Вторая четверть «О чем говорит музыка?»
Пятый урок «Что музыка изображает», как музыка
рисует зиму»
ХПИ «К нам на новоселье жалует зима, а за ней
веселье, смех и кутерьма»
Цель урока: введение в тему через различные виды деятельности.
Задачи:
- Образовательная – развивать восприятие и воображение
- Воспитательная – воспитывать в детях слушательскую культуру, прививать любовь к музыке.
- Развивающая – развивать музыкальность и чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку.
Тип урока – введение в тему.
Музыкальный ряд
- «Снежная песенка» муз. Савельева;
- «Снежинки» (вальс) музыка Б.Тихонова;
- «Идет молодец» из сюиты «Зимние забавы» обр. Г. Пантюкова.
Методы
- наглядный метод;
- метод творческих заданий;
- метод размышления о музыке.
Материал
- нотная хрестоматия;
- аудиозаписи;
- репродукции картин;
- портреты композиторов.
ХОД УРОКА
I. Разработка
– Прочитайте стихи, которые являются девизом
нашего урока.
– О каком времени года говорится? (Ответы
детей)
– Что для каждого из вас значит зима? (Ответы
детей)
– Чем вам нравится это время года? (Ответы
детей)
– Песня, которую учили на прошлом уроке очень
ярко рассказала об этом времени года.
– Как она называется? (Ответы детей)
«Снежная песенка»
Исполнение песни, вокально-хоровая работа, индивидуальный опрос у доски.
II. Кульминация
– Какие игры – зимние забавы вам известны? (Ответы
детей)
– Что одевают люди, которые долго находятся
зимой на улице, чтобы не замерзнуть? (Ответы
детей)
– Во что можно поиграть зимой, чтобы не
замерзнуть? (Ответы детей)
– Омский русский народный хор, наши земляки,
исполнят замечательную игровую песню, она
называется «Идет молодец», а мы с вами изобразим
зимние игры и забавы (Музыкально-ритмическая
разминка)
Во время разминки изобразить: как лепят снежки,
греют руки на морозе, катаются на лыжах, греют
ножки.
– Молодцы ребята! Наверняка если вы так весело
будите играть на улице, то ни кто из вас не
замерзнет. А как по вашему, земле и деревьям нужна
зимой теплая одежда? Почему? Как она выглядит? Что
такое снег? Как выглядят снежинки? Можно ли их
изобразить музыкой? (Ответы детей)
– Композитор Борис Тихонов сочинил вальс,
который так и называется – «Снежинки». Послушаем
и подумаем, какие снежинки он изобразил.
Слушание вальса.
– Была ли музыка похожа на снежинки? Почему?
– Давайте рассмотрим иллюстрации
– Думаю, что теперь каждый может нарисовать свою
снежинку, придумать свой узор и показать друг
другу. Конкурс «Нарисуй снежинку»
III. Итог:
– Прочитайте еще раз отрывок из стихотворения,
который стал девизом нашему уроку.
– Можем ли мы утверждать, что зима уже справила
новоселье? (ответы детей)
– Подарила ли она нам смех, игры, зимние забавы?
(ответы детей)
– Я думаю вы согласитесь, что мы будем почетными
гостями на этом празднике!
Домашнее задание: выучить стихи о зиме
Вывод
Содержание учебного материала соответствует
задачам (развитие, обучение, воспитание) и
методам обучения.
В результате уроков у детей формируется
мотивация деятельности, устанавливается
сотрудничество учителя и учеников. Результатом
уроков становится активное включение учащихся в
деятельность по достижению целей и задач уроков.
В процессе уроков проявились: стремление
учеников к творчеству и познанию,
заинтересованность в учебном предмете,
достаточно высокий уровень развития умений
учения, который был продемонстрирован учащимися
в процессе выполнения различных учебных задач.
Наблюдение за учащимися, результаты контрольных
заданий, изучение качества обученности учащихся
класса по предмету позволили сделать следующие
выводы:
Использование учителем
личностно-ориентированных методов и приемов на
уроках музыки в основной школе обеспечивает
положительное отношение учащихся к предмету и
его изучению.
Положительное отношение учащихся к предмету и к
преподавателю в большинстве случаев
сопровождается повышением интереса к его
изучению.
Использование учителем
личностно-ориентированных методов и приемов на
уроках музыки способствуют обозначению
положительной динамики в определении личностной
позиции учащихся.
Обработка результатов контрольных заданий
подтверждает позитивную динамику показателей
качества знаний и степени обученности учащихся
по предмету «музыка».
Таким образом, в результате практического
применения личностно-ориентированного подхода
выявлено: предложенная методика проведения
уроков на основе личностно ориентированного
подхода, методов и приемов, обеспечивающих ее
реализацию, приводит к тому, что учащиеся
чувствуют себя комфортно в рамках учебного
процесса, обучение приобретает для них
личностный смысл. В итоге, это приводит к
положительной динамике развития учащихся, как в
мотивационно-личностной, так и в познавательной
сферах.