Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы"

Разделы: Русский язык


Тип урока: Изучение новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.

Оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III/ Лексическая работа.

- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)

- Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)

- Прочтите, какие слова у вас получились.

Презентация.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 2

IV. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

- Не про что, а то, что едят.

- А-а! - сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Вини-Пух не знает слова "провизия". А вы слышали такое слово? Что оно означает?

Как ещё можно назвать еду?

(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд № 3

- Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)

Такие слова называются синонимами. Слайд № 4

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Слово "Синонимы" образовалось от греческого слова sinоnimos - "одинаковый, одноимённый" Слайд № 5

По-гречески часть "ним" означает "имя".

Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - "общность, совместимость"

Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и др.

Все эти слова - синонимы.

Слайд № 6

- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)

- Подберите синонимы к словам Слайд № 7

- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8

Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.

Слайд № 9

- Посмотрите на экран. Что здесь изображено?

- Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)

- Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)

Слайд № 10

- Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)

- Какой частью речи они являются? (прил.)

Слайд № 11

- Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)

- Какое слово здесь лишнее? (печаль)

- Какой вывод мы можем сделать?

Слайд № 12

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

Слайд № 13, 14

- Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.

- Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)

Слайд № 15

- Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)

- А оказывается его можно назвать по-другому - гиппопотам. Это слова - синонимы. Различаются они тем, что слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях

А сейчас поиграем в лото. (Приложение 1)

Слайд № 16

- Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы? Слайд № 17

Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

- А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.

(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18

VI. Физкультурная минутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

Работа со словарем.

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово "ГРОМКИЙ"

- Прочитайте словарную статью. Слайд № 19

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.

- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

- Рассмотрим данный текст. Слайд № 20

- Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)

- Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?

Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)

Тренировочные упражнения

1. Карточки (Приложение 2) Слайд № 22

2. Заменить все слова синонимами. Слайд № 23-26

3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)

Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.

Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука

Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.

- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.

(Пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах)

(Метель - снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)

(Буран - метель в степи, на открытых местах)

Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление - снежную бурю, но разными словами).

VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.

VIII. Итоги урока.

- Что же вы узнали на уроке о синонимах?

Слайд № 27

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Рефлексия. Слайд № 28

  • Было интересно:
  • Особенно понравилось:
  • Оказалось неожиданным:

Литература.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: 1986
  2. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка", - М.: Просвещение, 1991
  3. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская - М.: Просвещение, 1989
  4. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство "Глобус", 2010