Индивидуальная внеурочная научно-исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с учащимися, заинтересованностью учащихся конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы по содержанию, а также конкретными результатами этой деятельности.
Педагоги имеют возможность работать с детьми самого широкого диапазона, образовательный процесс не имеет фиксированных сроков. Благодаря этому исследовательская деятельность последовательно переходит из одной стадии в другую: сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в теоретических группах начинающих с теми, кто уже овладел соответствующими навыками, и, наконец, учащийся выходит на уровень самостоятельного творчества.
Основная исследовательская работа проводится на занятиях кружка «Мастерилка». Программа кружковой работы включает курс теории и защиту научных проектов. Создаются межпредметные научные проекты. Стимулом для дальнейшей работы являются результаты исследовательских проектов учащихся, их высокая оценка на конференциях, олимпиадах, публикации в сборниках научных работ.
Научно-исследовательская деятельность учащихся ставит образовательную цель: расширяется кругозор, формируется мировоззрение, происходит приобщение к экологической культуре. Преследуется и цель воспитательная: дети приучаются работать в группах, общаться со специалистами, отыскивать информацию.
Наука – лишь один из путей познания окружающего нас мира. Предоставьте детям возможность через научную деятельность глубже понять явления природы, и быть может, кому-то из них удастся раскрыть ее тайны.
Для младшего школьного возраста (1 – 4 классы), организовываю обучение по программе “Человек и окружающая среда” в форме элективного курса “Наше родное село”. Содержание данного курса программы направлено на достижение цели экологического образования и воспитания у младших школьников эмоционально-нравственного гуманного отношения к окружающей среде обитания. Реализация данной цели достигается решением следующих задач:
- формирование представлений об окружающей среде, как среде жизнедеятельности человека;
- расширение кругозора детей о ближайшем природном окружении: растениях, животных, памятниках природы и города;
- воспитание эстетического, нравственного, гуманного и практического отношения к среде жизнедеятельности человека;
- умение вести себя в соответствии с общечеловеческими правилами поведения в природе и окружающей среде.
В рамках данного курса учащиеся получают систему научных знаний, адекватных их возрасту, овладевают системой научных понятий и основой техники простейшего эксперимента, выявляют объективно существующие в мире связи и закономерности.
Существенную роль в экологическом образовании играют летние и зимние экологические игры, походы. Это праздники детской души, их свобода. Удивление чудом природы и общения со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми, ненавязчивая подзарядка знаниями и энергией.
Именно серьезная летняя работа с детьми позволяет обеспечить непрерывность и всеобщность экологического образования через тесное общение с природой и заботу о природе. Формы этой работы могут быть многообразными.
Основными особенностями организации летней экологической работы со школьниками являются следующие:
- общение с природой для воспитания чувств и формирования чувства благоговения перед жизнью;
- проведение экологических лагерей.
- использование современных информационных технологий для обучения школьников и проведения учебно-исследовательской деятельности;
- создание среды взаимодействия, сочувствия друг другу, природе;
- использование инновационных технологий – сюжетно-ролевые игры, имитационное моделирование, поисковые методы;
- постоянная природоохранная работа на конкретном природном объекте, знакомом с детства, с проведением мониторинга состояния этого объекта;
- социальная активность учащихся, направленная на диалог с органами власти, природоохранными структурами, населением, средствами массовой информации, с целью неуклонного достижения улучшения экологического состояния на конкретном объекте.
Для реализации задачи формирования и развития рефлексивных умений учащихся в процессе приобщения их к методам научного познания целесообразно использовать внеурочную научно-исследовательскую деятельность школьников. С целью формирования у ребят потребности к познавательной деятельности, к саморазвитию, организован и работает экологический кружок «Мастерилка», который был основан в 1999 году, на базе средней школы села Павловки. Создавая экологическую работу, были определены задачи:
- Освоение школьниками методов: наблюдение (прямое и косвенное) с целью описания компонентов природной систем, состояния здоровья, наблюдение за развитием личностно-характерологических особенностей людей, межличностных отношений;
- Формулирование проблемы, гипотезы, исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов, интерпретация данных;
- Овладение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
- Освоение школьниками: теоретических методов (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), социологических методов (анкетирование, опрос, беседа, тестирование);
- Развитие умения построить связанный рассказ о проведенном исследовании, используя термины и соответствующие понятия;
- Пропаганда опыта лучших юных исследователей;
- Привлечение к руководству творчеством школьников научной, педагогической, и инженерно-технической общественности, расширение творческих контактов между юными исследователями и коллективами, создание благоприятных условий для учебно-исследовательской и научно-практической деятельности школьников.
Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиции выдвинутых гипотез. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения с учетом законов природы и общества. В школьные годы рабочее исследование – это форма, расширяющая кругозор, формирующая познавательный интерес. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают моим выпускникам быть успешными в вузе.
Экологический кружок “Мастерилка” – первая экологическая практическая деятельность подростков. Данная деятельность направлена на слежение, наблюдение за происходящим в окружающей среде, за ее качеством для жизни.
Цели мониторинга:
- Воспитание экологической культуры;
- Развитие общественного экологического мнения на окружающую среду обитания;
- Выполнение научно-исследовательского эксперимента по контролю окружающей среды.
Исследуются: состав воздуха, воды открытых питьевых источников и водопроводной, почва и ее загрязнения, влияние вырубок сосны на окружающую среду и человека, исследуем исторические истоки села.
В 2008 году учащиеся провели исследование «Экологические проблемы села Павловки и пути их решения», в 2009 – «Влияние вырубок сосны на экологию села», «Зимующие птицы села Павловки», «История родного села»
В результате:
- Детально была изучена растительность лесной зоны, ее разнообразие и изменение в зависимости от рельефа местности, и влияние вырубок сосны на экологию села.
- Выявлены источники загрязнения села и найдены пути их ликвидации;
- Изучена лесная флора и фауна, учащиеся научились определять и различать птиц не только по внешнему виду, но и по голосу, характеру полета, по гнездам, следам на песке и почве.
По результатам данного эксперимента учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно защищают их на районных, окружных научно-практических конференциях и занимают призовые места.
Такая эколого-практическая деятельность с наиболее близким и доступным школьнику конкретным региональным проявлением, аккумулирующим в себе специфику местных условий, дает адекватную и дифференцированную оценку моральным ситуациям окружающей среды обитания.