Урок развития речи. Сочинение-описание по картине И.К. Айвазовского "Девятый вал"

Разделы: Русский язык


Это одна из самых грандиозных картин,
какие я только знаю.
И.Крамской

Цели и задачи:

1) познакомить с личностью и творчеством И.К.Айвазовского;

2) познакомить учащихся с особенностями динамичного описания по картине, показать специфику построения текста-описания действий;

3) обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;

4) ввести в активный словарь учащихся лексику, связанную с динамическим описанием моря;

5) формирование навыков выразительного чтения.

Оформление. Репродукция картины И.К.Айвазовского “Девятый вал”, репродукции картин И.Репина “Прощай, свободная стихия”, М.Лермонтова “Парус”; журнал “Художественная галерея”.

Оборудование. Музыкальный центр. Записи музыкальных произведений.

I. Вступительное слово учителя. Наш урок сегодня начнём со строк стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева, а вы попробуйте угадать, о чём идёт речь?

И бунтует и клокочет,
Хлещет, свищет и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила -
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?

Ответы учащихся. Говорится о морской буре.

Учитель. Какие слова помогли понять, о чём идет речь? Какими изобразительно-выразительными средствами описал поэт морскую бурю? (Градация, эпитеты, олицетворение)

Учитель. Прослушали вы, ребята, отрывок из стихотворения “Море и утёс” Ф.И. Тютчева.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о море как о стихии природы. А для того, чтобы яснее представить море, послушаем его звуки.

Звучит запись звуков моря

Учитель. Кто видел море?

Ответы учащихся.

Учитель. Едва ли кто-нибудь из вас может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в наших мечтах и снах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясён его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море — это одна из стихий природы. Как вы понимаете слово “стихия”?

Какие явления природы относятся к стихиям?

Ответы учащихся. Как вариант, объяснение слова в толковом словаре.

Учитель. А вы сталкивались когда-нибудь с проявлением стихии, начавшимся внезапно?

Ответы учащихся.

Учитель. Столкновение человека со стихией, стихийным бедствием на протяжении многих веков привлекало внимание поэтов и писателей. Описанию стихии природы посвящено много художественных произведений и не только литературных, но и живописных. Особенно часто морская стихия притягивала к себе внимание творческих людей. Прослушаем несколько стихотворений известных поэтов, посвящённых морю. Каким оно выглядит у них?

Ученик 1. Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Парус”.

Каким выглядит море у Лермонтова? (Одинаковый вопрос ко всем стихотворениям)

Ученик 2. Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева “Конь морской”.

Ученик 3. Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина “Земля и море”.

Звучит музыка

Ученик 4. Выразительное чтение баллады В.Жуковского “Кубок”.

Ученик 5. Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина “Прощай, свободная стихия”.

Учитель. Молодцы, ребята.

Ребята, кто из художников своё творчество посвятил изображению моря? Его называют певец моря.

Ответы учащихся. Айвазовский.

(Вывешивание репродукции)

Свет и цвет создают неповторимые краски моря. Они мгновенны и изменчивы. Уловить и отразить это состояние может художник только с особым даром. Не случайно изображение моря выделено в особый жанр.

Кто знает, как называется этот жанр? А художник, работающий в этом жанре?

Ответы учащихся. Маринизм, маринист.

Ребята, рассмотрим, как же образовано это слово.

(Работа с толковым словарём)

Учитель. Самый гениальный певец моря – Иван Константинович Айвазовский.

II. Сообщение ученика

Настоящее имя художника — Ованес Константинович Гайвазовский, родился в Феодосии — небольшом городке на полуострове Крым. Жила семья Гайвазовских бедно. Мальчик в 10 лет уже работал в кофейне. Он прекрасно играл на скрипке и пел, но самой большой радостью было рисовать самоварным углём на стенах домов. Эта “настенная живопись” была замечена архитектором Кохом, который подарил бумагу и карандаши. А затем показал его рисунки начальнику города. Тот увёз мальчика в Симферополь в гимназию. Ему нужно было учиться.

Страсть к написанию моря сформировалась в художнике с самого детства. Этому способствовал морской пейзаж, окружавший его в Феодосии.

По окончании гимназии, Айвазовский был принят в Петербургскую академию художеств и окончил её с Большой золотой медалью.

Рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.

В Петербурге Айвазовскому предлагали важные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице.

“Чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, - говорил он.

В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём.

В его мастерской с выкрашенными в тёмно-красный цвет стенами каждые несколько дней появлялась новая картина. Работал Айвазовский очень быстро. Он написал более шести тысяч картин.

Самая известная картина была создана Айвазовским в 1850 г., и называется она “Девятый вал”.

III. Беседа по картине

Учитель. Прозвучали разные стихи о море. Какое из них больше подходит к этой картине? Есть ли что-то общее между ним и этой картиной?

Ответы учащихся.

Учитель. Кто является главным действующим лицом этой картины?

Ответы учащихся. Море, волны.

Учитель. Почему море, его волны — это главные действующие лица? Ведь мы видим на переднем плане людей, спасающихся на обломках мачты корабля?

Ответы учащихся. Художник уделяет внимание морю, оно — главный герой на картине. У моря есть своя душа, свой характер, нрав, и оно непредсказуемо, динамично.

Учитель. Что такое динамика? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на эту работу?

Ответы учащихся. Часть работы похожа на радугу, другая часть - на полыхающий огонь.

Учитель. Какие чувства вызывает картина?

Как вы думаете, спасутся люди?

Ответы учащихся.

Надо надеяться и верить! Они спасутся!

Учитель. Сюжет картины. Колорит.

Ответы учащихся.

IV. Систематизация материала

Учитель. Выполняем словарную работу, заполняя таблицу.

Образ Состояние, действие Краски, тон, цвет
Море Бушует, волнуется; занимает большое пространство; активное состояние Тёмные тона; чёрный, тёмно-синий, зелёный с золотыми бликами
Девятый вал Поднимается, пенится, рокочет, доходит до неба Тёмно-синий
Небо Сливается с морем; по нему плывут облака; поднимается солнце Серое, дымчатое, свинцовое
Cолнце восходит над морем; освещает путь; отражается, расплывается Бледно-жёлтое, лимонное

(Вариант: составление плана сочинения-описания (по выбору учителя)

V. Написание сочинения. (По желанию нарисовать иллюстрацию)