Тип урока:
Изучение новых знаний.Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.Задачи: научить
находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.Оборудование:
- доска;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III/ Лексическая работа.
- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)
- Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)
- Прочтите, какие слова у вас получились.
(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 2
IV. Введение в тему.
Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.
В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:
- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
- Про что не забыть?
- Не про что, а то, что едят.
- А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд № 3
- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)
Такие слова называются синонимами. Слайд № 4
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.
V. Изучение нового материала.
Учитель: Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый" Слайд № 5
По-гречески часть "ним" означает "имя".
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - "общность, совместимость"
Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.
Все эти слова - синонимы.
Слайд № 6
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)
- Подберите синонимы к словам Слайд № 7
- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.
Слайд № 9
- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?
- Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)
- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
Слайд № 10
- Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)
- Какой частью речи они являются? (прил.)
Слайд № 11
- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)
- Какое слово здесь лишнее? (печаль)
- Какой вывод мы можем сделать?
Слайд № 12
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.
Слайд № 13, 14
- Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.
- Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)
Слайд № 15
- Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)
- А оказывается его можно назвать по-другому - гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях
А сейчас поиграем в лото. (Приложение 1)
Слайд № 16
- Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы? Слайд № 17
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
- А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.
(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18
VI. Физкультурная минутка.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Работа со словарем.
- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.
- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.
- Найдите слово "ГРОМКИЙ"
- Прочитайте словарную статью. Слайд № 19
Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.
Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.
- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
Учитель:
Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.- Рассмотрим данный текст. Слайд № 20
- Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)
-
Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора
Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах.
Для чего нам нужны синонимы?Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)
Тренировочные упражнения
1. Карточки (Приложение 2) Слайд № 22
2. Заменить все слова синонимами. Слайд № 23-26
3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)
Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.
- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.
(Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах)
(Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)
(Буран - метель в степи, на открытых местах)
Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами).
VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.
VIII. Итоги урока.
- Что же вы узнали на уроке о синонимах?
Слайд № 27
Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
Рефлексия. Слайд № 28
- Было интересно:
- Особенно понравилось:
- Оказалось неожиданным:
Литература.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: 1986
- Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка", - М.: Просвещение, 1991
- Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская - М.: Просвещение, 1989
- Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство "Глобус", 2010