Цель: Формировать знания детей об осенних изменениях в природе.
Обучающие задачи:
- Формировать обобщенное представление об осени: о периодах и их характерных особенностях.
- Закрепить знания о зависимости существований растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых).
- Закреплять знания в подборе предметов по принадлежности к одному растению.
- Упражнять в восстановлении связей между знакомыми факторами.
- Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.
Коррекционные задачи:
- Формировать представление о переносном значении слова (золотая осень).
- Учить составлять предложения с предлогами.
- Образовывать относительные прилагательные (лист с клена - кленовый лист; лист с дуба- дубовый лист и т.д.).
- Согласовывать существительные с прилагательными (лист разноцветный, резной, гладкий ит.д.).
- Активизировать словарь детей существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, берёзка); сложными словами (листопад).
- Развивать длительный плавный выдох у детей; тактильные ощущения; тонкую моторику.
Здоровьесберегающие задачи:
- Профилактика умственного утомления детей на занятии.
Ход занятия
Содержание занятия | Здоровьесберегающее сопровождение |
Организационный момент: Воспитатель приглашает детей пройти в групповую комнату, где тихо звучит музыка П. Чайковского " Осень". Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На ковре разбросаны листья. В руках у воспитателя - корзина, наполненная разноцветными листьями разных деревьев. - Увядающие осенние листья очень хорошо пахнут. Понюхайте осенние листья (дети наклоняются к корзине и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи). - Выберите каждый по одному листочку (дети выбирают листья). 1. Сообщение темы: Воспитатель: Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого слетел лист и назовёт это дерево ласково. (Например: берёзка, дубок, ивушка, кленочек, рябинка, каштанчик, осинка, тополёк и т.д.) (дети садятся на стулья полукругом) - Рассмотрите осенние листья? Какие они? (Например: разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые). Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об осени, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени, чем отличаются друг от друга. 2. Изучение нового материала Воспитатель: - Какое сейчас время года? (осень) - Какой месяц осени заканчивается? (сентябрь) - Какой месяц наступит после сентября? (октябрь) - Какой месяц завершает осень? (ноябрь). Воспитатель: - Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября называют золотой осенью. А затем называют до конца осени поздней осенью (рассказ сопровождается показом иллюстраций). У этих периодов осени много отличий. Ранней осенью часто бывает тепло, как летом. Ещё много на клумбах цветов, дозревают овощи, листья только начинают менять окраску. Встречаются насекомые, птицы только готовятся к отлёту в тёплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Посмотрите на листья и подумайте, почему осень называют золотой? (листья на деревьях становятся разноцветными и кажутся золотыми) Это время листопада. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелётные птицы начинают отлёт. Поздняя осень - самая грустная пора, когда уже нет цветов, деревья стоят голые, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период самый холодный, с частыми дождями со снегом и холодными ветрами. Развитие длительного плавного выдоха (Дидактическая игра " Осенние листья") Воспитатель приглашает детей пройти к высокому столу, на котором стоит мини-бассейн с водой и разноцветными листьями Воспитатель: - Сейчас вы станете ветром. Подуйте на листик так, чтобы они плыли по воде. Помните, как нужно дуть правильно? (сделать вдох через нос, а потом подуть, вытянув губы трубочкой и не раздувая щёки). Развитие тактильных ощущений (Дидактическая игра " Узнай на ощупь" Воспитатель: - Ребята, нам осень подарила гриб. Но он необычный: в нём осенние листья. А сможете ли вы, не видя их, узнать эти листья по контору (листья, вырезанные из наждачной бумаги) (Дети просовывают руки в отверстие гриба, ощупывают контуры листа и называют с какого он дерева) Развитие мелкой моторики (Дидактическая игра " Обведи и заштрихуй листик"). (дети садятся за столы; на столах - бумага и цветные карандаши). Воспитатель: - Возьмите листья и обведите их по контору, затем заштрихуйте горизонтальными линиями красным, оранжевыми и жёлтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми (воспитатель оценивает работу детей). 3. Экологический аспект: необходимость охраны деревьев. Воспитатель: В лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает шелест опавшей листвы, наслаждается красотой. Вы уже знаете, что дерево живое. Оно растёт, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. (изображение детьми как растёт дерево). Деревья дышат тем воздухом, который мы выдыхаем. А нам дают кислород, которым мы дышим. Теперь представьте себе, что будет, если деревья исчезнут? (ответы детей: Мы бы задохнулись. Мы бы погибли. Мы бы не смогли жить. Не только люди, но и птицы, и звери). Вот поэтому нужно беречь каждое дерево! В городе люди сажают деревья, разбивают парки, скверы. - Для чего это делают? (чтобы был свежий воздух). Мы часто ходим в лес и просто гулять, и по грибы, и по ягоды. В лесу мы в гостях. - Скажите, как надо вести в лесу? (обсуждение неправильного поведения в природе). Я за вас спокойна. Вы будете вести себя на природе достойно!
5. Составление предложений с предлогами (Дидактическая игра " Листопад" (за на под в ) Воспитатель:- Куда же залетел наш лист? (Например: Лист залетел за дерево. (на дерево, упал под дерево, залетел в дупло) (показ воспитателем действий на фланелеграфе). 6. Подведение итогов занятия: Воспитатель: - Вот и закончился наш рассказ об осени. Какие периоды осени вы запомнили? (ответы детей) Вы хорошо справились с заданиями, поэтому осень вам приготовила подарки (воспитатель достаёт корзину с яблоками). Все старались. Всем спасибо! |
Проводится для включения детей в
деятельность, оптимизации эмоционального
состояния.
Учет особенностей физиологической фазы "врабатывания" у детей: первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующих значительных усилий. Смена динамической позы.
Обеспечение фактора фиксации внимания в " фазе устойчивой работоспособности" (изложение нового материала сопровождается практическими действиями на образном материале).
Смена динамической позы.
Дыхательная гимнастика. Повторить 3 раза.
Обеспечиваются оптимальные с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации - "чувственный" (трогают руками). Это первый физиологический необходимый этап.
Смена динамической позы.
Выбор правильного поведения в природе по отношению к своему здоровью.
4. Оздоровительный момент (для снятия статического напряжения) Упр. " Ветер и листья" (координация речи с движением) Ветер по лесу кружил, (Повторить 3 раза)
Поддержание умственной работоспособности в последней фазе занятия с помощью игрового метода.
Обеспечение психологического комфорта. |