Кислород – элемент жизни

Разделы: Химия


Тип: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  • Образовательные:
    • изучить состав, строение и свойства кислорода как химического элемента и как простого вещества;
    • ознакомиться со способами получения кислорода в лаборатории и промышленности, его применением.
  • Воспитательная
    • воспитывать бережное отношение к растениям как источнику кислорода, необходимого для дыхания.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся умение пользоваться опорными конспектами;
    • развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений за проводимыми опытами;
    • продолжить развивать умение характеризовать химический элемент по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, характеризующих химические свойства кислорода.

Демонстрация: получение, распознавание кислорода и его взаимодействие с простыми веществами.

Оборудование: а)  прибор для получения газов, штатив, пробирки, спиртовка, лучинка, колбы с пробками и ложечками для сжигания веществ, сера, фосфор, KMnO4, H2O2, MnO2.
б) опорный конспект-схема по теме «Кислород».

Оформление доски:

1. Тема урока: «Кислород – элемент жизни».
2. Слова: «Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара».
3. План изучения нового материала.
4. Домашнее задание: § 21. Заполнить стр. 88 №4 и стр. 89 № 7 (тетрадь на печатной основе).
5. Дописать уравнения реакций:

O2 + C2O2 ––>                                O2 + Mg ––>                        O2 + F2 ––>
O2 + H2S ––>                                  O2 + Fe ––>
O2 + NH3 ––>                                 O2 + N2 ––> NO

6. Задача-прогноз. В теле человека  по массе содержится 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода. Сколько атомов кислорода содержится в теле человека, если масса его равна 100 кг?

Элемент

m кг

M кг/кмоль

n = m / M кмоль

N = NA x n атомов

О 65 16 4 24 x 1027
С 18 12 1,5 9 x 1027
Н 10 1 10 6 x 1028

ХОД УРОКА

I. Вступление

Сегодня предметом нашего внимания является кислород. Новый материал будем изучать, следуя плану, записанному на доске.

а) Распространение кислорода в природе (Приложение 1, опорный конспект 1);

б) Проблемный вопрос к учащимся:

Анализируя газ в сосудах, оставшихся замурованными в момент гибели древних городов Помпеи и др., ученые узнали, что, по крайней мере, за 100 тыс. последних лет существования Земли содержание кислорода в ее атмосфере остается неизменным. Почему?

(Ответ: установилось равновесие между кислородом, расходуемым на дыхание и горение,  и кислородом, поступающим в атмосферу за счет фотосинтеза (световая фаза), протекающем в хлоропластах  листьев зеленых растений. Вот почему важно оберегать растения)

в) Решение задачи с использованием карточки-прогноза (см. оформление доски).

Дополнительное задание:

Найдите число атомов кислорода, содержащихся в вашем теле, если ваш вес в среднем равен 50 кг? (Уменьшаются данные карточки-прогноза в 2 раза)

II. Применение опорных знаний при рассмотрении вопросов

1. Положение химического элемента кислорода в периодической системе Д.И.Менделеева.
2. Строение атома кислорода  (Приложение 1, опорный конспект 2).
3. Изотопы кислорода (Приложение 1, опорный конспект 3).
4. Кислород как простое вещество. Аллотропные модификации кислорода (Приложение 1, опорный конспект 4).
5. Физические свойства (Приложение 1, опорный конспект 5,5)

а) кислорода
б) озона.

6. Химические свойства кислорода.

Проблемный вопрос к учащимся: мы обсудили состав и строение атома и молекулы кислорода. Зная, что на внешнем уровне атом кислорода имеет 6 электронов, какие окислительно-восстановительные свойства следует ожидать?

В процессе беседы появляется запись на доске и в тетрадях:

Кислород как окислитель

Кислород как восстановитель

О0 + 2е ––> О– 2
в реакциях со всеми веществами, кроме фтора.
О0 – 2е ––> О+ 2
с фтором:
О20 + 2F2 ––> 2O+ 2 F2– 1 , образуется фторид кислорода.

(Приложение 1, опорный конспект 6).

III. Экспериментальная часть урока

1. Восстановление в памяти учащихся способов собирания газов.

2. Проблемный вопрос: Каким способом мы можем собрать сейчас полученный кислород и почему? (Приложение 1, опорный конспект 7).

3. Демонстрационные опыты:

а) получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода и распознавание его тлеющей лучиной

2KMnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2 (нагревание)
2H2O2 ––> 2H2O + O2 (в присутствии катализатора MnO2)

б) горение угля, серы и фосфора в кислороде:

 O20 + S ––> SO2– 2
окислитель

О20 + ––> CO2– 2
окислитель

20 + 4Р ––> 2Р2О5
окислитель

4. Получение кислорода в лаборатории и промышленности (Приложение 1, опорный конспект 8).

IV. Выступление  учащихся с опережающим заданием о применении кислорода, озона, его роли в природе и проблеме озоновых дыр.

V. Обобщение и закрепление полученных знаний

Дописать уравнения следующих реакций (см. запись на доске):

O2 + C2H2 ––>                                      O2 + Mg ––>
O2 + H2S ––>                                        O2 + Fe ––>
O2 + NH3 ––>                                       O2 + N2 ––>
O2 + F2 ––>

– В каких случаях кислород проявляет окислительные, а в каких восстановительные свойства?

VI. Домашнее задание (см. оформление доски)