Деление с остатком

Разделы: Математика


Предмет: «Математика» 3 класс.

Учебник: В.Н. Рудницкая, Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: учебник в 2-х частях – М.: «Вентана-Граф», 2008.

Цели урока:

  1. Создать условия, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности, направленной на постановку учебной проблемы, нахождение путей решения проблемы и формулировку алгоритма деления на однозначное число, когда в результате появляется остаток
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, взаимопомощи друг другу, умений применять полученные знания в жизни.
  3. Воспитывать осознанное понимание, что все победы человечества обязаны знаниям.

Предполагаемые практические умения, полученные учащимися на уроке

  • формулировать тему урока;
  • формулировать проблемный вопрос;
  • находить пути решения проблемы;
  • грамотно формулировать решение;
  • реализовывать решение на практике;
  • объективно оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  • Учебники, тетради.
  • Презентация Microsoft Power Point, персональные ноутбуки, тренажёр «Таблица умножения», карточки с ответами по методике В. Базарного.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Место в календарно-тематическом плане: II полугодие, раздел «Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000», урок 95

Используемая литература:

  1. М. В. Китаева «Успешный учитель - успешный ученик». Практическое пособие для учителя, - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. 224с.
  2. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Ход урока

Содержание урока Доска, оборудование, использование ИКТ (информационных компьютерных технологий) Предполагаемые практические умения
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Настрой на работу. Создание благоприятной атмосферы:
Вот звенит звонок,
Начинается урок!
Посмотрите:
Всё ль в порядке:
Ваши ручки и тетрадки.
Улыбнитесь и тихонечко садитесь…
  СЛАЙД 1  
II. Актуализация знаний, введение в тему урока
У нас сегодня необычный урок, проведём его в форме заседания клуба «Эрудит» и узнаем насколько вы любознательны, смекалисты и умны.






На доске зашифрованы
Великие даты
1\2 от 44. 06.1941 года
900:100.
05.1945 года
120:10.
04.1961 года
2010 год
СЛАЙДЫ 2-6
Умение выполнять деление на 10, 100, находить часть от числа
– Поясните эти даты.
Страшные, счастливые, судьбоносные…
Ученики расшифровывают, поясняют даты.    
– Давайте красиво запишем эти даты в тетрадь.
– Постарайтесь быть внимательными, чтобы в конце урока сделать вывод о том, как связаны эти даты между собой.
– Какое действие вы выполняли при расшифровке дат?
– Что знаете об этом действии?
– Что значит разделить?
Учащиеся работают в тетрадях СЛАЙД 7
Учитель
Комментирует
 
III. Устный счёт
1. Разделите и покажите на цифровом веере ответ и объясните, как выполняли деление.

– Каким способом пользовались?
– Как проверить?
– Что для этого нужно знать?
Учащиеся устно объясняют способ деления СЛАЙД 8 Умение выполнять деление методом подбора.
Умение работать в парах
2. Работа с ноутбуками.
Учащиеся делают вывод:
Таблица умножения просто необходима!
Учащиеся работают с тренажёром по таблице умножения (нужно за 2 мин решить 20 примеров)
Проверку выполняют в парах
На рабочем столе ярлык
(таблица умножения)
Умение оперировать единицами времени.
3. – Продолжаем разминку,
Посвятим её военным датам
– Ребята, в каком веке произошло это трагическое событие?
– Как вы думаете, сколько лет и месяцев длилась война?
– А сколько лет прошло с момента начала военных действий?
– С момента окончания?
– А кто-нибудь из Вас знает, сколько жизней унесла война?
  Слайд 9  
4. – Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте, что ценят русские люди.
– Как писал иностранец, побывавший в русской земле в древности?
Русские люди любят свободу. И не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, выносливы. Легко переносят холод и жару. СЛАЙД 10 Умение находить рациональное решение, формулировать учебную задачу
IV. Работа над темой урока.
– Предлагаю решить задачу и показать свободу в выборе решения.

– Сколько раз по 4 содержится в числе 17?
– Сколько ножек осталось?
– Ребята, а как вы думаете, как мы запишем ответ?

– О каком делении мы сегодня будем говорить?
– Чем отличается деление с остатком от обычного деления?
– Какой должен быть остаток?
– Расскажите, алгоритм (способ действий) такого деления.
Учащиеся формулируют задачу.

Ответы детей (одну ножку запишем в остаток)




Учащиеся делают вывод, высказывают предположе-ния, формулируют тему урока
(При обычном делении получается одно число, а при делении с остатком два числа)
СЛАЙДЫ 11-13 Умение применять конкретный смысл деления (сколько раз маленькое число помещается в большое)
а) Решение примеров с остатком
– Разделите и узнаете, кто мечтал о свободе неизведанного.
Учащиеся решают примеры цепочкой и выбирают ответ на стенах класса (ответ содержит букву из фамилий покорителей космического пространства)
2 человека решают у доски.
На доске примеры с остатком
На боковинках доски
17:4=К
7:2=о
8:3=р
19:6=о
24:20 =л
15:2=ё
15:6=в

21:4=Г
7:6=а
16:3=г
12:11=а
12:5=р
8:5=и
42:5=н
 
– Ребята, а кто из вас знает, кем были эти великие люди?
– Кто из представителей освоения космоса воплотил идею в жизнь?
– Сколько времени длился полёт?
– Подготовьте о них сообщения.
  Слайд 14
 
V. Физминутка
– А давайте слетаем в космос.
На слайде первая ракета «Восток» на ней мы и полетим.
Раз, два летит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Отправляемся в полёт.
Правое крыло вперёд!
Левое крыло вперёд!
Раз, два, три, четыре –
Улетели мы в полёт!
Делай «раз», Делай «два»,
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два – возвращаться нам пора!
Мы тихонько приземлимся,
И, конечно удивимся:
Божья коровка тоже летела,
На офтальмотренажёр села,
Глазками её поймай и за ней понаблюдай!
Покрутитесь, повертитесь и тихонечко садитесь!
(офтальмотренажёр)
Дети хором говорят стихи:
Божья коровка летела
На цветочек (офтальмотренажёр) села,
Глазками её поймай –
И за ней понаблюдай!
Слайд 15,
музыка
Умение работать дружно.
б) Самостоятельная работа
– С каким действием связано деление?
Деление связано с умножением, так же как свобода связана с самостоятельностью и я вам предлагаю свободу выбора
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга и поставьте оценки.
Учащиеся выполняют деление с остатком и самостоятельно проверяют и оценивают друг друга. СЛАЙД 16



Умение сделать обдуманный выбор и доказать его.
в) Решение задачи
– Какой сейчас год?
– Кому посвящён этот год?
– Почему?
– Какое место занимает учитель в вашей жизни?
– Я предлагаю применить полученные на уроке знания для решения задачи.
–Умение применять свои знания – это наивысшая свобода в выборе будущей профессии.
(Учитель учит применять полученные знания в жизненных ситуациях)


Учащиеся вместе с учеником у доски решают задачу и записывают решение в тетрадь.
Учебник с. 79 №357 Умение составить краткую запись, обосновать выбор решения.
Итог урока
– Скажите, о чём мы говорили на уроке?
– О каких датах вели речь?
– Как же эти три великие даты связаны между собой?
– Все победы и на поле боя и в покорении космических пространств обязаны знаниям. Получение, усвоение знаний, умение ими пользоваться – это наивысшая награда для учителя.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали?
– Сделайте вывод, что нужно знать, чтобы не ошибиться при делении?
Ответы учащихся СЛАЙД 17



 
Домашнее задание
А дома, я вам предлагаю выполнить творческую работу, посвятить её своим домашним героям – дедушкам и бабушкам.
Узнать их дату рождения и зашифровать её, как сделала я вначале урока.
     
Рефлексия. Оценка и самооценка учащихся
Есть известная пословица «Учение – свет, а не учение – тьма»
– Над чем заставил задуматься урок?
Цветом звёздочки оцени свои впечатления о прошедшем уроке.
Учащиеся выбирают звёздочку, соответствующую своим впечатлениям. СЛАЙД 18