Цели урока:
- формирование навыков правописания парных согласных на конце слов;
- развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;
- воспитание доброты, взаимопомощи на примере сказочных героев.
Ход урока
1. Организационный момент
.– Ребята! Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам посчастливилось встречать гостей, которые вместе с нами отправятся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая научит нас правильно писать слова с парными согласными, на этом уроке мы ещё раз убедимся, что добро побеждает зло. Давайте вспомним сказку!
(Вставка из мультфильма)
2. Чистописание
– А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски. Но прежде – разминка для пальчиков.
А) Я кручу, я верчу новую скакалочку
Захочу – обгоню Настю и Наталочку
Вот так, вот так посреди дорожки
Шаг вперёд, два назад и на правой ножке.
Б) Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Открываем тетради, записываем число.
Запись на доске.
СС с ссс ссс
сказка сказочка сказочник
Сказка – мёд, так и течёт.
Как понять эту поговорку? ( Сказка, как мёд, – сладкая, любимая, так и течёт, как речка.)
– Запишите, подчеркните мягкие согласные в этом предложении. (Приложение СЛАЙД 1)
3. Словарная работа.
– Все справились? Молодцы! Сегодня на уроке я буду фея. Я помогу вам, исполню ваше желание. Вот сейчас, например, я взмахнула волшебной палочкой – и мы в сказке.
На доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
– Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила у домика на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте запишем, кто встретился Красной Шапочке.
На доске крепятся картинки медведицы, лисицы, сороки….
– Подумайте и запишите, кого ещё могла встретить Красная Шапочка.
(Заяц, воробей, ворона, медведь и др.) (Приложение Слайд 2”)
В словарных словах поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
Дети обмениваются тетрадями и ведут взаимопроверку.
4. Повторение.
Шла Красная Шапочка, шла, увидела домик. Зашла девочка в дом, а на постели “бабушка” лежит (подозрительная какая-то!).
(Рядом с Красной Шапочкой на доску прикрепляется фигурка выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.)
“Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?” – говорит волк басом. А девочка ей в ответ: “ Ш-ш-ш…”
(Рядом с Красной Шапочкой и волком на доску прикрепляется фигура пчелы.)
– А пчела мимо летит: “Ж-ж-ж…”. Чем-то похожи эти звуки?
– Да это же парные согласные! А какие парные согласные вы знаете? Молодцы! А живут они вот в этом домике, на двух этажах. Ребята, давайте расселим их по своим квартирам. В каком порядке будем расселять? (На первом этаже – глухие, а на втором – звонкие).
Дети работают с магнитной доской и в тетрадях.
(Приложение слайд 3)
5. Обобщение
(Приложение слайд 3)Заинтересовался этим волк: рот у него раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб. Она догадалась, что не бабушка перед ней, а волк. Но нисколько не испугалась, и не позвала на помощь дровосеков потому, что она была очень добрая и решила поставить перед волком условие: – “Научись волк правильно писать слова с парными согласными, делай только добрые дела и никогда не делай зла!”. Почесал волк затылок и согласился (с дровосеками ему встречаться совсем не хотелось). Ребята, а вы хотите, чтобы волк стал добрым? Тогда давайте все вместе научимся правильно писать слова с парными согласными.
“А ну-ка волк, отвечай! Сумеешь ли ты объяснить, как правильно написать слова?” – спросила Красная Шапочка.
Задумался волк. Приумолк. Как же ему с этим разобраться?
Ребята, а из вас кто-нибудь знает, как пишутся эти слова?
Посмотрите, на экране волк. Давайте проговорим и запишем слова. Какой звук слышим? А какую букву напишем? Почему?
Дети записывают: глаз, зуб, нос, лоб.
– Рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласные и рядом гласный в проверочных словах.
Дети записывают: глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.
– В этой позиции парный согласный слышится четко! Почему?
Д: За ним стоит гласный.
– Ребята, сейчас я взмахну волшебной палочкой, а вы сам попробуйте сформулировать правило и запомнить его.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Но поставим рядом гласный
И согласный не опасный! (Приложение СЛАЙД 4)
Давайте хором проговорим. А теперь проговорите друг другу!
Молодцы! Немного отдохнем.
Физминутка
6. Закрепление
У: Красная Шапочка решила проверить, усвоил ли волк наше правило, и загадала волку загадку: (загадки распечатанные раздать каждому на стол)
На зеленой ножке
Выросли сережки.
Что это?
Д: Ландыш.
Подчеркните слова, в которых спрятались парные согласные.
Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять!
Запишите рядом проверочное слово. (Приложение СЛАЙД 5)
Например, слова ноженьки, сережечки.
Но вернемся к Красной Шапочке.
Красная Шапочка говорит: “ У домика парных согласных пруд” А волк ей в ответ: “ Да, прут, тоненькие такой, березовый! Как шлепнешь им…” “Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд”
“Ничего не понимаю!” – сказал волк.
Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница?
Д: Да.
У: Хорошо, тогда запишите эти слова в тетради. А Красная Шапочка и Волк на доске, а вы в тетрадях (девочки помогайте Красной Шапочке, а мальчики – волку). Какой прут имел в виду волк? (берёзовый прут – прутик). А про какой пруд говорила Красная Шапочка? (чистый, голубой пруд – пруды)
Дети записывают: пруд, прут.
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот – пруды, а это – прутик,
И не путайте их, люди! (Приложение СЛАЙД 6)
Как же нам проверить их?
Д: Изменить слово – Нужно, чтобы рядом с парным согласным оказался гласный.
У: Правильно. Запишите рядом с этими словами проверочные слова.
Дети записывают:
У: “ До чего же опасные эти парные согласные! Но поставим рядом гласный и согласный не опасный!”– волк почесал в раздумье затылок и решил отблагодарить Красную Шапочку за её доброту – подарить ей целую корзину грибов. А ребят попросил помочь ему. Поможем?
Игра “Собери грибок в лукошко”. ( На грибах написаны слова, дети выходят к доске, берут гриб, читают и объясняют какую букву нужно написать) Грибы ложем в корзинку.
Молодцы! Набрали полное лукошко.
И главное волк понял, что парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звуки нечётко слышатся…
Буква, какая пишется?
Мы поставим рядом гласный
И согласный не опасный!
А вы ребята поняли?
Д: Мы тоже поняли!
ПРОВЕРКА
У: Сейчас проверим.
Дети получают карточку – перфокарту (вставить нужную букву)
В лесу у прудика гуляли еж и уж. В гнезде сидели чиж и стриж. А в норе – мышь. А у воды рос камыш.
Запишите эти предложения. Вставив правильно парную согласную.
(Приложение слайд 7)
Проверили? Кто написал без единой ошибки? Молодцы! И волка научили грамоте и доброте и сами научились!
А чему вы ребята научились?
Красная Шапочка в знак благодарности, что вы помогли ей научить волка, дарит вам памятки, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда; и в сказке, и в жизни.
Ребята, наша сказка подошла к концу. Понравилась вам сказка? А почему она получилась интересной? А доброй можно назвать нашу сказку-урок? Почему? Как вы считаете, кто очень активно помогал Красной Шапочке обучать волка? Поднимите руку, кто считает, что он работал на уроке очень хорошо и всему научился.
А кто желает ещё и дома поработать над этим? Выберите для себя любой цветок со сказочной полянки, а на нём задание. Постарайтесь выполнить, используя правило-памятку.
Молодцы! Мне очень приятно работать с вами!