Цель: Повторить и обобщить изучаемый материал по теме «Умножение и деление дробей».
Задачи:
- Образовательная: отработка умений и навыков умножения и деления дробей, а также сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
- Воспитательная: воспитывать умение внимательно выслушивать мнения других; уважительно относиться к ответам одноклассников.
- Развивающая: развивать память, внимание, познавательные способности учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш с вами урок, попробуйте отгадать следующую загадку: (Приложение 1. Слайд 1) «Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья»
– Правильно, дробь! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока. (Приложение 1. Слайд 2).
– Цель нашего урока – повторить и обобщить изучаемый материал по теме умножения и деления дробей
– У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, а урок-путешествие: «Путешествие в страну дроби». А что нужно для путешествия? Конечно же, багаж! В нашем случае – багаж знаний. Давайте с вами вспомним некоторые определения и правила, необходимые для нашего путешествия.
– Какую дробь называют правильной?
– Какую дробь называют неправильной?
– Как найти дробь от числа?
– Сформулируйте, пожалуйста, правило сложения дробей
– Правило умножения дробей
– Правило деления дробей
– Какие числа называют взаимно обратными?
– Обобщить наши знания о дроби поможет следующее стихотворение. (Приложение 1. Слайд 4)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель!
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Дробь на дробь просто умножить:
Надо числители и знаменатели перемножить!
Не сложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью, ей обратной –
И для нас приятной.
– А девизом нашего путешествия возьмем следующее высказывание: (Приложение 1. Слайд 5) «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
– Для любого путешествия необходим путеводитель или карта. Вот и мы с вами возьмем в дорогу карту. Путешествие будет проходить по некоторым знаменитым местам. Первое – Лавка древности. В ней собраны старинные материалы о дробях. Затем по тропе скорости мы минуем замечательный уголок – Лукоморье. И потом по Дорожке здоровья поднимемся к конечной точке нашего путешествия – Контрольному пункту
– Итак, первая остановка – Лавка древности (Приложение 1. Слайды 7-10). Мы с вами познакомимся с запись дробей в древнем мире.
– А сейчас мы с вами проходим Полянку Устную. Здесь нам необходимо поупражняться с действиями над обыкновенными дробями. (Приложение 1. Слайды 11-13).
(Отметить тех учеников, которые хорошо работали при устном счете)
– А вот и Тропа скорости. Здесь само название говорит за себя. Мы должны действовать быстро, но при этом не растерять свой багаж знаний по пути. (Приложение 1. Слайды 15-17)
Отметить учеников, которые активно работали, правильно отвечали. А также поторопить в пути и тех учеников, которые не успевали.
– Ой, какой замечательный уголок нам встретился на пути – Лукоморье! (Процитировать знаменитые строчки Пушкина)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый;
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
– Какую же нам задачку приготовил ученый кот? Про себя, наверное.
– Кто пойдет к доске ее решить? (Приложение 1. Слайды 19-21) Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” 36 сказок, а песен “заводил” 1/3 от рассказанных сказок, и количество песен составляет 4/5 количества прибауток. Сколько песен и прибауток мог спеть кот?
– А теперь немного пройдемся по Дорожке здоровья. Совсем немного нам осталось времени, близится конец пути. А что нам говорил о здоровье древнегреческий ученый Сократ? «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто».
1. Учебная неделя школьника предполагает обязательное классное занятие, которое составляет 1/2 от числа 60. Сколько это часов?
2. На самостоятельную работу ученик тратит 5/40 от числа 120. Сколько времени в неделю уходит на самостоятельную работу?
– А вот и конечный пункт. А на страже – Сфинкс.
В Греции была всего одна легенда про Сфинкс. Не
удивляйтесь, это не опечатка, просто в Греции
сфинкс была женского пола, и имя ее звучало
скорее как Сфинга, что означает разрывательница.
Сфинга имела тело льва, крылья орла, а так же лицо
и грудь женщины. Ее родителями по разным
источникам являлись либо Тифон и Ехидна, либо
дети этой парочки Орт (двуглавый пес) и Химера. В
любом случае, Сфинга родилась у двух существ с не
самой приятной наружностью, которые кроме этого
были братом и сестрой. Если сравнивать с
остальными членами этой семьи, то у нее еще была
довольно красивая внешность. Наверное, именно
поэтому она предпочла провести большую часть
своей жизни в одиночестве в пустыне. Пока откуда
ее не призвала Гера.
Гера приказала ей жить около Фив и задавать всем
проходящим мимо один единственный вопрос, а всех
кто не ответит на него разрывать на части. Нас,
конечно, никто на части разрывать не будет, но вот
наши знания проконтролирует. (Приложение
1. Слайды 32-34)
А теперь давайте проверим, проконтролируем себя,
ничего не потеряли по пути?
(Самостоятельная работа выполняется на двух листочках, под копирку. В конце работы один листок сдается учителю) (Приложение 1. Слайд 35)
Вариант 1 Вариант 2
1. Найдите 2/5 от 25.
1. Найдите 2/7 от 49.
О.24 3/5
К.2/125 П.
10
К.48 5/7 Т.
2/243 П.
14
2. Найдите 1/3 от числа 21
.
2. Найдите 1/5 от
числа 30.
Л.1/21 О.
7
Е. 7
1/3
Н.1/30
О.
6
Е. 6 1/5
3. В одной коробке 7 1/2 кг яблок, а в другой
3. В одной коробке 7 1/2 кг
яблок, а в
в 3 раза меньше.
другой
5 раз меньше.
Сколько яблок в двух
коробках?
Сколько яблок в двух коробках?
М.2 1/2 кг К.12
кг Л. 10
кг Ц.1
1/2
кг
Л. 9 кг С.11
кг
4. От рулона обоев, длина которого 10 1/2
м, 4. От рулона обоев, длина
которого 10 1/2 м,
отрезали 2/3 его длины. Сколько
обоев
отрезали 6/7 его длины. Сколько
осталось в
рулоне?
обоев
осталось в рулоне?
АМ.2/3 м ДО.7
м ТИ. 3 ?
м ЧЕ.
1 1/3 м ПУ. 9
м ЛО. 5/6 м
5. Найдите число, если оно в 1/2
раза
5. Найдите число, если оно
в 1/3 раза
меньше, чем
5/8.
меньше, чем 5/9.
НА. 1 1/4 м ХА.1/8
м ПА. 2
м
НЬ.1/16 м ТЬ. 1 2/3
м СЬ. 2 м
– Поднимите, пожалуйста руку, кто безошибочно ответил на все вопросы? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки? Кто вообще не справился с заданием?
Подведем итоги урока (Приложение 1. Слайды 36-37):
Продолжите фразу:
«Сегодня на уроке я узнал … »
«Сегодня на уроке я познакомился … »
«Сегодня на уроке я повторил … »
«Сегодня на уроке я закрепил … »
«Сегодня на уроке я научился … »
Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
И в конце урока, позвольте процитировать замечательные слова Льва Николаевича Толстого:
«Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинство человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе».
– Урок закончен. До свидания! (Приложение 1. Слайд 39)