"Пых - пых - пых". Кто это там пыхтит?
На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь: (показ рисунка)
Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который он обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
Вот первое: (на листке картинки - бабочка, кузнечик, стрекоза, рыбка). Ответьте, кто лишний? Почему? (работа в парах: обсудите и объясните)
Дети: Рыбка,т.к. она живёт в воде, а остальные - насекомые.
Работа в учебнике на с.54.Звукобуквенный анализ слова РЫБА. Составляем схему.
- Назовите второй звук. [ы]
- Обозначаем буквой Ы.
- Какая буква? Гласная
- После какого согласного стоит? Твёрдого
- А на что она похожа?
Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны. (показ картинки)
Пых любит эту букву. Пых - пых - пых. Он знает много слов с этой буквой. А какие слова вы знаете? Сразу говорите, где находится этот звук. (дым, сыр, усы, :)
- А где же слова со звуком Ы в начале слова? Их нет!
Какой сделаем вывод?
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов -
Видно, нрав её таков.
- А как в учебнике об этом написал С.Маршак? (с.54)
Читающие дети читают стих. Нечитающие считают, сколько раз встречается буква Ы. (7)
Физкультминутка.
- Сейчас будьте внимательны! Пых предлагает вам игру. Я читаю стих., а вы слушаете и запоминаете, у кого растут усы? (М.Пляцковский. "У кого растут усы?")
У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомяка.Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей:
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
Проверка.
Работа с учебником(с.54). Звукобуквенный анализ слова УСЫ. Составление схемы. Проверка.
Самостоятельная работа со словом ДЫМ. (один у доски)
Проверка.
Пых любит превращения. Но прежде надо догадаться, как назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству звуковых домиков. (с.55)
Дети: МЫШКА
- Что нужно поменять, чтобы МЫШКА превратилась в МУШКУ, МОШКУ, МИШКУ?
- А схемы не изменятся?
Дети: В схеме слова МИШКА надо поменять синий квадрат на зелёный.
- Почему?
Дети: Перед И согласные мягкие.
- Перед какими гласными согласные твёрдые? Мягкие?
В копилке Пыха осталось ещё одно задание - кроссворд. Это домашнее задание.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем эта буква отличается от других букв?
- Какой звук обозначает буква Ы?
- После каких согласных букв будем её писать?
Ы живёт в семействе гласных -
Звуков чистых, чётких, ясных.
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.