1. Актуализация знаний, постановка задач урока.
1) Устная работа найдите лишнюю дробь и поясните почему.
а)
б)
в)
г)
д) .
2) Игра «Верю – не верю»
Ребята самостоятельно отвечают на вопросы
Вопрос | Верю/не верю |
Верите ли вы, что слово «дробь» обозначает «ломать на части» | |
Верите ли вы, что дробная черта появилась 1000 лет тому назад? | |
Верите ли вы, что «попасть в дроби» – это попасть в трудное положение? | |
3) Историческая справка (рассказывает учитель или подготовленный ученик ).
В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово “дробь” от слова “дробить, разбивать, ломать на части”. В первых учебниках дроби назывались “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берёт своё начало в древней Индии; дробная черта появилась в записи дроби лишь около 300 лет назад. Названия “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий монах учёный-математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.
Давайте обсудим три первых вопроса из нашей таблицы.
4) Задача урока: Доказать, что мы с честью выйдем из трудного положения.
2. А теперь рассмотрим цветные
квадраты на ваших столах. Разрежьте квадрат по
линиям.
– На сколько частей вы разрезали квадрат?
– Данное число мы запишем виде числителя или
знаменателя?
– Возьмите 4 части зеленого цвета. Какая дробь у
нас получилась?
– Возьмите 2 части желтого цвета.
– Какая дробь у вас сейчас получилась?
– Теперь 4 зеленых и 2 желтых части поместим на
белый квадрат.
– Сколько цветных частей у вас получилось?
Запишите эту дробь.
– Какое действие мы с вами выполнили?
– Ребята сформулируйте тему нашего урока.
Тема: «Сложение обыкновенных дробей»
– Теперь, ребята, давайте вместе запишем правило сложения обыкновенных дробей. Вставьте слова.
Чтобы сложить дроби с ____________ знаменателем, нужно _________ их __________, а __________ оставить прежним.
Как бы вы записали правило сложения дробей с помощью кластера?
1) Графическая модель сложения дробей с одинаковыми знаменателями:
2) Символьная модель сложения дробей с одинаковыми знаменателями:
3) Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения.
4) Найдите сумму следующих дробей:
1) 2) 3) 4) 5)
– Чем отличаются решения примеров 1 и 2?
– Чем отличаются решения примеров 1 и 3?
– Чем отличаются решения примеров 4 и 5 от решения
примера 1?
– Как вы теперь сформулируете правило сложения
дробей с одинаковыми знаменателями?
– Чтобы сложить дроби с одинаковыми
знаменателями, надо сложить их числители, а
знаменатель оставить без изменения и
упростить полученную дробь (сократить, выделить
целую часть).
– Теперь посмотрим на табличку верю/не верю.
Какой вариант решения теперь вы считаете
правильным?
Физкультминутка: все учащиеся делятся на две группы:мальчики – числители, девочки – знаменатели. Встают. Если дробь правильная, то ученики-числители руки поднимают вверх, а ученики-знаменатели – руки в стороны; если дробь не правильная, тонаоборот; если числитель равен знаменателю, то все стоя хлопают один раз в ладоши над головой.
5) Найдите разность следующих дробей:
1) 2) 3)
– Какой пример вызвал затруднение?
– Обратимся теперь к нашим цветным моделям.
– Заполним цветными квадратиками весь белый
квадрат- это целая часть.
– Как мы ее можем записать? 1 или
– Отнимем (4
квадратика). Сколько осталось?
– Давайте сформулируем правила вычитания дробей
с одинаковыми знаменателями с помощью кластера.
1) Графическая модель вычитания дробей с одинаковыми знаменателями:
2) Символьная модель вычитания дробей с одинаковыми знаменателями:
3) Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями, надо из числителя уменьшаемого
вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель
оставить без изменения и упростить
полученную дробь.
Запишите правило вычитания правильной дроби из 1.
Чтобы вычесть правильную дробь из 1 , надо 1 представить виде
неправильной дроби .
3. Закрепление: № 423, 425, 426.
4. Итог урока:
Составьте синквейн:
1. Дроби
2. Правильные, неправильные.
3. Складывали, сокращали, выделяли.
4. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
5. Числитель, знаменатель.
5. Домашнее задание:
– §24
– Выучить правила
– № 424, 427.