Воспитание толерантности обучающихся в условиях этнокультурного пространства

Разделы: Внеклассная работа


Можно все заветное покинуть,
Можно всё бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть…

“Не зная истоков своего народа, надеяться на достойное будущее невозможно”– гласит народная мудрость. И, конечно же, неспроста национальные отношения, как значительная часть нашей жизни всегда были предметом внимания и острых дискуссий политиков и философов, этнографов и историков, деятелей культуры и религии, педагогов и воспитателей.

Республика Башкортостан является позитивным примером решения межнациональных вопросов, выбирая путь сотрудничества, путь национального согласия. Веками в Башкортостане формировались уникальные условия мирного , дружеского сосуществования между разными по языку, психологии, социально– экономическому развитию, культуре, религии народами.

В современном Башкортостане проживают в мире и согласии представители более 130 народов и народностей со своими традициями, культурой, вероисповедованиями.

К сожалению, в современных условиях под воздействием экономической и социально– политической нестабильности утрачиваются многие нравственные ценности народа.

Народный поэт Башкортостана Мустай Карим писал: “.. Род людской может погибнуть не от землетрясения, всемирного потопа и даже не от атомной войны, он может погибнуть от водки, наркотиков, духовного и нравственного обнищания.” И с этим нельзя не согласиться. Стремясь к материальному прогрессу, мы не должны забывать свою историю, терять исторические корни, культурные традиции.

Двадцатый век ознаменовался колоссальными достижениями научно– технического прогресса и чем стремительнее развивается прогресс, тем сильнее стала проявляться духовная деградация общества, происходит обнищание души при пресыщении информации. И, конечно же, основными жертвами этого прогресса становятся наши дети.

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть – интернет. Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Существуют сайты, посвящённые порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотических веществ.

Из этого следует, что серьёзная опасность духовного опустошения грозит не только современникам, но и будущим поколениям наших соотечественников. От того, какие ценностные ориентации получат наши дети, каковы их позиции, зависит самосохранение не только той или иной нации. Но и будущее нашего общества в целом.

Ребёнок может быть хорошо обучен и информирован, но если он нравственно не воспитан, то общество в недалёком будущем рискует получить “умелых циников”, или что ещё опаснее, образованных преступников, в которых нет ничего человеческого.

Общеизвестно, что характер человека формируется с детства. Поэтому нарушение равновесия эмоционального и рационального начала в человеке является серьёзной проблемой развития полноценного общества. Особенно опасно утерять остроту эмоционального восприятия в детстве, когда духовная сторона личности только зарождается.

Вот почему первостепенными задачами в поликультурном образовании детей является – глубокое и всестороннее овладение, прежде всего, культурой своего народа, как непременное условие понимания иных культур, формирования у детей представлений о многообразии культур в мире. В России, в Башкортостане, воспитания положительного отношения к культурным различиям, формирования толерантности, неотъемлемой составляющей образования, направленного на социализацию обучающихся, их духовного становления, освоения ими культуры общества.

Человек приходит в этот мир, чтобы познать его, восхищаться и удивляться, чтобы реализовать свой природный потенциал. С первых лет жизни он должен входить в мир национального искусства: слышать колыбельную матери, видеть яркий национальный костюм, играть в народные игры и игрушки. Ведь именно в семье ребёнок получает свои первые знания о мире. Поэтому роль семьи и семейных ценностей в духовно– нравственном воспитании являются основополагающими. В связи с этим перед педагогами встаёт следующая немаловажная задача, чтобы повысить роль семьи в воспитании детей в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с нею ценности занимают в сознании детей.

Я педагог дополнительного образования детей русско– язычной аудитории, где основной контингент– это обучающиеся марийской, татарской, башкирской и русской национальности.

Ежегодно вначале учебного года в объединении “Мягкая игрушка”, руководителем которого я являюсь, приходят записываться десятки детей, что удивительно многие из них заполняя анкету не могут вспомнить место работы родителей их специальность, образование, есть и такие, которые не могут вспомнить даже отчество матери или отца.

Это маленький пример – лишь одно из свидетельств кризиса отношений в семье, отсутствия общих духовных интересов разных поколений во многих современных семьях. В настоящее время современная семья претерпевает серьёзный кризис, который вызван рядом причин: это бытовая неустроенность, отсутствие собственного жилья, низкие доходы, загруженность работой или учёбой и многое другое. Безусловно, всё это сказывается на отношениях в семье.

Известный русский философ И.Ильин писал: “…из духа семьи и рода, из духовного и религиозно-осмысленного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного достоинства, это первая основа внутренней свободы, духовного характера и здоровой гражданственности. Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа порождает в человеке безродную, безотечественную рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова родины. ”

Вот почему так важно, чтобы дети наши, как можно раньше соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили нам наши предки, веками отбирая всё самое лучшее, бережно сохраняя, передавая его из поколения в поколение.

Как преодолеть разрыв поколений, соединить разорванную нить?

Личный опыт работы убеждает и показывает, что необходима помощь в возрождении семьи и тех традиций, когда её нравственный облик, культуры быта, уважения к труду, являлись родниками гражданственности. В настоящее время возникла объективная необходимость возврата и развития национального самосознания и межнациональной терпимости.

Именно поэтому я внедряю в своей практике такие мероприятия, которые помогают добиться в этом направлении положительных результатов.

Работа по привлечению родителей в воспитательный процесс являлось сложным во все времена, чтобы преодолеть эту сложную ступень, я стараюсь чаще применять метод проектов. Это новый тип сотворчества детей и взрослых, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Основными составляющими проекта является развитие познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

Работа над современными проектами способствует объединению усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей, создаёт атмосферу общности интересов, сближения детей, родителей, педагогов, строит невидимый мостик между их внутренними мирами.

Работая над реализацией поставленных задач, я применяю разнообразные формы занятий: выставки, экскурсии, беседы, праздники, национальные обряды.

Все эти мероприятия не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей.

Эти мероприятия способствуют поднятию престижа семьи, укрепления её духовных ценностей, формируют уважительное отношение к своим родителям, влияют на формирование культурных традиций своего народа и народов других национальностей, приводят к диалогу культур в поликультурном пространстве, дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, у них расширяется кругозор, повышается интерес к познанию различных этносов, рождаются чувства гордости за свой народ, что оказывает значительное позитивное влияние на формирование ценностных ориентаций личности, её социализации.