующим образом:

Вариант №1. Подберите любой текст (примерно одну страницу) и предложите учащимся, читая текст про себя, сосчитать количество предложений.

Вариант №2. Возьмите текст – не более 15 предложений. После прочтения фрагмента попросите учащихся записать, например, все глаголы (или существительное, прилагательные, наречия и т.д.). далее вычисляем коэффициент зрительного запоминания. Для этого необходимо подсчитать число глаголов в тексте и сравнить с записанными в тетради. Коэффициент вычисляется следующим образом:

К = а/в,

Где а – количество записанных слов, в – количество слов в тексте. Чем ближе будет данный показатель к 1, тем лучше показатели зрительной памяти и внимания. Для тренировки устойчивости и распределения зрительного внимания возьмите небольшой текст (можно использовать любые печатные издания).

Вариант №1. Предложите учащимся по сигналу “начали” зачеркнуть одну букву, например букву “В”. Ровно через две минуты сказать “стоп”. Далее подсчитайте количество ошибок (пропущенные и неправильно вычеркнутые буквы; возможен вариант взаимной проверки). Если ошибок нет, показатель устойчивости внимания высок.

Вариант №2. Задание: зачеркнуть две буквы разным способом.

Вариант №3. Задание: одну букву зачеркнуть, вторую – подчеркнуть, третью – обвести в квадрат.

Все эти упражнения развивают не только внимание, но и орфографическую зоркость. Для снятия зрительного напряжения хорошо бы в середине урока прерваться на 1–2 минуты, чтобы дать отдохнуть глазам.

Упражнение №1. Голова неподвижна. Посмотрите попеременно вверх – вниз (15 с), влево – вправо (15 с).

Упражнение №2. Голова неподвижна. Нарисуйте глазами круг, квадрат, треугольник по часовой стрелке, затем – против.

Упражнение №3. Напишите глазами свое имя, отчество и фамилию.

Домашнее задание: §37.