Рельеф суши. Горы. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • дидактическая: создание необходимых условий для усвоения и осмысливания, учащихся средствами технологии проблемного обучения.
  • образовательная: добиться осознанного получения знаний учащихся о рельефе суши, а конкретно - о горах.
  • развивающая: продолжить формирование учений и навыков устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа.
  • воспитательная: способствовать мировоззренческому восприятию единства и целости мира, побуждению чувств к прекрасному.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник географии 6 класса, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий, учебные объемные макеты: " Горная страна" ", " Вулканы", " Водораздел", схемы гор на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный

Создание учебной ситуации. Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала.

Целеполагание и мотивация умственной деятельности.

- Сегодня мы продолжим изучение темы " Литосфера". Тема нашего урока " Рельеф суши. Горы".

- Чтобы изучить тему необходимо использовать опорные, ранее полученные знания и помощники.

Постарайтесь назвать помощников (карты, рисунки, макеты, мультимедиа и др.)

- Какие вопросы надо раскрыть, чтобы дать полную характеристику горам?

- Сформулируем цели нашего урока:

1. Что такое горы?

2. Установить различие гор по высоте, форме.

3. Научиться находить горы на физической карте, давать характеристику географического положения.

II. Актуализация знаний.

В беседе устанавливаются понятия:

рельеф, холм, горизонталь, абсолютная и относительная высота, отметка высоты, направления сторон горизонта на карте.

III. Формирование новых понятий.

Задание № 1.

Заполните таблицу

Высота в метрах Статус гор Примеры гор
от 200 до 700-800   Средний Урал
от 700 до 20000   Северный Урал
более 2000   Кавказ

Учащиеся записывают: низкие, средние, высокие.

- Были ли вы в горах?

Как представляются вам горы?

Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова " Кавказ"

После чтения в беседе выясняют, что горы Кавказа - это высокие горы, что с повышением от подножия до вершин меняется природа, на вершинах лежат снега, горы пересечены ущельями, где текут бурные реки, люди, живущие в горах пасут овец.

Горы, особенно высокие, опасны для человека и нужно быть осторожными в горах.

Демонстрация макетов "Горная страна", "Вулканы", "Водораздел".

Вопрос: Какие различия вы видите на каждом из макетов.

Учащиеся устанавливают, что вулканы располагаются одиночно, на макете "Горная страна" горы - хаотично, а на макете " Водораздел" имеет осевую направленность.

Учитель формирует понятия: горный хребет, горная система, нагорье, горная долина.

Задание № 2.

На физической карте России найдите горы: Уральские, Кавказские.

Используя план в учебнике на странице 56 дать описание гор. При проверке работ опора по работам сильных учеников - идет коррекция выполненных работ.

Задание № 3

На физической карте полушарий определите нахождение крупнейших горных систем: Анды, Гималаи. Определите протяжность гор и их высоту (по наивысшим абсолютным) По окончанию работы установили, что Анды - самые длинные горы, а Гималаи - самые высокие горы. Работы учащиеся оформляют в тетрадь.

IV. Закреплений знаний.

Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока.

1. Что такое горы?

2.Как различают горы по высоте и форме.

3. Установили, где расположены высочайшие горные системы.

4.Научились давать характеристику гор, использовали при этом помощника - карту.

5. Какое значение имеют горы.

V. Домашнее задание.

  • Параграф 20, страница 53 -56
  • Обозначить на контурной карте крупнейшие горные системы Земли, используя карту полушарий.

VI. Рефлексия.

Предложение учителя оценить свою работу, определить уровень достижения цели. Учитель дает учащимся ощутить значимость своей работы в перспективе на будущее.