Одним из направлений модернизации образования в России является информатизация, предусматривающая обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки, оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития. Результатом данной программы является обеспечение школ города, в том числе нашей школы, доступа учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы.
Цель использования ИКТ на уроках английского языка - повышение эффективности и качества обучения учащихся по предмету.
Основными задачами использования ИКТ на своих уроках я считаю:
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
- обеспечить визуализацию учебной информации;
- развивать личность обучаемого, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формировать адекватную оценку учащимися результатов их учебной деятельности;
- развивать творческое мышление и уменьшать долю репродуктивной деятельности;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;
- развивать коммуникативные способности на основе выполнения совместных проектов.
Я использую компьютерные технологии по следующим направлениям:
- Тематическое планирование уроков
- Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
- Проведение уроков или элементов уроков
- Разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин
- Участие учеников в Интернет-олимпиадах, тестированиях.
- Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий неоспорима. ИКТ - это целый спектр современных технологий, связанных с обработкой информации. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Компьютер на моих уроках выполняет и функции рабочего инструмента, и функции учителя. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как средство подготовки тестов, их хранения, текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор; вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); средство моделирования. В функции учителя компьютер представляет собой источник учебной информации; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.
На этапе подготовки к уроку компьютер помогает мне создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал; обеспечивать основной материал дополнительной информацией; подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет экономить время; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в любой момент учащиеся могут возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный материал. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний обучающихся.
Смыслом и позитивным результатом использования информационных ресурсов на своих уроках я считаю следующие аспекты: в центре технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество между учеником и учителем; позиция обучающегося в учебном процессе - активная, так как ученики не только слушают и изучают информацию, но и самостоятельно находят её в сети Интернет, перерабатывают для того, чтобы лучше понять; перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.
На уроках с применением ИКТ я использую электронные учебники, презентации. Большая часть электронных учебников содержит теоретическую часть, упражнения-тренажеры, тестовые задания. Электронные учебники снабжены трехмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Использование таких учебников на уроках и во внеурочное время позволяет мне достигать оптимального темпа работы учащихся; обучающиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления; диалог с программой приобретает характер учётной игры, что вызывает повышение мотивации к учебной деятельности у большинства обучающихся; смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки. Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, повышают степень самостоятельности обучающихся, я лишь координирую их действия. При необходимости ученик может вернуться назад к непонятной ему теме.
Дидактическая ценность использования ИКТ очевидна. Используя электронные учебники на своих уроках, я решаю следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по английскому языку;
- систематизировать усвоенные знания;
- психологически настроить на атмосферу ЕГЭ, ГИА;
- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к английскому языку в частности;
- подготовить учеников к экзамену, сформировав у них общеучебные навыки.
Ещё одной из наиболее эффективных форм представления учебного материала на моих уроках является мультимедийная презентация. Используя данную форму, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. Я применяю компьютерные технологии на уроках при изучении нового материала (чаще всего при работе над временами английского глагола), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также при контроле и коррекции знаний. Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.
Тематическое планирование урока я начинаю с чёткой постановки целей и задач. Я считаю, что, составляя план любой работы, тематическое планирование, программу или что-то ещё, надо планировать не вообще, а очень точно и конкретно. Для этого я разработала тематическое планирование с учётом применения электронных образовательных ресурсов (ЭОРов). В таком варианте планирования сделаны ссылки на ЭОРы, необходимые для уроков Для этого мне пришлось создать коллекцию электронных образовательных ресурсов, необходимых для планирования. Это: электронные учебники, различные диски, Интернет - ресурсы, собственные презентации, видеофрагменты, коллекция картинок, аудиофайлы, необходимые, в первую очередь, для подготовки учеников к аудированию на ГИА и ЕГЭ, музыкальные фрагменты. Все они помогают объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Я рекомендую обратиться за информацией на следующие сайты: http://school-collection.edu.ru; http://www.englishforkids.ru; https://eng.1sept.ru/; http://www.alleng.ru/english/engl.htm; http://www.native-english.ru/; http://eor.edu.ru.
Изучая новый материал, удобнее сочетать компьютерную презентацию с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, можно использовать диски фирмы "Новый диск".
Очень часто на уроках обобщения знаний я сталкиваюсь с проблемой большого объёма информации, которую следует систематизировать. Здесь на помощь приходят готовые модули ОМС (Открытых Модульных систем) - программный продукт Министерства Образования, который можно найти по адресу http://eor.edu.ru Данные модули можно использовать и для фронтальной работы с классом и для индивидуальной проверки умений учащихся. Экспресс-тестирование с использованием программных продуктов "1С: Репетитор. Английский язык" позволяет быстро проверить знания, уточнить неясные вопросы и устранить пробелы в знаниях.
Уроки контроля знаний уже немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой подготовки к ЕГЭ. (Диск фирмы "1С. Образование" "Подготовка к ЕГЭ по всем предметам"). Регулярное проведение тестирования на уроках снижает негативное отношение к контролю, тем более, что результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Контрольное тестирование я составляю в виде презентации с гиперссылками. В случае, если ученик дал неправильный ответ, то по гиперссылке программа открывает тот слайд, который содержит информацию для правильного ответа. Кроме этого, у нас в школе существует практика раз в четверть работать в кабинете информатики в сети Интернет. Я учу детей, как использовать Интернет-ресурсы при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
В нашу школу в 2009 году пришёл комплект электронных дисков, в котором собраны все необходимые компьютерные лицензионные программы для учителя. По английскому языку там есть модули ОМС различного типа: информационные, практические, контрольные. Данные модули ОМС позволяют создать собственные уроки, интересные и познавательные не только ученикам, но и мне самой.
Приведу примеры ОМСов для использования на уроках в 6 общеобразовательном классе, в котором я работаю по программе Биболетовой М.З., Н.В. Добрыниной, Н.Н. Трубаневой. "Enjoy English" по теме "Лондон":
- http://eor.edu.ru/card/7198/a-carnival-in-london-exercise-1-p.html;
- http://eor.edu.ru/card/12670/london-dialogue-1-i.html;
- http://eor.edu.ru/card/11578/london-dialogue-2-k.html;
- http://eor.edu.ru/card/3304/london-exercise-1-p.html;
- http://eor.edu.ru/card/935/london-exercise-3-p.html; http://eor.edu.ru/card/14146/london-exercise-4-p.html;
- http://eor.edu.ru/card/5066/london-exercise-2-k.html;
- http://eor.edu.ru/card/8981/london-text-i.html;
- http://eor.edu.ru/card/45/london-puzzle-p.html;
- "Новый диск" Visiting places and people. Review. Dates. И; "Новый диск" Visiting places and people. Review. Dates. Exercise 1. П.
Многие прекрасно знают возможности программы Microcoft Office Publisher. Я не просто использую данную программу для публикации раздаточного материала, который содержит дополнительную информацию к уроку, справочный материал, краткий конспект, таблицы, схемы, вопросы. Но и предлагаю ученикам самим составить буклеты, бюллетени, открытки, приглашения, программки. Например, изучая тему "Лондон" в шестом классе, я предложила ученикам составить буклеты, рекламирующие достопримечательности Лондона. Эта работа не только вызвала интерес, но и придала эстетичный вид уроку. Или же в девятом классе, при работе над темой "Я и моё окружение", говоря о местах проведения досуга, учащиеся использовали свои приглашения на вечеринку, выполненные в программе Microcoft Office Publisher.
Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов. Все материалы, используемые мною на уроках, направлены на реализацию целей обучения и повышение эффективности освоения содержания образовательных программ.
Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное "я". Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Поэтому, применяя на уроке ЭОР, я всегда помню о том, что современный ЭОР должен отвечать двум необходимым условиям:
1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость, наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть - виртуальная экскурсия по историческому Лондону (тема "Лондон" - 6 класс, виртуальный полет в космосе (тема "Планета, на которой мы живем" - 8 класс).
2). Использование ИКТ для организации самостоятельной деятельности учащихся - подготовка к урокам, используя ресурсы Интернет, составление мультимедийных презентаций, буклетов, самоподготовка к экзаменам, тестирование.
Положительной стороной применения информационно-коммуникационных технологий на уроке является:
- повышение мотивации учеников к учебной деятельности;
- активизация деятельности учащихся;
- расширение возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
- возможность самостоятельного получения учащимися дополнительных знаний.
А теперь о результативности. Те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повысили свое качество знаний. Это ученики 6,8,9 и 10 классов. Если сравнить качество знаний по английскому языку учащихся 6 классов за 1 четверть 2008-2009 учебного года (48,5%) и качество знаний по английскому языку учащихся 6 классов 2010-2011 учебного года (58,5%), то можно отметить увеличение на 10%. В перспективе мне бы хотелось видеть в нашей школе еще один компьютерный класс с подключением сети Интернет, который можно было бы использовать в обучении в зависимости от целей и задач урока.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами "Концепция модернизации Российского образования" - подготовка разносторонне развитой личности.
Литература.
1. Кульневич С.В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - М.: Изд. "Учитель", 2006. - 254 с
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 272 с.
3. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. /Н.В. Полякова// Завуч. - 2005. -№ 5. - С. 38-56.
4. Поташник, М. М. Требования к современному уроку: методическое пособие. / М.М. Поташник. - М.: - Центр педагогического образования, 2007. - 272 с.