Задачи:
- Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся 2-а кл.
- Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
- Развивать читательский интерес ребёнка.
- Развивать читательские умения детей.
1. Подготовительная работа
Анализ читательских интересов учеников по результатам исследования школьных библиотекарей. Анкетирование детей и родителей.
Анкетирование учащихся
– Как ты считаешь, может ли человек жить без
книги?
– Нравится ли тебе читать книги?
– Какие книги ты читаешь с удовольствием?
– Нравится ли тебе получать книги в подарок?
– Какую книгу ты теперь читаешь?
– Тебе его подарили или ты взял её в библиотеке?
– У вас дома много книг?
– Какие детские книги есть в вашей домашней
библиотеке?
Анкетирование родителей
– Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
– Сколько времени он проводит за книгой?
– Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он
делает это без принуждения?
– Какие книги он предпочитает?
– Как вы поощряете его читательские стремления?
– Дарите ли вы своему ребёнку книги?
– Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?
– Обсуждаете ли вы со своим ребёнком
прочитанное?
– Считаете ли вы себя активным читателем?
– Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в
чтении книг?
2. Вступительное слово
– Значение книги в жизни человека огромно. В
век высоких технологий и компьютеров человек не
может обойтись без чтения. Однако педагоги и
психологи констатируют, что дети, едва
научившись читать в начальной школе, к седьмому
– восьмому классу читают всё меньше и меньше.
Замедленность процесса чтения, отсутствие
интереса к чтению приводит к тому, что процессы
интеллектуальной деятельности тоже замедляются.
Ребята медленнее прочитывают условие задачи,
упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут
выполнять. Многие термины и понятия, о которых
они должны иметь представление в этом возрасте,
им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий
интерес к чтению формируется в семье и основа его
– привычка ребёнка читать. Анализ ответов анкет
родительского коллектива нашего класса это
подтверждает.
3. Анализ анкет родителей и учеников
– Из ответов учеников и родителей видно, что дети предпочитают читать сказки, приключения, стихи. Всем детям нравится получать в подарок книги, но дарят только 80% родителей. 70% детей нравится читать книги, а остальных родители убеждают читать. 80% родителей обсуждают со своим ребёнком прочитанное, 10% – иногда, 10% – не обсуждают. Многие родители не считают себя активными читателями. Время домашнего чтения тоже заставляет задуматься – оно, или слишком короткое (10 минут), или слишком длинное (2 часа). Все дети считают, что человек не может жить без книги.
4. Знакомство родителей класса с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы
5. Литературная игра «По страницам любимых книг»
Вступительное слово.
– Вспомним слова, сказанные о книге. Вы найдёте
их на привычном месте. Дети читают на плакате,
висящем над доской, слова: «День, прожитый без
книги, – потерянный день». Я надеюсь, что
сегодняшний день не будет для нас потерянным,
ведь мы отправляемся в путешествие по страницам
любимых книг.
Книги… Наши верные и мудрые друзья, наши добрые
советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на
полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и
поведут они нас по лесам, морям, и разным странам,
расскажут удивительные истории, поведают
чудесные тайны…
Какие стихотворения о книгах вы знаете?
Дети читают стихи о книгах.
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Вы сказали очень хорошие слова о книгах. Остаётся лишь добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем.
Начинаем игру!
Вот наши 2 команды. Вот наши уважаемые члены жюри.
– Назовите двух писателей, книги которых вы
читали в этом году.
– Чьи книги вам хорошо знакомы, а героев вы
полюбили? (Корней Чуковский, Эдуард Успенский).
– Думаю, вы легко справитесь с первым заданием и
определите, кому из этих двух писателей
принадлежат слова на этих плакатах.
Задание 1. Кому принадлежат слова?
Плакат 1.
«В одном городе жила семья – папа, мама, девочка
Вера и бабушка Лариса Леонидовна. Папа и мама
были школьными учителями. А Лариса Леонидовна
была директором школы, но на пенсии.
Ни в одной стране мира на одного ребёнка не
приходится столько руководящих педагогических
кадров! И девочка Вера должна была стать самой
воспитанной в мире».
Плакат 2.
«И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба на стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы».
К доске выходит один участник от каждой команды, читает отрывки из произведений и отвечает на вопрос, называя писателя, которому принадлежат слова. Ответ проверяется открытием таблички на доске с именем писателя.
Задание 2. Выставка прочитанных книг
– Мы будем составлять выставку книг наших любимых писателей. Каждому отведём по одной полке на этой витрине. Чтобы не запутаться, поставим на полки портреты наших любимых писателей. Первую полку отдадим книгам Эдуарда Успенского, вторую – Корнея Чуковского.
(Представители команд выполняют задание.)
Называю командам поочерёдно названия книг, а дети называют автора, помощники расставляют книги по полкам, и выставка рождается на глазах детей при их непосредственном участии. Книги, авторы которых были названы неверно, откладываются и потом предлагаются родителям для определения.
Задание 3. Что Незнайка перепутал?
В зал со слезами входит Незнайка. В руках у него
две обложки большого формата. Он пытается что-то
объяснить:
– Я не виноват, я нечаянно перепутал. Хотел
сделать обложки для ваших любимых книг, но забыл,
что здесь и откуда (разводит руками).
– Не оправдывайся, дружок, лучше скажи, когда ты в
библиотеке был в последний раз?
Незнайка опускает голову.
– Ребята, давайте поскорее составим обложки
знакомых книг.
(Дети читают автора, дают пояснения о том, какие книги он написал, какие иллюстрации подходят к ним.)
- 1-я команда. Корней Чуковский – «Муха-Цокотуха», Эдуард Успенский «Про Веру и Анфису».
- 2-я команда. Корней Чуковский – «Айболит», Эдуард Успенский «Каникулы в Простоквашино».
Задание 4. Корзинка с потерянными вещами
Заходит дядя Стёпа – милиционер. За руку ведёт старуху Шапокляк. В руках у старухи большая корзина с вещами.
– Ребята, помогите, пожалуйста. Кто этот
странный похититель?
– Не отдам, все вещи мои!
– Юный читатель! Сделай доброе дело! Отыщи
хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих
хозяев, книжки, из которых злая старуха Шапокляк
похитила их, не смогут вернуться в библиотеку на
свои места, а значит, девочки и мальчики не смогут
их прочитать.
– У меня корзина есть,
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Поспешите угадать,
Что в ней и откуда?
Не отгадаетеее!
– Ребята! Как же так? Неужели больше никто
никогда не прочитает эти замечательные книги?
Надо вернуть вещи хозяевам. Вам это сделать не
трудно, ведь вы читали эти книги внимательно и
хорошо запомнили прочитанное.
Я буду называть и показывать вам вещи, а вы
отвечайте: чья эта вещь и из какой книги?
(Белый халат – «Айболит», фотоаппарат – «Каникулы в Простоквашино» – Шарик, мыло – «Мойдодыр», полосатая майка – «Каникулы в Простоквшино» – кот Матроскин, кисточка с мухой – обезьяна Анфиса «Про Веру и Анфису», мотоцикл – крокодил Гена «Чебурашка уходит в народ», крыса – старуха Шапокляк. Старуха шапокляк кричит, хватается за крысу: – «Не отдам, она моя лучшая подруга. Только я забыла как её зовут!» – плачет. Ребята, поможем? Как её зовут? – Лариса.)
Задание 5. Что роднит эти книги
На полках лежат ваши любимые книги. Сейчас я их вам передам. Вы внимательно рассмотрите и скажите, что роднит эти книги?
(Животные говорят, поют, рассуждают, творят, строят, видят, рисуют, сочиняют. Они смеются, играют, радуются, веселятся, огорчаются, плачут, но не унывают. Они дарят нам радость. Они делают то, что делают люди. По произведениям Корнея Чуковского и Эдуарда Успенского создано много мультфильмов. Эти книги красочно оформлены.)
– Вот и подходит к концу литературная игра. Вы
хорошо потрудились. Послушаем наших уважаемых
членов жюри.
– Ребята, мы как будто снова перелистали с вами
страницы полюбившихся книг. Вот они перед вами.
Сколько мудрости и добра в них, сколько юмора и
веселья! Эти книги многому научили, о многом
рассказали вам, они доставили немало минут
радости. И уж коль мы с ними подружились, то пусть
и им с нами живётся хорошо.
6. Копилка родительского опыта
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье. Работа с памяткой .
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего
детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по
оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это формирует у
него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди
членов своей семьи.
Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной
книги.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь
прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее
прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы
проверить, как он запомнил ранее прочитанный
текст.
Рекомендуйте своему ребёнку книги своего
детства, делитесь своими детскими впечатлениями
от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши
и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным
книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся
ребёнку авторов, оформляйте его личную
библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге,
демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите своему ребёнку хорошие книги с
дарственной надписью, добрыми и тёплыми
пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о
родном доме, его традициях, дорогих и близких
людях.
Литература:
1. Н.И. Дереклеева «Родительские собрания».
2. «Начальная школа» №5 1995 год
Материал:
1. Книги Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»,
«Федорино горе», «Бармалей», «Телефон»,
«Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит».
2. Книги Эдуарда Успенского « Каникулы в
Простоквашино», «Чебурашка уходит в народ», «Про
Веру и Анфису».
3. Корзина с вещами. (Счёт, фотоаппарат, кисточка,
фонендоскоп, мыло, полосатая майка, игрушечные
мотоцикл и крыса).
4. Портреты писателей Корнея Чуковского, Эдуарда
Успенского.
5. Плакат над доской «День прожитый без книги, –
потерянный день».
6. Костюмы Незнайки, старухи Шапокляк.