Практика применения методик личностно ориентированного подхода на примере урока музыки. 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Вторая четверть «О чем говорит музыка?»
Пятый урок «Что музыка изображает», как музыка рисует зиму»
ХПИ «К нам на новоселье жалует зима, а за ней веселье, смех и кутерьма»

Цель урока: введение в тему через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Образовательная – развивать восприятие и воображение
  • Воспитательная – воспитывать в детях слушательскую культуру, прививать любовь к музыке.
  • Развивающая – развивать музыкальность и чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку.

Тип урока – введение в тему.

Музыкальный ряд

  • «Снежная песенка» муз. Савельева;
  • «Снежинки» (вальс) музыка Б.Тихонова;
  • «Идет молодец» из сюиты «Зимние забавы» обр. Г. Пантюкова.

Методы

  • наглядный метод;
  • метод творческих заданий;
  • метод размышления о музыке.

Материал

  • нотная хрестоматия;
  • аудиозаписи;
  • репродукции картин;
  • портреты композиторов.

ХОД УРОКА

I. Разработка

– Прочитайте стихи, которые являются девизом нашего урока.
– О каком времени года говорится? (Ответы детей)
– Что для каждого из вас значит зима? (Ответы детей)
– Чем вам нравится это время года? (Ответы детей)
– Песня, которую учили на прошлом уроке очень ярко рассказала об этом времени года.
– Как она называется? (Ответы детей)

«Снежная песенка»

Исполнение песни, вокально-хоровая работа, индивидуальный опрос у доски.

II. Кульминация

– Какие игры – зимние забавы вам известны? (Ответы детей)
– Что одевают люди, которые долго находятся зимой на улице, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей)
– Во что можно поиграть зимой, чтобы не замерзнуть? (Ответы детей)
– Омский русский народный хор, наши земляки, исполнят замечательную игровую песню, она называется «Идет молодец», а мы с вами изобразим зимние игры и забавы (Музыкально-ритмическая разминка)
Во время разминки изобразить: как лепят снежки, греют руки на морозе, катаются на лыжах, греют ножки.
– Молодцы ребята! Наверняка если вы так весело будите играть на улице, то ни кто из вас не замерзнет. А как по вашему, земле и деревьям нужна зимой теплая одежда? Почему? Как она выглядит? Что такое снег? Как выглядят снежинки? Можно ли их изобразить музыкой? (Ответы детей)
– Композитор Борис Тихонов сочинил вальс, который так и называется – «Снежинки». Послушаем и подумаем, какие снежинки он изобразил.

Слушание вальса.

– Была ли музыка похожа на снежинки? Почему?
– Давайте рассмотрим иллюстрации
– Думаю, что теперь каждый может нарисовать свою снежинку, придумать свой узор и показать друг другу. Конкурс «Нарисуй снежинку»

III. Итог:

– Прочитайте еще раз отрывок из стихотворения, который стал девизом нашему уроку.
– Можем ли мы утверждать, что зима уже справила новоселье? (ответы детей)
– Подарила ли она нам смех, игры, зимние забавы? (ответы детей)
– Я думаю вы согласитесь, что мы будем почетными гостями на этом празднике!

Домашнее задание: выучить стихи о зиме

Вывод

Содержание учебного материала соответствует задачам (развитие, обучение, воспитание) и методам обучения.
В результате уроков у детей формируется мотивация деятельности, устанавливается сотрудничество учителя и учеников. Результатом уроков становится активное включение учащихся в деятельность по достижению целей и задач уроков. В процессе уроков проявились: стремление учеников к творчеству и познанию, заинтересованность в учебном предмете, достаточно высокий уровень развития умений учения, который был продемонстрирован учащимися в процессе выполнения различных учебных задач.
Наблюдение за учащимися, результаты контрольных заданий, изучение качества обученности учащихся класса по предмету позволили сделать следующие выводы:
Использование учителем личностно-ориентированных методов и приемов на уроках музыки в основной школе обеспечивает положительное отношение учащихся к предмету и его изучению.
Положительное отношение учащихся к предмету и к преподавателю в большинстве случаев сопровождается повышением интереса к его изучению.
Использование учителем личностно-ориентированных методов и приемов на уроках музыки способствуют обозначению положительной динамики в определении личностной позиции учащихся.
Обработка результатов контрольных заданий подтверждает позитивную динамику показателей качества знаний и степени обученности учащихся по предмету «музыка».
Таким образом, в результате практического применения личностно-ориентированного подхода выявлено: предложенная методика проведения уроков на основе личностно ориентированного подхода, методов и приемов, обеспечивающих ее реализацию, приводит к тому, что учащиеся чувствуют себя комфортно в рамках учебного процесса, обучение приобретает для них личностный смысл. В итоге, это приводит к положительной динамике развития учащихся, как в мотивационно-личностной, так и в познавательной сферах.