Программа элективного курса по экологии для 10–11-х классов

Разделы: Биология, Экология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на учащихся 10-11-х классов, на её изучение предполагается 34 часа.

Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, необходимо вооружить его основами экологических знаний.

Цель курса: ознакомление учащихся с основами экологии, ее законами.

Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи организмов и условий среды, а также развить у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации. В итоге обучения по данной программе обучающиеся должны получить представление об основах экологии как науки, законах и закономерностях экологии; научиться действовать в конкретной экологической ситуации.

Основные требования к курсу “Экология окружающей среды”

Учащиеся должны знать:

  • основные термины и понятия курса;
  • основные законы и закономерности;
  • о современном состоянии, использовании и охране растительности и животного мира окружающей местности;
  • значение экологизации производства;
  • в чём заключается международное сотрудничество в области охраны природы.

Учащиеся должны уметь:

– объяснять суть экологических понятий и законов;
– применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
– использовать элементы системы подходы в объяснении сложных природных явлений, взаимоотношении природы и общества.

Содержание программы

Введение (1 ч).

Глава 1. Живые организмы и среда обитания (11ч).

Экологические факторы и их влияние на организмы. Температура, вода, почва, свет, излучение как экологические факторы. Общие закономерности действия экологических факторов. Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические и антибиотические взаимоотношения. Экологическая ниша.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: тестовый зачет.

Глава 2. Экология популяций (5ч).

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы. Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяции.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: урок-семинар (подготовка выступлений).

Глава 3. Организация и экология сообществ (8 ч).

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Структура и продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ. Экологические сукцессии и их значение. Биосфера и ее эволюция.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: урок-семинар (подготовка и защита рефератов).

Глава 4. Окружающая среда и человек (9 ч).

Современное состояние природной среды. Атмосфера, почва, вода и их загрязнение. Радиационное загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы окружающей местности. Основы рационального природопользования. Химическое загрязнение и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков, погоды и питания на здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья, адаптация человека к окружающей природе.

Практическое занятие: решение задач по теме.

Контроль: урок-семинар (подготовка и защита докладов и презентаций).

Резервное время – 1 ч.

Литература

  1. Криксунов Е.А. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2006 г.
  2. Мамедов М.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы, М.: “Школа– Пресс”.
  3. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 10(11) кл.– М.: Дрофа, 2001 г.
  4. Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Основы общей экологии: учебное пособие. – Казань, ЗАО “Новое знание”, 2006 г.

Национально-региональный компонент:

  1. Бадрутдинов Х.Ф. Камское-Устье – жемчужина природы. – Казань: Идель-Пресс, 2006 г.
  2. Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Издание второе. – Казань: Идель-Пресс, 2006 г.
  3. Миронов А.В. Знать и беречь природу: Пособие для учителя. – Казань: Татарское книжное издательство, 1984 г.

MULTIMEDIA

  • Биология 6-11-й класс: лабораторный практикум. Учебное электронное издание, – М., Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: современная универсальная российская электронная энциклопедия. – М., ООО “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.
  • Биология, химия, экология. Электронное учебное издание. – М., ООО “Физикон”, 2005 г.

Учебно-тематический план