Самостоятельная работа как одно из средств активизации учебного процесса

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: активизация учебного процесса, трудности


В современном образовании имеются несколько парадигм, по которым развиваются отечественные школы. Вот некоторые из них:

  • когнитивная (знаниевая);
  • развивающая: ученик овладевает способами мышления и
    деятельности анализа, синтеза, проектирования и т.д.;
  • креативная: развитие "творческости" - умения нестандартно мыслить, рождать новые идеи;
  • субъективная: создавать условия, в которых ребенок бы становился субъектом самого себя, самоактуализирующейся, саморазвивающейся личностью.

В основе работы педагогического коллектива нашей школы лежит субъективная парадигма, целью которой является: создание благоприятных психолого-педагогических условий для разностороннего развития, самореализации и самоактуализации личности. Школа и педагогический коллектив существуют для ученика, а не наоборот; не педагог учит, развивает, воспитывает ученика, а ученик учит, развивает, воспитывает себя сам. Одна из задач педагогического коллектива нашей школы: - это обеспечение возможностей для приобретения учеником позитивного опыта самостоятельной работы.

Исходя из данной цели и задач, поставленных перед педколлективом, я сформулировала тему самообразования как "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории".

Я считаю, что данная тема очень актуальна, так как современная школа является не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретении и усвоение новых знаний.

Характеристика основных элементов моей педагогической системы.

Трудовую деятельность в школе я начала в качестве учителя начальных классов. Если судить строго, учителя начальных классов чаще всего на уроках излишне опекают детей. Любую задачу, пример стараются разъяснить как можно подробнее. И лишь после этого предлагают самостоятельно решить аналогичную задачу. А нередко, после детального коллективного анализа, дети самостоятельно решают ту же задачу письменно. Когда учитель в 5-м классе предлагает ученикам открыть учебники и самостоятельно разобраться в материале, решить задачу, выполнить упражнение, они начинают скучать. Поэтому, еще работая учителем начальных классов, я старалась прививать детям интерес к кропотливой самостоятельной работе.

Начав работать учителем истории в 1996 году, я обнаружила, что большинство учащихся, окончив начальную школу, практически не умеют самостоятельно работать, и небольшое творческое задание вызывало у них негативную реакцию. Вскоре я пришла к выводу, что проблема заключается в том, что ученики не владели навыками самостоятельной работы. За время работы в школе я поняла, что учащиеся легче воспринимают и прочнее запоминают учебный материал, если они его обсудили с товарищами, сами сделали какие-то выводы и отстаивали их, т.е. знания были добыты ими самостоятельно. Мне повезло с тем, что один из классов я учила с 1 по 9 класс, пропустив лишь один учебный год, связанный с рождением ребенка. Учащиеся этого класса, придя в 5 класс, владели некоторыми навыками самостоятельной работы, и процесс обучения шел в этом классе намного эффективнее, чем в других классах.

В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала.

Я стала выстраивать уроки таким образом, чтобы учащиеся могли часть урока затратить на выполнение небольших самостоятельных заданий и упражнений. Это начало давать результаты: учащиеся стали активнее на уроках, уменьшились проблемы с выполнением домашних заданий, учебный материал стали усваивать лучше.

Я проработала и применяю на уроках систему самостоятельных заданий и упражнений.

Эта система включает в себя: работу в малых группах, работу в парах и индивидуальную работу.

Рассмотрим более подробно некоторые методы, приемы, формы самостоятельной работы учащихся, применяемые мной на различных этапах урока.

1 этап. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задачи:

  • активизация деятельности учащихся;
  • пробуждение интереса к получению новой информации.

Работа в малых группах.

Поскольку малая группа является основой любого коллектива, очень важно научить детей работать в таких группах, выражать и отстаивать свое мнение, занимать в малой группе определенное положение.

Виды самостоятельной работы:

  1. Разделить класс на 2-3 группы. Каждая группа составит вопросы к параграфу, затем ученики будут задавать эти вопросы друг другу и оценивать ответы.
  2. "Пантомима". Ребята выбирают предложение или ситуацию (сюжет) из пройденного параграфа, показывают, другие должны догадаться (по командам).
  3. Древнеегипетская школа и современная школа - XXI века. Что общего и в чем отличие? Кто учился? Школьные предметы. Права ученика.

Работа в парах.

1) "Интервью". Работу можно организовать в парах (корреспондент - ученик). Сильные ученики задают вопросы и оценивают одноклассников.

2) "Историческая путаница". Предлагается текст, который содержит много исторических ошибок. Требуется найти и исправить все ошибки (индивидуально или в парах).

3) Сравните природу Древней Греции и Удмуртии.

Индивидуальная работа.

1) Каждый ученик составляет по 2-3 вопроса по теме параграфа (5-7мин). Затем они обмениваются и отвечают только на один вопрос из двух (письменно или устно) по выбору.

2) Каждый ученик составляет один вопрос и задает всему классу.

Оценить можно и самые удачные вопросы, и правильные ответы.

3) Представить рисунки о жизни горожан (6 класс - параграф 14 Горожане и их образ жизни), составленные на основе текста параграфа, описать и ответить на вопрос: А хотел бы ты жить в этом городе? Почему?

4) Вы - экскурсовод. Расскажите и покажите нам Вавилон (на основе текста и иллюстрации параграфа - 5 класс).

5) Даны предложения о Древнем Китае и Древней Индии. Выбрать соответственно: 1вариант - предложения о Древнем Китае; 2 вариант - о Древней Индии. Составить устный или письменный связный рассказ.

6) Предлагаемая теорема: "Культура и национальное самосознание".

Докажите: Развитие культуры способствует сплочению народа в единую нацию. Учащиеся устно или письменно приводят доказательство теоремы.

7) Составьте рассказ от имени участника Олимпийских игр.

8) Сравните организации "Союз спасения" и "Союз благоденствия".

План: 1) год создания; 2) состав; 3) цели, задачи.

9) На основе высказываний определите политические и моральные качества Робеспьера.

10) Докажите или опровергните фразу "Страшно далеки они от народа".

2 этап. Изучение нового материала.

Задачи:

  • получение новой информации;
  • поддержка активности учащихся, их интереса;
  • поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа в малых группах.

  1. Составить опорный конспект (по группам).
  2. Урок - путешествие "Открытие Америки и морского пути в Индию". Учащиеся разрабатывают маршруты и инсценируют сюжеты путешествий.
  3. Учащиеся получают план - конспект с пропусками, в течение 15-20 мин заполнить пропуски, используя текст параграфа (можно организовать работу в парах или по группам). Вывод или итог делают самостоятельно. При первичном закреплении проговаривают план - конспект.
  4. Урок "Развитие литературы и искусства" (7 класс). К этому занятию учащиеся готовят инсценировку "Недоросля", проекты архитектурных зданий, скульптуры и картины художников данного периода. Выступают с докладами и оценивают друг друга.
  5. Дать сравнительную характеристику экономического положения Франции и Англии (1815-1847 г) по следующему плану: I. Экономика. II. Политический строй. III. Революционное движение. Можно работу разделить по парам или по группам. В конце урока обобщить материал. Для ускорения процесса в плане можно сделать опорные слова, чтобы учащиеся быстрее сориентировались.

Работа в парах.

1) "Прочитай и перескажи другому". Работа в парах по определенной части параграфа (10 мин), а затем обсудить коллективно.

2) Сдвоенный урок по теме "Война за независимость в Северной Америке". После вводного рассказа учителя организуется работа в парах. Раздаются карточки, на которых обозначены темы и проблемы для обсуждения. Предлагается составить план рассказов, с которыми выступят учащиеся. После сообщений, дополнений и уточнений, ученики самостоятельно оценивают свою работу и работу товарищей.

3) Расшифровываем конспект, используя текст учебника.

Индивидуальная работа.

1) "Эстафета по датам". Даты выписаны на доске, учащиеся самостоятельно находят по тексту, какое событие произошло в этот год, и записывают в тетради (При первичном закреплении проверяем правильность записей).

2) Работа с текстом параграфа, применяя различные виды чтения: чтение, нахождение отрывка к рисунку; чтение, ответы на вопросы, чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно), беседа с сопровождением выборочного текста, чтение названия темы, "Как еще можно назвать?".

3) К каждой части параграфа свой образ - рисунок.

4) Учащиеся по ходу рассказа учителя, опираясь на текст учебника, записывают слова - опоры или словосочетания

3 этап. Первичное закрепление.

(может быть организовано по ходу изучения нового материала или в конце урока).

Задача:

Суммирование и систематизация новой информации.

Это могут быть следующие способы и приемы:

  1. Проговаривание плана - конспекта;
  2. Проверка правильности записей (в таблицах, в схемах);
  3. По схеме - связный рассказ;
  4. Восстановить по памяти (опорные слова, схему, даты, события);
  5. Связный рассказ по опорным словам;
  6. "Соотнесите даты и события";
  7. Работа с деформированным текстом (заполняют пропуски).

4 этап. Домашнее задание.

Задачи:

Побуждение учащихся к продуктивной мыслительной деятельности.

На данном этапе большое место занимают задания творческого характера, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи.

  1. Нарисовать герб своей семьи.
  2. Подготовить сообщение, используя дополнительную литературу.
  3. Подготовить характеристику исторического деятеля, не называя его по имени.
  4. Составить план - схему битвы по описанию.
  5. Написать сочинение.
  6. Составить вопросы - загадки прозаические или в стихотворной форме.
  7. Подготовить инсценировку военной тактики Суворова (фрагмент боя).
  8. Разработать тестовые задания.
  9. Составить кроссворд в рисунках (из дат).

Данные виды самостоятельной работы можно применить как индивидуальные и парные (в основном). Также учащиеся могут принять участие в подготовке обобщающих уроков. Приведем лишь один пример:

Урок-обобщение по теме "Средневековый город и его обитатели" (6 класс).

Учащиеся были разделены на 3 цеха ремесленников. Каждый цех нарисовал свой герб, составил устав (или фрагмент) и изготовил шедевр (лучший образец изделия). Вся работа на уроке была построена следующим образом:

  • 1 этап - разминка (по определениям).
  • 2 этап - сообщения (выступает 1 ученик от каждой группы). Темы сообщений были даны на прошлом занятии.
  • 3 этап - решение задач или ситуаций.
  • 4 этап - разгадываем кроссворд.
  • 5 этап - взаимная оценка (оценки друг другу).

Задания и темы выступлений были заранее вывешены в классе (а также рекомендуемая литература).

При организации самостоятельной работы следует учитывать ряд психолого-педагогических особенностей.

Например, в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с учебником. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута, и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, - это художественные тексты или научно-популярные статьи (описание), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе "Учитель - ученик".

По своим психологическим особенностям младшие школьники не могут справиться с необычными для них способами обучения.

Учитывая сказанное выше, необходимо постепенно вводить новое содержание и новые формы организации учебной работы учащихся.

Переходный же возраст - это период формирования своего "Я", системы взаимоотношений с окружающими требует изменений в системе самостоятельных работ, применяемых на уроках.

Подростковый возраст самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия и уроки, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. (См. Приложение 1).

Объективные и субъективные трудности.

При организации самостоятельной работы мы можем столкнуться с определенными трудностями, поскольку являясь весьма продуктивным видом работы, в то же время она и очень "требовательна".

Организация самостоятельной работы требует:

а) наличия хорошо разработанной системы заданий и упражнений;

б) весьма большой затраты времени на подготовку к каждому из занятий этого вида (приспособить к уровню развития и подготовки данного класса);

в) наличия под рукой учителя разнообразного справочного материала (таблицы, карты, атласы);

г) образцовой дисциплины в классе;

д) учета закономерностей процесса обучения;

е) постоянного анализа учителем содержания и приемов обучения с точки зрения их новизны на любом этапе урока (См. Приложение 2).

Каковы же результаты применения самостоятельной работы на уроках истории?

Несмотря на вышеперечисленные трудности, применение самостоятельной работы помогает достичь нескольких важных результатов. На основе диагностики, проверочных и контрольных работ, промежуточной и итоговой аттестации, можно сделать вывод, что на протяжении всего обучения (с 5 по 9 класс) учащиеся:

- овладевают и оперируют различными схемами, моделями, методами, стратегиями, которые позволяют им более свободно ориентироваться в любой ситуации и находить эффективные решения и выходы;

- используют источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, работают в своем темпе, чтобы прийти к нужному результату;

- работают на уроке активно, и, как следствие, улучшается успеваемость;

- непосредственно учатся тому, как надо работать дома;

- путем переработки ряда упражнений и заданий закрепляют материал несравненно прочнее;

- осваивают практические навыки по работе с картой, статистическими таблицами и документами;

- выбирают историю и обществознание для итоговой и промежуточной аттестации.