Осень

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формировать знания детей об осенних изменениях в природе.

Обучающие задачи:

  • Формировать обобщенное представление об осени: о периодах и их характерных особенностях.
  • Закрепить знания о зависимости существований растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых).
  • Закреплять знания в подборе предметов по принадлежности к одному растению.
  • Упражнять в восстановлении связей между знакомыми факторами.
  • Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.

Коррекционные задачи:

- Формировать представление о переносном значении слова (золотая осень).

- Учить составлять предложения с предлогами.

- Образовывать относительные прилагательные (лист с клена - кленовый лист; лист с дуба- дубовый лист и т.д.).

- Согласовывать существительные с прилагательными (лист разноцветный, резной, гладкий ит.д.).

- Активизировать словарь детей существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, берёзка); сложными словами (листопад).

- Развивать длительный плавный выдох у детей; тактильные ощущения; тонкую моторику.

Здоровьесберегающие задачи:

- Профилактика умственного утомления детей на занятии.

Ход занятия

Содержание занятия Здоровьесберегающее сопровождение
Организационный момент:

Воспитатель приглашает детей пройти в групповую комнату, где тихо звучит музыка П. Чайковского " Осень".

Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На ковре разбросаны листья.

В руках у воспитателя - корзина, наполненная разноцветными листьями разных деревьев.

- Увядающие осенние листья очень хорошо пахнут. Понюхайте осенние листья (дети наклоняются к корзине и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи).

- Выберите каждый по одному листочку

(дети выбирают листья).

1. Сообщение темы:

Воспитатель: Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого слетел лист и назовёт это дерево ласково.

(Например: берёзка, дубок, ивушка, кленочек, рябинка, каштанчик, осинка, тополёк и т.д.)

(дети садятся на стулья полукругом)

- Рассмотрите осенние листья? Какие они?

(Например: разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об осени, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем отличаются друг от друга.

2. Изучение нового материала

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (осень)

- Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь)

- Какой месяц наступит после сентября? (октябрь)

- Какой месяц завершает осень? (ноябрь).

Воспитатель:

- Сентябрь обычно называют ранней осенью.

Начало октября называют золотой осенью.

А затем называют до конца осени поздней осенью

(рассказ сопровождается показом иллюстраций).

У этих периодов осени много отличий.

Ранней осенью часто бывает тепло, как летом. Ещё много на клумбах цветов, дозревают овощи, листья только начинают менять окраску. Встречаются насекомые, птицы только готовятся к отлёту в тёплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья и подумайте, почему осень называют золотой? (листья на деревьях становятся разноцветными и кажутся золотыми)

Это время листопада. Меньше становится цветов.

Постепенно исчезают насекомые. Перелётные птицы начинают отлёт.

Поздняя осень - самая грустная пора, когда уже нет цветов, деревья стоят голые, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период самый холодный, с частыми дождями со снегом и холодными ветрами.

Развитие длительного плавного выдоха

(Дидактическая игра " Осенние листья")

Воспитатель приглашает детей пройти к высокому столу, на котором стоит мини-бассейн с водой и разноцветными листьями

Воспитатель: - Сейчас вы станете ветром. Подуйте на листик так, чтобы они плыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно? (сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щёки).

Развитие тактильных ощущений

(Дидактическая игра " Узнай на ощупь"

Воспитатель: - Ребята, нам осень подарила гриб. Но он необычный: в нём осенние листья. А сможете ли вы, не видя их, узнать эти листья по контору (листья, вырезанные из наждачной бумаги)

(Дети просовывают руки в отверстие гриба, ощупывают контуры листа и называют с какого он дерева)

Развитие мелкой моторики

(Дидактическая игра " Обведи и заштрихуй листик").

(дети садятся за столы; на столах - бумага и цветные карандаши).

Воспитатель: - Возьмите листья и обведите их по контору, затем заштрихуйте горизонтальными линиями красным, оранжевыми и жёлтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми

(воспитатель оценивает работу детей).

3. Экологический аспект: необходимость охраны деревьев.

Воспитатель: В лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает шелест опавшей листвы, наслаждается красотой.

Вы уже знаете, что дерево живое. Оно растёт, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит.

(изображение детьми как растёт дерево).

Деревья дышат тем воздухом, который мы выдыхаем. А нам дают кислород, которым мы дышим.

Теперь представьте себе, что будет, если деревья исчезнут?

(ответы детей: Мы бы задохнулись. Мы бы погибли. Мы бы не смогли жить. Не только люди, но и птицы, и звери).

Вот поэтому нужно беречь каждое дерево!

В городе люди сажают деревья, разбивают парки, скверы.

- Для чего это делают? (чтобы был свежий воздух).

Мы часто ходим в лес и просто гулять, и по грибы, и по ягоды.

В лесу мы в гостях.

- Скажите, как надо вести в лесу? (обсуждение неправильного поведения в природе).

Я за вас спокойна. Вы будете вести себя на природе достойно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Составление предложений с предлогами

(Дидактическая игра " Листопад" (за на под в )

Воспитатель:- Куда же залетел наш лист?

(Например: Лист залетел за дерево. (на дерево, упал под дерево, залетел в дупло)

(показ воспитателем действий на фланелеграфе).

6. Подведение итогов занятия:

Воспитатель: - Вот и закончился наш рассказ об осени.

Какие периоды осени вы запомнили? (ответы детей)

Вы хорошо справились с заданиями, поэтому осень вам приготовила подарки (воспитатель достаёт корзину с яблоками). Все старались. Всем спасибо!

Проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет особенностей физиологической фазы "врабатывания" у детей: первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующих значительных усилий.

Смена динамической позы.

 

 

 

 

 

 

Обеспечение фактора фиксации внимания в " фазе устойчивой работоспособности" (изложение нового материала сопровождается практическими действиями на образном материале).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена динамической позы.

 

Дыхательная гимнастика. Повторить 3 раза.

 

Обеспечиваются оптимальные с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации - "чувственный" (трогают руками).

Это первый физиологический необходимый этап.

 

 

 

Смена динамической позы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор правильного поведения в природе по отношению к своему здоровью.

 

 

 

 

 

 

4. Оздоровительный момент

(для снятия статического напряжения)

Упр. " Ветер и листья"

(координация речи с движением)

Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.

(Повторить 3 раза)

 

Поддержание умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью игрового метода.

 

 

 

 

Обеспечение психологического комфорта.