§32 Комплексные числа и арифметические операции над ними.
Цели:
- Ввести понятие комплексного числа, мнимой единицы, чисто мнимого числа, определить связь между действительными и комплексными числами, дать определение сопряженным числам.
- Научить выполнять сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел, записанных в алгебраической форме.
Тест№1
Цель: проверить знание определения комплексного числа, сопряженных чисел, умения находить действительную и мнимую части комплексного числа.
Прочитайте каждое утверждение, если вы с ним согласны то в колонке ответов поставьте «+», если же вы не согласны с данным утверждением, поставьте « – » в колонке ответов.
Вариант 1
№п/п | Утверждения: |
Ответ. |
1 |
Число является комплексным. | |
2 |
Число а, такое что а2 = – 2 является действительным. | |
3 |
Число а, такое что а4 = 1 является действительным. | |
4 |
0 – комплексное число. | |
5 |
Число 3i является чисто мнимым. | |
6 |
Действительная и мнимая части комплексного числа 3 – 2i соответственно равны 3 и 2. | |
7 |
Действительная и мнимая части сопряженных чисел отличаются только знаками. | |
8 |
Сопряженным для действительного числа является само это число. | |
9 |
Если, то действительная часть числа z равна 0. |
Вариант 2
№п/п |
Утверждения: |
Ответ. |
1 |
Число 5 является комплексным. | |
2 |
Число а, такое что а2 = 4 является действительным. | |
3 |
Число а, такое что а8 = 1 является действительным. | |
4 |
0 – мнимое число. | |
5 |
Если а + bi является действительным, то b = 0 | |
6 |
Действительная и мнимая части комплексного числа – 3 + 2i соответственно равны – 3 и 2. | |
7 |
Мнимые части сопряженных чисел отличаются только знаками. | |
8 |
Если, то мнимая часть числа z равна 0. | |
9 |
. |
Самостоятельная работа №1
Цель: проверить умение применять правила сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел, определения равенства комплексных чисел, записанных в алгебраической форме .
№ п/п |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
1 | Даны числа: . Найдите:
|
Даны числа: . Найдите:
|
Даны числа: . Найдите:
|
2 | Для чисел найдите действительные числа а и b, для которых верно равенство . | Для чисел найдите действительные числа а и b, для которых верно равенство . | Для чисел найдите действительные числа а и b, для которых верно равенство . |
3 | Запишите z в алгебраической форме: |
Запишите z в алгебраической форме: |
Запишите z в алгебраической форме: |
Вариант №3 рассчитан для более подготовленных детей.
§33 Комплексные числа и координатная плоскость.
Целт:
- Дать понятие геометрической модели комплексного числа.
- Научить отмечать комплексные числа в комплексной плоскости, находить их сумму, разность, произведение действительного и комплексного чисел используя геометрическую интерпретацию.
Самостоятельная работа №2
Цель: проверить умение изображать комплексные числа в комплексной плоскости и производить операции над ними.
§34 Тригонометрическая форма записи комплексного числа.
Цели:
- Ввести определение модуля и аргумента комплексного числа, рассмотреть их геометрическую интерпретацию.
- Научить записывать комплексное число в тригонометрической форме, применять операции умножения и деления для чисел записанных в комплексной форме.
Тест №2
Цель: проверить умение применять геометрическую интерпретацию модуля.
Задание: Сопоставьте друг другу условие на комплексное число z и соответствующее ему множество точек координатной плоскости.
Вариант №1
А |
1 | Круг с центром (1; 0) и радиусом 3 | |
Б |
2 | Часть плоскости вне круга с центром (0; 0) и радиусом 3 | |
В |
3 | Прямая х = 0 | |
Г |
4 | Круг с центром (0; 0) и радиусом 3 | |
Д |
5 | Круг с центром (0; 1) и радиусом 3 | |
6 | Окружность с центром (0; 0) и радиусом 3 |
Вариант №2
А |
1 | Часть плоскости вне круга с центром (0;0) и радиусом 3, включая границу. | |
Б |
2 | Прямая у = – х | |
В |
3 | Окружность с центром (0; – 2) и радиусом 3 | |
Г |
4 | Круг с центром (2; – 1) и радиусом 3 | |
Д |
5 | Круг с центром (0;2) и радиусом 3 | |
6 | Окружность с центром (0; 0) и радиусом 3 |
Тест №3
Цель: проверить знание определения аргумента и модуля.
Прочитайте каждое утверждение, если вы с ним согласны, то в колонке ответов поставьте «+», если же вы не согласны с данным утверждением, поставьте « – » в колонке ответов.
Вариант 1
№ п/п |
Утверждения: |
Ответ. |
1 |
Точки плоскости, удовлетворяющие условию , лежат на окружности радиуса 1. | |
2 |
Два комплексных числа равны, если равны их аргументы. | |
3 |
Точки плоскости, у которых аrg z = , лежат на открытом луче выходящим из (0; 0) и имеющим угол, равный 180оС положительным направлением действительной оси. | |
4 |
Множество всех комплексных чисел, у которых равны модули, есть окружность. | |
5 |
При умножении комплексных чисел модули и аргументы перемножаются. | |
6 |
При делении комплексных чисел модули делятся, а аргументы вычитаются. | |
7 |
У сопряженных комплексных чисел модули равны. |
Вариант 2
№ п/п |
Утверждения: |
Ответ. |
1 |
Точки плоскости, удовлетворяющие условию , лежат на окружности радиуса 2. | |
2 |
Два комплексных числа равны, если равны их модули. | |
3 |
Точки плоскости, у которых аrg z = –, лежат на открытом луче выходящим из (0;0) и имеющим угол, равный – 90оС положительным направлением действительной оси. | |
4 |
Множество всех комплексных чисел, у которых равны аргументы, есть открытый числовой луч, выходящий из начала координат и наклонённый под углом к положительному направлению оси абсцисс. | |
5 |
При умножении комплексных чисел модули перемножаются, а аргументы складываются. | |
6 |
При делении комплексных чисел модули и аргументы делятся. | |
7 |
У сопряженных комплексных чисел аргументы противоположны. |
Самостоятельная №3
Цель: проверить умение находить модуль комплексного числа.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Для чисел вычислите модули следующих выражений:
И проверьте следующие неравенства |
Для чисел , = вычислите модули следующих выражений:
И проверьте следующие неравенства |
Сложность варианта 2 выше, т.к. прежде чем находить модули нужно преобразовать числа в алгебраическую форму.
Самостоятельная работа №4
Цель: проверить умение находить модуль и аргумент комплексного числа, переводить из алгебраической в тригонометрическую форму
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
1. Представьте комплексное число в
тригонометрической форме: а) |
1. Представьте комплексное число в
тригонометрической форме: а) |
1. Представьте комплексное число в
тригонометрической форме: а) |
1. Представьте комплексное число в
тригонометрической форме: а) |
2. Даны числа: Вычислите, используя правила умножения и деления комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме: |
2. Даны числа: Вычислите, используя правила умножения и деления комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме: |
2. Даны числа: Вычислите, используя правила умножения и деления комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме: |
2. Даны числа: Вычислите, используя правила умножения и деления комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме: |
§35 Комплексные числа и квадратные уравнения
Цель: научить решать квадратные уравнения с дискриминантом меньшим нуля, извлекать квадратные корни из комплексных чисел в арифметической и тригонометрической форме.
Самостоятельная работа №5
Цель: проверить умение применять определение мнимой единицы при разложении на множители с помощью формул сокращенного умножения, атак же умения решать квадратные уравнения с действительными коэффициентами.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. Разложите на линейные
множители:
|
1. Разложите на линейные
множители:
|
2. Решите уравнение:
|
2. Решите уравнение:
|