Я расту и выбираю…

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Согласитесь, каждый из нас в любом возрасте хочет знать о своих возможностях в многообразном мире профессий, так называемых внутренних резервах, как имеющихся, так и приобретённых, благодаря жизненному опыту.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных мотивов и социальных профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит пред личностью), социально-психологические (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласование собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни). Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения, становления основ ценностного отношения к труду взрослых: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - осознание роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7 классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9 классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углублённого изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения детей направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии, поэтому, профориентационная работа должна охватывать все этапы профессионального развития личности, вестись непрерывно и систематически, начиная с дошкольного возраста.

Наиболее существенный вклад в развитие понятия " ранняя профессиональная ориентация" внёс Е.А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда. Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию предигры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации.

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, закладывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности ребёнка 5-8 лет занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок примеряет на себя социальные роли, игра позволяет ему определить предпочитаемую роль, сделать первоначальный "выбор" профессии, осуществить так называемую профессиональную пробу. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, в игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Именно в игре происходит формирование первоначальных трудовых навыков и умений, происходит возникновение понимания роли труда в жизни человека.

Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребёнок, дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетается реальность и вымысел. В дошкольной педагогике игра рассматривается как деятельность, оказывающая развивающее воздействии е на дошкольника, способствующая формированию первоначальных навыков, кооперации и коммуникации ( А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А. П. Усова, и др.)

В последнее время в педагогической и психологической литературе поднимается вопрос о том, что дети дошкольного возраста всё чаще отдают предпочтение не сюжетно - ролевой игре, а другим видам детской деятельности: экспериментированию, рисованию, конструированию, просмотру видеофильмов и телепередач и т.д., что игра уходит из жизни ребёнка, что она не развивается, что становится более примитивной по тематике и по содержанию.

Вовлечение детей, воспитывающихся в условиях детского дома в сюжетно - ролевую игру происходит более естественным образом, так как ребёнок находится в разновозрастном детском коллективе. В такой группе игра проявляется во всей своей полноте: старшие дети используют знакомые им способы развёртывания сюжета, построения игры, а младшие подключаются на доступном им игровом уровне, накапливают игровой опыт, и в дальнейшем передают его другому поколению. Однако опыт работы показывает, что игра не всегда носит непринуждённый, свободный характер, детям сложно самим выбрать сюжет игры. Сюжетная игра в большей степени деятельность манипулятивная, чем социально- коммуникативная.

Мы видим следующие причины проблемы развития детской игры у воспитанников учреждений закрытого типа:

  • Длительная социально-культурная депривация (в частности пребывание с момента рождения в условиях дома ребёнка и детского дома);
  • Низкий уровень познавательной активности;
  • Незрелость мотивационно-волевой сферы;
  • Ограниченность фрагментарность знаний об окружающем мире;
  • Недостаточная сформированность умственных операций;
  • Отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи;
  • Недостаточность положительного опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Груз отрицательного опыта и наличие искаженной информации о социальном мире не дают им быстро адаптироваться к новой жизни. Мы считаем, что игра может помочь вытеснить отрицательные эмоции и сформировать опыт положительных взаимоотношений и общечеловеческих ценностей. Но в этой работе мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру и в более сложном, профориентационном аспекте: так как уже в дошкольном возрасте появляются первые предпосылки профессиональной направленности, и педагог может составить индивидуальную программу профессионального самоопределения личности ребёнка, которая в дальнейшем может корректироваться и развиваться.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях реализуется обязательная "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М.А. Васильевой) и другие - такие, как программа "Радуга", "Развитие" и "Детство".

Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой. В целом же наиболее распространённые в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми зарождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизведя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития сюжетно - ролевой игры, у большинства наших воспитанников этот период был упущен в связи с депривацией потребностей в игровой деятельности.

Исходя из всего вышеперечисленного, нами была предпринята попытка создания рабочей программы "Я расту и выбираю:".

Цель данной программы - формирование у ребёнка эмоционально - положительного отношения к миру профессионального труда, через расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых, организацию сюжетно - ролевых игр и профессиональных проб.

Задачи:

  • подвести к осознанию значимости в жизни человека и общества профессий: милиционер, парикмахер, почтальон, строитель, повар, продавец, шофёр, воспитатель, врач;
  • формировать эмоционально - положительное отношение к труду и элементарным трудовым умениям;
  • создать условия для отражения в сюжетно - ролевых играх элементарных трудовых действий и межличностных отношений.

Для более эффективного решения поставленных нами задач, поэтапная реализация программы будет осуществляться с воспитанниками старшей, подготовительной группы и воспитанниками 1 класса.

Особенностью организации образовательного процесса в условиях Детского дома является взаимодействие старших и младших воспитанников на разных этапах её реализации целей и задач.

Такое сотрудничество воспитанников детского дома дает положительные результаты: дошколята приобретают опыт взаимодействия, общения со старшими сверстниками, что помогает лучше адаптироваться в социуме, а учащиеся выпускных классов, особенно девочки, все чаще связывают дальнейший выбор профессии с обучением и воспитанием детей.

В рамках реализации программы "Я расту и выбираю:" для учащихся выпускных классов организуются профессиональные пробы по типу "человек - человек", которые плавно вливаются в этап знакомства детей с различными видами профессий у дошкольников, и служат активизации коллективного взаимодействия дошкольников и практикующихся обучающихся. Это позволяет обучающимся 9 классов ближе знакомиться с профессией воспитателя, и в будущем сделать правильный выбор профессиональной деятельности.

Включение профессиональных проб в поэтапную подготовку сюжетно-ролевой игры через организацию коллективного творческого дела (КТД), с детьми старшего, подготовительного возраста в свободной деятельности и у детей первого класса во внеурочной деятельности, является отличительной чертой предлагаемой нами программы.

В. И. Логинова в своей работе "Формирование представлений о труде взрослых" указывает на зависимость интереса к труду и к определенным профессиям от уровня знаний о труде. Дети, воспитывающиеся в условиях интернатных учреждений, отличаются низким уровнем знаний о социальной действительности, низкой способностью к самостоятельности, внутренней активности и рефлексии. Для того, чтобы обогатить эти знания, мы включили в календарно - тематическое планирование систему ознакомления детей с профессиями ближайшего социального окружения.

Началом тематического периода ознакомления с той или иной профессией являются занятия, экскурсии, выставки, встречи с людьми различных профессий. По мере возникновения и развития интереса детей к предлагаемому содержанию, начинают проявляться элементы его отражения в сюжетных действиях. Задача педагога - поддерживать детские интересы, помогать в их развитии, создавать условия для развития игровых сюжетных линий, обогащать впечатления и представления детей. Такая система позволяет обогащать знания ребят об окружающем, вырабатывать взгляды на труд как основной источник успешной жизни, воспитывать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботится о близких, быть самостоятельными и творческими личностями.

Таким образом, в результате поэтапной реализации тематических циклов программы "Я расту и выбираю:" у воспитанников формируются эмоционально - положительное, ценностное отношение к профессиям, элементарные трудовые умения, расширяется представление о профессиональной деятельности взрослых. Вовлечение детей в сюжетно - ролевые игры способствует развитию игровых взаимоотношений, диалогового общения, обогащаются сюжеты детских игр, активизируется коллективное взаимодействие дошкольников и практикующихся обучающихся, которые в дальнейшем делают осознанный выбор профессиональной деятельности, всё чаще связывая её с профессией воспитателя.

Программа "Я расту и выбираю:" рассчитана на 1 год обучения. Состоит из 9 тематических циклов:

Каждый из циклов осуществляется в течение двух и более недель.

Всего по 1 тематическому циклу - 16 часов 30 минут.

За год обучения - 148 часов 30 минут.