Цели:
- дидактическая: создание необходимых условий для усвоения и осмысливания, учащихся средствами технологии проблемного обучения.
- образовательная: добиться осознанного получения знаний учащихся о рельефе суши, а конкретно - о горах.
- развивающая: продолжить формирование учений и навыков устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа.
- воспитательная: способствовать мировоззренческому восприятию единства и целости мира, побуждению чувств к прекрасному.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: учебник географии 6 класса, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий, учебные объемные макеты: " Горная страна" ", " Вулканы", " Водораздел", схемы гор на доске.
ХОД УРОКА
I. Организационный
Создание учебной ситуации. Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение нового материала.
Целеполагание и мотивация умственной деятельности.
- Сегодня мы продолжим изучение темы " Литосфера". Тема нашего урока " Рельеф суши. Горы".
- Чтобы изучить тему необходимо использовать опорные, ранее полученные знания и помощники.
Постарайтесь назвать помощников (карты, рисунки, макеты, мультимедиа и др.)
- Какие вопросы надо раскрыть, чтобы дать полную характеристику горам?
- Сформулируем цели нашего урока:
1. Что такое горы?
2. Установить различие гор по высоте, форме.
3. Научиться находить горы на физической карте, давать характеристику географического положения.
II. Актуализация знаний.
В беседе устанавливаются понятия:
рельеф, холм, горизонталь, абсолютная и относительная высота, отметка высоты, направления сторон горизонта на карте.
III. Формирование новых понятий.
Задание № 1.
Заполните таблицу
Высота в метрах Статус гор Примеры гор от 200 до 700-800 Средний Урал от 700 до 20000 Северный Урал более 2000 Кавказ
Учащиеся записывают: низкие, средние, высокие.
- Были ли вы в горах?
Как представляются вам горы?
Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова " Кавказ"
После чтения в беседе выясняют, что горы Кавказа - это высокие горы, что с повышением от подножия до вершин меняется природа, на вершинах лежат снега, горы пересечены ущельями, где текут бурные реки, люди, живущие в горах пасут овец.
Горы, особенно высокие, опасны для человека и нужно быть осторожными в горах.
Демонстрация макетов "Горная страна", "Вулканы", "Водораздел".
Вопрос: Какие различия вы видите на каждом из макетов.
Учащиеся устанавливают, что вулканы располагаются одиночно, на макете "Горная страна" горы - хаотично, а на макете " Водораздел" имеет осевую направленность.
Учитель формирует понятия: горный хребет, горная система, нагорье, горная долина.
Задание № 2.
На физической карте России найдите горы: Уральские, Кавказские.
Используя план в учебнике на странице 56 дать описание гор. При проверке работ опора по работам сильных учеников - идет коррекция выполненных работ.
Задание № 3
На физической карте полушарий определите нахождение крупнейших горных систем: Анды, Гималаи. Определите протяжность гор и их высоту (по наивысшим абсолютным) По окончанию работы установили, что Анды - самые длинные горы, а Гималаи - самые высокие горы. Работы учащиеся оформляют в тетрадь.
IV. Закреплений знаний.
Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока.
1. Что такое горы?
2.Как различают горы по высоте и форме.
3. Установили, где расположены высочайшие горные системы.
4.Научились давать характеристику гор, использовали при этом помощника - карту.
5. Какое значение имеют горы.
V. Домашнее задание.
- Параграф 20, страница 53 -56
- Обозначить на контурной карте крупнейшие горные системы Земли, используя карту полушарий.
VI. Рефлексия.
Предложение учителя оценить свою работу, определить уровень достижения цели. Учитель дает учащимся ощутить значимость своей работы в перспективе на будущее.