Своевременное о полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша. В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребёнку речи, и на развитие его собственной речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.
Объединяя игру с экспериментированием, я получаю возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Самое главное, на мой взгляд, – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
Игры-занятия по экспериментированию с различными материалами (водой, песком, бумагой, красками, солёным тестом, природным и бросовым материалами) строю на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра). В процессе обыгрывания экспериментов с предметами и материалами активно использую художественно-литературный материал (стихи, потешки, прибаутки, пестушки, загадки, сказки), который позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению детьми сенсорного и сенсорно-моторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей третьего года жизни.
Предлагаю вашему вниманию цикл игр-занятий «Кукла Наташа и её друзья» по развитию речевой активности детей раннего возраста посредством экспериментирования с различными материалами и предметами.
Цикл игр-занятий «Кукла Наташа и её друзья»
Игра-занятие № 1. «У куклы Наташи день рождение»
Цель: Продолжать развивать речевую активность
Задачи:
- Создать радостное настроение от общения со знакомыми, любимыми игрушками.
- Вызвать эмоциональный отклик на чтение знакомых потешек и стихов.
- Поощрять желание детей подговаривать слова художественных произведений.
Оборудование:
- игрушки: кукла, собачка, котик, мишка
- платочки и погремушки (по количеству детей)
- дудочка
Ход игры-занятия:
Воспитатель: Тише, тише, малыши! Кукла Наташа спит.
Воспитатель исполняет песня «Баю-баюшки» (дети подпевают)
Воспитатель: Солнышко давно встало, пора и нашей куколке подниматься:
Просыпайся, кукла Наташа.
Для тебя готова каша.
Кукла Наташа просыпается,
Водичкой умывается.
Воспитатель: Умылась куколка,
улыбнулась всем. У нее сегодня день рождение. А
вот и первый
гость. Встречай, Наташенька…
Пришел к Наташеньке коток,
Подарил ей пирожок.
Воспитатель: Помните, как котик учился печь пирожки?
Воспитатель побуждает детей к подговариванию слов.
Проводится пальчиковая игра «Пирог»
Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, |
Дети плавно опускают руки сверху вниз
(2 раза) Прижимая ладони друг к другу
показывают, как пекут пирог. Грозят указательным пальчиком. |
Воспитатель: Не получился тогда пирожок у котика. Теперь котик печет пироги из муки.
Кукла Наташа приглашает котика и всех детей танцевать.
Проводится танец с платочками
Воспитатель: А вот и другой гость идет.
Кто же в гости к нам идет?
Кто же песенку поет? (Появляется собачка Бобик)
Дети вместе с воспитателем поют песенку про собачку «К нам пришла собачка»
Воспитатель: А что нам Бобик принес Кукле Наташе? Погремушки!
Проводится игра с погремушками
Воспитатель: Еще один гость на пороге.
Кто же в гости к нам идет.
Свою песенку поет? (Появляется мишка. Мишка дарит кукле Наташи дудку).
Дети вместе с воспитателем читают:
Подарил Мишутка дудку.
Ай, да дудка-самогудка.
Только дудка заиграла,
Наташа сразу заплясала.
Выходили в гости в круг,
Каблучками тук да тук.
Исполняется танец «Чок, чок – каблучок»
Воспитатель: А теперь кукла Наташа приглашает всех на чай с конфетами.
(Для детей организуется и проводится чаепитие).
Игра-занятие № 2. «Как помочь кукле Наташе?»
Проблема: как помочь кукле Наташе?
Игровая мотивация: оказать помощь кукле Наташе
Цель: развивать наглядно-действенное мышление; стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов быта.
Задачи:
- Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия и дальнейшим действиям: учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия различных качеств различных предметов.
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и открытиям.
- Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
- Развивать эмоциональный отклик на знакомое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры, стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные действия под музыку.
Ход игры-занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на стульчике и плачет. Дети подходят к кукле Наташе, рассматривают ее, выясняют вместе с воспитателем: как ее зовут, почему она плачет? Наташа плачет, потому что она грязная, не опрятная, лохматая, чумазая (отмечать в речи детей, слова обозначающие качество).
Введение в проблему: Как успокоить Наташу? Давайте поможем ей.
Поэтапное решение проблемы:
Воспитатель вместе с детьми воспроизводят стихотворение:
Ах, Наташенька, чумазая
Где ты ручки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки.
Игровая ситуация разворачивается в «мокрой» зоне (побуждать детей к высказываниям), а далее к действиям.
Воспитатель: Как же успокоить Наташу? Как помочь?
Воспитатель: Раздеваю куклу; вешаю одежду на стульчик; беру мыло, таз с тёплой водой, полотенце и мою куклу
(Педагог совершает действия в определенной последовательности на глазах детей, закрепляя названия предметов и действий с ними). Намыливая голову кукле Наташе, педагог вместе с детьми проговаривает потешку:
Будет мыло пениться,
Грязь куда то денется.
Воспитатель: А сейчас надо Наташеньку
ополоснуть теплой водичкой. А теплой водички у
меня
нет. Есть только горячая и холодная. Что делать?
Педагог выясняет вместе с детьми, что горячей водой мыться нельзя, и холодной тоже. На глазах у детей воспитатель смешивает холодную и горячую воду, получая теплую. Обмывая куклу Наташу, рассказывает потешку:
Теплую водичку,
Лью на нашу птичку.
Дети производят аналогичные действия с пупсиками.
Воспитатель: Ой, какие же куколки у вас
и Наташа стали, когда мы их достали из воды?
(Педагог подводит к ответу – «мокрые»). Что с
ними надо сделать, чтобы они стали сухими? –
вытереть. Педагог берет полотенце, детям
предлагаются тканевые салфетки. Куколок
вытирают. Теперь надо куколок положить спать.
Воспитатель вместе с детьми поет песенку:
Баю, бай, баю, бай,
Ты собаченька не лай.
Белолапа не скули,
Мою куклу не буди.
Пока куклы и кукла Наташа спят, педагог предлагает слепить для них угощение, они проснуться и будут пить чай. Воспитатель выясняет, что будут лепить дети. Детям предоставляются необходимые материалы для лепки. Во время работы с пластилином (или соленым тестом) рассказывается потешка:
Так мы весело живём,
Дружно пряники жуем,
Медом запиваем,
Вас в гости приглашаем!
Воспитатель берет куклу Наташу и причесывает её на глазах детей, одевает, угощает печеньем за общим столом для кукол. После того, как дети закончили работу, они идут в игровой уголок и угощают кукол.Куколки благодарят детей. Воспитатель предлагает взять свою куколку и потанцевать с ней (звучит музыка, дети танцуют с игрушками). Педагог предлагает после танца дать куколкам отдохнуть, а дети пойдут гулять.
Игра-занятие № 3. «Поможем Наташиным друзьям, попавшим в беду»
Проблема: поможем игрушкам, попавшим в беду.
Игровая мотивация: окажем помощь игрушкам в беде.
Цель: развивать наглядно-действенное мышление, побуждать детей к поиску новых способов решения практических задач, используя различные предметы.
Задачи:
- развивать восприятие детей, способствовать развитию связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать подручные материалы (ложки, чашечки, поролон) для экспериментирования с водой; пластилин, семечки для лепки;
- закрепить и уточнить знания детей об основных цветах спектра, умение различать и правильно называть их;
- поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться;
- вызывать эмоциональный отклик на рассказ воспитателя; узнавать и называть животных на картинке (медведь, лиса, заяц, «золотая рыбка»);
- развивать у ребёнка способность различать эмоциональные состояния (радость, печаль) и их изменения.
Материал для занятия:
- большая книга «Кукла Наташа и её друзья»
- семечки;
- заготовки для пластилиновых ежиков (по количеству детей);
- силуэтные фигурки 2-х животных (медведя и лисы) из бархатной бумаги (для каждого ребёнка);
- клеевые кисточки (по количеству детей); клей;
- три листа ватмана;
- три экспериментальных лаборатории;
- две или три емкости для воды;
- поролон, ложки, чашки и другие предметы для переноса воды.
Ход игры-занятия
Воспитатель обращает внимание детей на книжку. Открывает первую страницу, на которой изображены кукла Наташа и её друзья: рыбка, мишка, зайка, лиса и ёжик.
Рассказ воспитателя: «Жила была
куколка Наташа. У неё было много друзей:
любимая
«золотая рыбка» (выставляется), ежик
– ни головы, ни ножек, мишка
косолапый, лисичка-сестричка. Однажды с её
друзьями случилась «беда».
Воспитатель переворачивает страницу книжки, на ней нарисован ёжик без колючек.
Воспитатель:
– Что случилось с ёжиком? (Время на речевые
реакции детей)
– Как-то раз подул сильный ветер (Дети и
воспитатель дуют, имитируя ветер) и все
колючки разлетелись.
– Как же нам помочь ёжику? (Выслушать все
варианты ответов детей, например:«Палочек у меня
нет, иголочек нет, трубочки же длинные и… )
Воспитатель: А вот семечки у меня есть. Хотите сделать иголочки для ёжика из семечек?
(Получив согласие детей, воспитатель раздает заготовки фигурок ежиков из пластилина, семечки и вместе с детьми находит место для работы. Педагог рассказывает и показывает, как можно выполнить работу. В ходе работы обращает внимание детей на то, что семечка с одной стороны острая, с другой – нет. «У нас сегодня добрый ежик. Будем вставлять семечки острым концом в пластилин. А теперь попробуйте сами». Пока дети выполняют работу, воспитатель наклеивает в книге иголочки ёжику.)
Задачи:
- помочь каждому ребенку удержать цель и достичь результата; порадоваться своей работе;
- учить детей констатировать цель: «Мы хотели помочь ежику и помогли».
Своих ёжиков дети помещают на «полянку». Ежата «благодарят» малышей.
Воспитатель демонстрирует следующую страницу в книге. Дети рассматривают «необычных» животных (у них перепутаны части тела). Дать детям время для созерцания и дождаться речевых реакций.
Воспитатель: Однажды звери так играли, прыгали и веселились, что всё перемешалось. Как им помочь? (Выслушать все варианты ответов детей и, исходя из ответов, помочь перепутавшимся животным. Детям выдается материал для работы. Получив согласие детей на помощь взрослого, педагог предлагает выполнить дидактическую игру «Собери картинку» (каждому ребенку выдаются смешанные силуэты 2-х животных (медведь и лиса), разрезанные на 4 части). Воспитатель привлекает внимание детей к тому, чтобы наклеивать изображения животных на листах ватмана. «Как вы думаете, кого мы с вами наклеиваем? Какие это животные? Где они должны жить?» Педагог в ходе работы выслушивает комментарии детей; комментирует их действия; отвечает на вопросы, даёт положительную оценку их действиям; предвосхищается. Приглашает детей посмотреть на страничку в книге, где изображены ее друзья, которым помогли дети.)
Задача: помочь каждому ребенку удержать цель и достичь результата; порадоваться своей работе.
Животные «благодарят» ребят за помощь.
Воспитатель показывает следующую страницу книги, где изображена «золотая рыбка» без воды, и рассказывает:
– С «золотой рыбкой» произошла беда. Из
аквариума, это домик рыбок, вытекла вся вода.
Рыбка не может жить без воды, она погибнет. (Дать
детям время для созерцания и дождаться речевых
реакций).
– Что мы можем сделать, чтобы помочь рыбке? (Выслушать все варианты ответов детей, например: построить ей домик; налить ей водичку, напоить ее водичкой… Воспитатель обращает внимание детей на экспериментальную лабораторию, в которой есть различные предметы (ложки, поролон, чашки и другие мелкие предметы), а также пустые емкости, в которых рыбка могла бы жить, но там нет воды.
Воспитатель: Чем мы можем наливать воду? (После обсуждения вопроса дети выполняют работу – наполняют емкости водой с помощью различных предметов. Во время выполнения работы детьми педагог наклеивает на странице книги элементы воды – волны.)
Задача: помочь каждому ребёнку удержать цель и достичь результата; порадоваться своей работе.
Рыбка «благодарит» детей за помощь. Воспитатель показывает страницу книги, где кукла Наташа рада, что дети выручили её друзей из беды, (обратить внимание детей на эмоции, которые выражены на лице Наташи).
В заключительной части воспитатель предлагает детям по желанию:
- слепить из пластилина яблочки и угостить ёжиков;
- наклеивать животных на лист ватмана;
- рассмотреть большую книгу «Кукла Наташа и её друзья»;
- помочь в уборке рабочих мест воспитателю.