Урок-путешествие "Умножение и деление дробей"

Разделы: Математика


Цель: Повторить и обобщить изучаемый материал по теме «Умножение и деление дробей».

Задачи:

  • Образовательная: отработка умений и навыков умножения и деления дробей, а также сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
  • Воспитательная: воспитывать умение внимательно выслушивать мнения других; уважительно относиться к  ответам одноклассников.
  • Развивающая: развивать память, внимание, познавательные способности учащихся.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать наш с вами урок, попробуйте отгадать следующую загадку: (Приложение 1. Слайд 1) «Она бывает барабанная или пальцами. А еще она бывает охотничья»

– Правильно, дробь! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока. (Приложение 1. Слайд 2).

– Цель нашего урока – повторить и обобщить изучаемый материал по теме умножения и деления дробей

– У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, а урок-путешествие: «Путешествие в страну дроби». А что нужно для путешествия? Конечно же, багаж! В нашем случае – багаж знаний. Давайте с вами вспомним некоторые определения и правила, необходимые для нашего путешествия.

– Какую дробь называют правильной?

– Какую дробь называют неправильной?

– Как найти дробь от числа?

– Сформулируйте, пожалуйста, правило сложения дробей

– Правило умножения дробей

– Правило деления дробей

– Какие числа называют взаимно обратными?

– Обобщить наши знания о дроби поможет следующее стихотворение. (Приложение 1. Слайд 4)

Каждый может за версту
Видеть дробную черту
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель!
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
Дробь на дробь просто умножить:
Надо числители и знаменатели перемножить!
Не сложно дроби и разделить:
Стоит лишь вторую заменить
Дробью, ей обратной –
И для нас приятной.

– А девизом нашего путешествия возьмем следующее высказывание: (Приложение 1. Слайд 5) «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

– Для любого путешествия необходим путеводитель или карта. Вот и мы с вами возьмем в дорогу карту. Путешествие будет проходить по некоторым знаменитым местам. Первое –  Лавка древности. В ней собраны старинные материалы о дробях. Затем по тропе скорости мы минуем замечательный уголок – Лукоморье. И потом по Дорожке здоровья поднимемся к конечной точке нашего путешествия – Контрольному пункту 

– Итак, первая остановка – Лавка древности (Приложение 1. Слайды 7-10). Мы с вами познакомимся с запись дробей в древнем мире.

– А сейчас мы с вами проходим Полянку Устную. Здесь нам необходимо поупражняться с действиями над обыкновенными дробями. (Приложение 1. Слайды 11-13).

(Отметить тех учеников, которые хорошо работали при устном счете)

– А вот и Тропа скорости. Здесь само название говорит за себя. Мы должны действовать быстро, но при этом не растерять свой багаж знаний по пути. (Приложение 1. Слайды 15-17)

Отметить учеников, которые активно работали, правильно отвечали. А также поторопить в пути и тех учеников, которые не успевали.

– Ой, какой замечательный уголок нам встретился на пути – Лукоморье! (Процитировать знаменитые строчки Пушкина)

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый;
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

– Какую же нам задачку приготовил ученый кот? Про себя, наверное.

– Кто пойдет к доске ее решить? (Приложение 1. Слайды 19-21) Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” 36 сказок, а песен “заводил” 1/3    от рассказанных сказок, и   количество песен составляет 4/5 количества прибауток. Сколько песен и прибауток мог спеть кот?

– А теперь немного пройдемся по Дорожке здоровья. Совсем немного нам осталось времени, близится конец пути. А что нам говорил о здоровье древнегреческий ученый Сократ? «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто».

1. Учебная неделя школьника предполагает обязательное классное занятие, которое составляет 1/2 от числа 60. Сколько это часов?

2. На самостоятельную работу ученик тратит 5/40 от числа 120. Сколько времени в неделю уходит на самостоятельную работу?

– А вот и конечный пункт. А на страже – Сфинкс.
В Греции была всего одна легенда про Сфинкс. Не удивляйтесь, это не опечатка, просто в Греции сфинкс была женского пола, и имя ее звучало скорее как Сфинга, что означает разрывательница.
Сфинга имела тело льва, крылья орла, а так же лицо и грудь женщины. Ее родителями по разным источникам являлись либо Тифон и Ехидна, либо дети этой парочки Орт (двуглавый пес) и Химера. В любом случае, Сфинга родилась у двух существ с не самой приятной наружностью, которые кроме этого были братом и сестрой. Если сравнивать с остальными членами этой семьи, то у нее еще была довольно красивая внешность. Наверное, именно поэтому она предпочла провести большую часть своей жизни в одиночестве в пустыне. Пока откуда ее не призвала Гера.
Гера приказала ей жить около Фив и задавать всем проходящим мимо один единственный вопрос, а всех кто не ответит на него разрывать на части. Нас, конечно, никто на части разрывать не будет, но вот наши знания проконтролирует. (Приложение 1. Слайды 32-34)
А теперь давайте проверим, проконтролируем себя, ничего не потеряли по пути?

(Самостоятельная работа выполняется на двух листочках, под копирку. В конце работы один листок сдается учителю) (Приложение 1. Слайд 35)

Вариант 1                                                                            Вариант 2

1. Найдите 2/5 от 25.                                              1. Найдите 2/7 от 49.
  О.24 3/5          К.2/125            П. 10                         К.48 5/7             Т. 2/243              П. 14 

2. Найдите 1/3 от числа 21 .                                   2. Найдите 1/5 от числа 30.
Л.1/21            О. 7                  Е. 7 1/3                       Н.1/30                 О. 6                  Е. 6 1/5   

3. В одной коробке 7 1/2 кг яблок, а в другой        3. В одной коробке 7 1/2 кг яблок, а в  
в 3 раза меньше.                                                   другой 5 раз меньше.
Сколько яблок в двух коробках?                        Сколько яблок в двух коробках?
М.2 1/2  кг        К.12 кг           Л. 10 кг                 Ц.1 1/2 кг               Л. 9 кг             С.11 кг     

4. От рулона обоев, длина которого 10 1/2 м,        4. От рулона обоев, длина которого 10 1/2 м,
отрезали 2/3 его длины. Сколько обоев                 отрезали 6/7 его длины. Сколько
осталось в рулоне?                                                   обоев осталось в рулоне?         
   АМ.2/3 м         ДО.7 м           ТИ. 3 ? м                ЧЕ. 1 1/3 м           ПУ. 9 м            ЛО. 5/6 м      

5. Найдите число, если оно в  1/2  раза                    5. Найдите число, если оно в 1/3 раза
меньше,      чем 5/8.                                                  меньше,   чем 5/9.
НА. 1 1/4 м         ХА.1/8 м         ПА. 2 м                  НЬ.1/16 м            ТЬ. 1 2/3 м           СЬ. 2 м 

– Поднимите, пожалуйста руку, кто безошибочно ответил на все вопросы? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки? Кто вообще не справился с заданием?

Подведем итоги урока (Приложение 1. Слайды 36-37):

Продолжите фразу:

«Сегодня на уроке я узнал … »
«Сегодня на уроке я познакомился … »
«Сегодня на уроке я повторил … »
«Сегодня на уроке я закрепил … »
«Сегодня на уроке я научился … »

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

И в конце урока, позвольте процитировать замечательные  слова Льва Николаевича Толстого:

«Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинство человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе».

– Урок закончен. До свидания! (Приложение 1. Слайд 39)