Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития, так как развитие цивилизации обеспечивают люди, способные к творческой деятельности.
В связи с этим изменилось построение учебного процесса: это увеличение доли творческих заданий, обеспечивающих определённую свободу выбора темпа и сложности заданий для учащихся, развитие креативности через внедрение диалоговых форм обучения, создании условий для самореализации и самоопределения учащихся.
С этой целью моделирую урок в различных технологиях. Для начальной школы, на мой взгляд, актуальны следующие педагогические технологии: коммуникативно – информационные, игровые, исследовательские.
Так, среди приоритетных целей обучения и воспитания детей, я выделяю следущие:
- развитие индивидуальности ребёнка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
В связи с этим изменилась позиция школьника с субъект – объективной на субъект – субъективную.
Предполагается иная позиция педагога, которая включает в себя следующие характеристики:
- умение быть эмоциональным и откликаться на на эмоции детей;
- создание условий для со – творчества, умение задействовать каждого ученика;
- опора на субъективный личностный опыт ученика;
- диалогическая позиция в общении с учащимися;
- поощрение творческой активности учащихся.
Учитель выступает в роли собеседника, исследователя, эксперта, консультанта, фасилитатора.
При этом важно, по моему мнению, создать условия для реализации данной позиции:
- Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.
- Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор, нестандартные формы уроков.
- Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, интеллектуальному, эстетическому…), к его способностям.
Что значит “творчество”? Творчество - высшая человеческая ценность, позволяющая личности самореализоваться. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от прочных знаний и умений, которые ведут его по верному пути, обеспечивают результат.
Творческая способность представляет собой общую личностную диспозицию, включающую мотивационную, когнитивную и поведенческую составляющую.
Выделяю (по Д.Б.Богоявленской) три уровня развития творческой способности: стимульно – продуктивный, эвристический, креативный.
На первом уровне (стимульно – продуктивном), расчитанном на детей 6-7 лет, формирую умения:
- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой – то его части;
- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
- составлять сюжетный рассказ про какой либо объект;
- располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого – либо свойства и делать отсюда выводы;
Во второй возрастной период (эвристический), 8 - 9 лет, важно сформировать у детей следующие умения:
- предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
- устанавливать логику причинно – следственных отношений;
- уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;
- понимать и применять приёмы образного сравнения (аналогии);
- использовать методы управления мышлением (формулировка исследовательских вопросов, мозговой штурм…).
Основное место на третьем уровне развития творческих способностей у детей 9 -10 лет (креативном), занимают проблемные ситуации. Для их решения формирую следующие умения:
- строить проблемные ситуации;
- определять вероятность разных исходов взаимодействия;
- выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
- гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;
- уметь разрешать противоречия.
В ходе реализации освещаемой мной темы, я ставлю перед собой задачи по формированию у учащихся определённых умений в соответствии с тремя уровнями развития творческих способностей.
На первом уровне, это дети 6-7 лет, деятельность определяется действием какого – либо внешнего стимула. Когнитивные механизмы этого уровня имеют наглядно – образный характер. Как правило, это дети эмоциональные, “ подвижные” и импульсивные.
На втором уровне – эвристическом – дети 8-9 лет, анализируют свою деятельность и открывают новые, оригинальные, более совершенные способы решения.
На третьем уровне творческой активности – креативном – дети 9-10 лет, превращают поиск закономерностей в заданиях и новых способов решений в самостоятельную проблему. Этот уровень так же является творческим.
Для реализации этих умений необходима ярко выраженная познавательная потребность, которая является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков.
Я выделяю 3 уровня (по Д.Б.Богоявленской) прохождения познавательной потребности:
- потребность в новых впечатлениях;
- развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета;
- познавательная деятельность, направленная на проведение исследования.
В связи с этим использую определённые формы работы с детьми: урочные и внеурочные.
Реализацию данных выводов осуществляю и в системе уроков. Это:
- Уроки-исследования.
- Уроки-путешествия.
- Уроки-сказки.
- Уроки-праздники.
- Уроки творчества.
- Уроки предметного тестирования.
- Зачётные уроки.
- Уроки-практикумы.
Широко применяю в своей практике интегрированные уроки.
Поэтому, выделяю несколько показателей результативности интегрированного обучения:
Повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий;
Изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
Рост познавательного интереса учеников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
Более активное включение учащихся в творческую деятельность.
Внеурочные занятия провожу по плану, составленному мной на основе программы О.Холодовой “Юным умникам и умницам”, где развиваю внимание, мышление, логику, память детей.
Актуальным в системе своей работы, направленной на развитие
творческих способностей младших школьников, считаю применение наиболее значимых современных образовательных технологий и подходов. Познакомившись с трудами В.В. Давыдова и Д.Б.Богоявленской, я заметила тесную связь между их взглядами на образование и компетентностно – ориентированным подходом в обучении, который способствует реализации, выбранной мной темы. Ведь компетентность приходит с опытом
самостоятельной практической деятельности – деятельности не по алгоритму, а в ситуации выбора, то есть творчества.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
- искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, самостоятельно получать информацию;
- думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;
- сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
- приниматься за дело – войти в группу, или коллектив и внести свой вклад, организовывать свою работу;
- адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Таким образом, реализуемая мною система педагогической деятельности позволяет формировать у учащихся ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, социальную.
В связи с этим мной намечены пути, как мне кажется, обеспечивающие развитие творчества младших школьников в пространстве учебной деятельности:
- использование диалоговых форм обучения;
- включение в процесс обучения заданий на развитие мышления, творческих заданий, заданий повышенной трудности;
- внедрение нетрадиционных форм педагогического воздействия, оптимизирующих проявление творчества в учебной деятельности (работа в парах постоянного и сменного состава, микрогруппах);
- включение детей в решение реальных проблем коллектива и личной жизни.
Подводя итог, хочу отметить, что в результате такой работы к завершению начальной школы у моих учеников появляется устойчивый интерес к познавательной деятельности, развивается логическое мышление, богатое воображение, формируется коммуникативная способность. Это дети с высоким уровнем мотивации учения, с развитой самооценкой. Иными словами личности, которые могут самореализоваться в дальнейшем обучении и творческой деятельности.