Предмет: «Математика» 3 класс.
Учебник: В.Н. Рудницкая, Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: учебник в 2-х частях – М.: «Вентана-Граф», 2008.
Цели урока:
- Создать условия, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности, направленной на постановку учебной проблемы, нахождение путей решения проблемы и формулировку алгоритма деления на однозначное число, когда в результате появляется остаток
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, взаимопомощи друг другу, умений применять полученные знания в жизни.
- Воспитывать осознанное понимание, что все победы человечества обязаны знаниям.
Предполагаемые практические умения, полученные учащимися на уроке
- формулировать тему урока;
- формулировать проблемный вопрос;
- находить пути решения проблемы;
- грамотно формулировать решение;
- реализовывать решение на практике;
- объективно оценивать свою деятельность.
Оборудование:
- Учебники, тетради.
- Презентация Microsoft Power Point, персональные ноутбуки, тренажёр «Таблица умножения», карточки с ответами по методике В. Базарного.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Место в календарно-тематическом плане: II полугодие, раздел «Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000», урок 95
Используемая литература:
- М. В. Китаева «Успешный учитель - успешный ученик». Практическое пособие для учителя, - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. 224с.
- Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Ход урока
Содержание урока | Доска, оборудование, использование ИКТ (информационных компьютерных технологий) | Предполагаемые практические умения | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
I. Организационный момент | |||
Настрой на работу. Создание благоприятной атмосферы: Вот звенит звонок, Начинается урок! Посмотрите: Всё ль в порядке: Ваши ручки и тетрадки. Улыбнитесь и тихонечко садитесь… |
СЛАЙД 1 | ||
II. Актуализация знаний, введение в тему урока | |||
У нас сегодня необычный урок, проведём его в форме заседания клуба «Эрудит» и узнаем насколько вы любознательны, смекалисты и умны. |
На доске зашифрованы Великие даты 1\2 от 44. 06.1941 года 900:100. 05.1945 года 120:10. 04.1961 года 2010 год СЛАЙДЫ 2-6 |
Умение выполнять деление на 10, 100, находить часть от числа | |
– Поясните эти даты. Страшные, счастливые, судьбоносные… |
Ученики расшифровывают, поясняют даты. | ||
– Давайте красиво запишем эти даты в тетрадь. – Постарайтесь быть внимательными, чтобы в конце урока сделать вывод о том, как связаны эти даты между собой. – Какое действие вы выполняли при расшифровке дат? – Что знаете об этом действии? – Что значит разделить? |
Учащиеся работают в тетрадях | СЛАЙД 7 Учитель Комментирует |
|
III. Устный счёт | |||
1. Разделите и покажите на цифровом веере ответ и объясните, как выполняли деление. – Каким способом пользовались? – Как проверить? – Что для этого нужно знать? |
Учащиеся устно объясняют способ деления | СЛАЙД 8 | Умение выполнять деление методом подбора. Умение работать в парах |
2. Работа с ноутбуками. |
Учащиеся делают вывод: Таблица умножения просто необходима! Учащиеся работают с тренажёром по таблице умножения (нужно за 2 мин решить 20 примеров) Проверку выполняют в парах |
На рабочем столе ярлык (таблица умножения) |
Умение оперировать единицами времени. |
3. – Продолжаем разминку, Посвятим её военным датам – Ребята, в каком веке произошло это трагическое событие? – Как вы думаете, сколько лет и месяцев длилась война? – А сколько лет прошло с момента начала военных действий? – С момента окончания? – А кто-нибудь из Вас знает, сколько жизней унесла война? |
Слайд 9 | ||
4. – Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте, что ценят русские люди. – Как писал иностранец, побывавший в русской земле в древности? |
Русские люди любят свободу. И не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, выносливы. Легко переносят холод и жару. | СЛАЙД 10 | Умение находить рациональное решение, формулировать учебную задачу |
IV. Работа над темой урока. | |||
– Предлагаю решить задачу и показать свободу в выборе решения.
– Сколько раз по 4 содержится в числе 17? – Сколько ножек осталось? – Ребята, а как вы думаете, как мы запишем ответ? – О каком делении мы сегодня будем говорить? – Чем отличается деление с остатком от обычного деления? – Какой должен быть остаток? – Расскажите, алгоритм (способ действий) такого деления. |
Учащиеся формулируют задачу. Ответы детей (одну ножку запишем в остаток) Учащиеся делают вывод, высказывают предположе-ния, формулируют тему урока (При обычном делении получается одно число, а при делении с остатком два числа) |
СЛАЙДЫ 11-13 | Умение применять конкретный смысл деления (сколько раз маленькое число помещается в большое) |
а) Решение примеров с остатком | |||
– Разделите и узнаете, кто мечтал о свободе неизведанного. |
Учащиеся решают примеры цепочкой и выбирают ответ на стенах класса (ответ содержит букву из фамилий покорителей космического пространства) 2 человека решают у доски. |
На доске примеры с остатком
На боковинках доски 17:4=К 7:2=о 8:3=р 19:6=о 24:20 =л 15:2=ё 15:6=в 21:4=Г 7:6=а 16:3=г 12:11=а 12:5=р 8:5=и 42:5=н |
|
– Ребята, а кто из вас знает, кем были эти великие люди? – Кто из представителей освоения космоса воплотил идею в жизнь? – Сколько времени длился полёт? – Подготовьте о них сообщения. |
Слайд 14 |
||
V. Физминутка | |||
– А давайте слетаем в космос. На слайде первая ракета «Восток» на ней мы и полетим. Раз, два летит ракета. Три, четыре – самолёт. Отправляемся в полёт. Правое крыло вперёд! Левое крыло вперёд! Раз, два, три, четыре – Улетели мы в полёт! Делай «раз», Делай «два», Раз и два, раз и два. Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Раз и два, раз и два – возвращаться нам пора! Мы тихонько приземлимся, И, конечно удивимся: Божья коровка тоже летела, На офтальмотренажёр села, Глазками её поймай и за ней понаблюдай! Покрутитесь, повертитесь и тихонечко садитесь! (офтальмотренажёр) |
Дети хором говорят стихи: Божья коровка летела На цветочек (офтальмотренажёр) села, Глазками её поймай – И за ней понаблюдай! |
Слайд 15, музыка |
Умение работать дружно. |
б) Самостоятельная работа | |||
– С каким действием связано деление? Деление связано с умножением, так же как свобода связана с самостоятельностью и я вам предлагаю свободу выбора – Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга и поставьте оценки. |
Учащиеся выполняют деление с остатком и самостоятельно проверяют и оценивают друг друга. | СЛАЙД 16 |
Умение сделать обдуманный выбор и доказать его. |
в) Решение задачи | |||
– Какой сейчас год? – Кому посвящён этот год? – Почему? – Какое место занимает учитель в вашей жизни? – Я предлагаю применить полученные на уроке знания для решения задачи. –Умение применять свои знания – это наивысшая свобода в выборе будущей профессии. |
(Учитель учит применять полученные знания в жизненных ситуациях) Учащиеся вместе с учеником у доски решают задачу и записывают решение в тетрадь. |
Учебник с. 79 №357 | Умение составить краткую запись, обосновать выбор решения. |
Итог урока | |||
– Скажите, о чём мы говорили на уроке? – О каких датах вели речь? – Как же эти три великие даты связаны между собой? – Все победы и на поле боя и в покорении космических пространств обязаны знаниям. Получение, усвоение знаний, умение ими пользоваться – это наивысшая награда для учителя. – Чему учились на уроке? – Что нового узнали? – Сделайте вывод, что нужно знать, чтобы не ошибиться при делении? |
Ответы учащихся | СЛАЙД 17
|
|
Домашнее задание | |||
А дома, я вам предлагаю выполнить творческую работу, посвятить её своим домашним героям – дедушкам и бабушкам. Узнать их дату рождения и зашифровать её, как сделала я вначале урока. |
|||
Рефлексия. Оценка и самооценка учащихся | |||
Есть известная
пословица «Учение – свет, а не учение – тьма» – Над чем заставил задуматься урок? Цветом звёздочки оцени свои впечатления о прошедшем уроке. |
Учащиеся выбирают звёздочку, соответствующую своим впечатлениям. | СЛАЙД 18 |