Простые предложения с однородными членами

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Тип урока: урок закрепления

Цель: Закреплять знания о простом предложении с однородными членами, развивать умение строить простые предложения с однородными членами.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Закреплять знания об однородных членах предложения, развивать умение различать виды однородных членов предложения, формировать навык постановки запятых при однородных членах предложения.
  • Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать зрительное восприятие посредством упражнений "наложенные" изображения, "незаконченные" изображения.
  • Развивать умение делать словесно-логические обобщения, развивать операции классификации и обобщения понятия "профессии".
  • Коррекционно-воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению, активизировать словарный запас по теме "Профессия".

Оборудование: индивидуальные конверты с заданием, карточки с союзами, карточки с опорными словами, карточки со словарными словами для списывания и проверки, рисунок "наложенные" изображения, схемы предложений, наборное полотно по теме "Однородные члены предложения", модель-шаблон бабочки (для физминутки).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент Учитель приветствует учащихся. Просит проверить наличие всех необходимых принадлежностей. Настрой на хорошее рабочее настроение. Сообщение темы и цели урока. Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей.
II. Проверка домашнего задания(с.250, упр 329) Прочитайте вслух 2-е, 3-е предложения. Объясните расстановку знаков препинания Отдельные учащиеся вслух читают из домашнего упражнения предложения, комментируют, остальные проверяют в тетради.
III.Актуализация знаний 1. Задание "Дополни определение". Приложение 2.

Заполняется правая часть наборного полотна . После ответов учащихся учитель вставляет карточки в наборное полотно.

- Повторите еще раз, над какой темой работаем?

-  Каким требованиям должны отвечать слова, чтобы их можно было назвать однородными

Все однородные члены предложения должны:

  • Отвечать на :
  • Относиться к :
  • Произноситься с :

-Теперь, опираясь на наборное полотно, сделаем вывод: Какие члены предложения являются однородными?

 

2. Упражнение "наложенные" изображения. Рисунок 1.

- Какие союзы здесь видите?

По мере называния союзов учитель распределяет их в две группы.

  • а но и и
  • и

- Почему я их распределила в две такие группы7

- Какой вывод можем сделать?

3. Работа со схемами. Расставить запятые. Приложение 3.

Учитель вывешивает карточки со схемами на магнитную доску.

Задания для учащихся даются согласно типогрупп( деление на типогруппы по В.В.Воронковой Приложение1.)

Учащиеся I и II группы работают с учителем, отвечают на вопросы.

Учащиеся III группы читают определение по карточке: Слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и произносятся с интонацией перечисления, называются однородными.

Несколько учеников I и II группы с опорой на заполненное наборное полотно дают определение однородных членов предложения. Ученик III группы читает определение по карточке.

Учащиеся рассматривают рисунок

Учащиеся называют союзы а, но, и, повторяющийся союз и.

Учащиеся должны определить принцип распределения:

-всегда ставится запятая.

-не всегда ставится запятая.

Учащиеся I и II группы делают вывод: В предложении с однородными членами употребляются союзы а, но, и. Запятая всегда ставится перед а, но, повторяющимся союзом и. Не ставится перед одиночным союзом и. Учащиеся III группы повторяют сделанный вывод.

Учащиеся, опираясь на сделанный вывод, расставляют запятые в схемах. Выходят к доске расставляют запятые в схемах. Записывают дату, тему урока в тетрадь.

Чертят схемы в тетрадях.

IV.Словарная работа. Учитель диктует слова. Напоминает орфографический режим.

Бригада , кабинет, почтальон, продавец, лекарство, слесарь, делегат, токарь, хирург.

Проверка.

Проверка правописания по словарику в учебнике. -Откройте словарики в конце учебника и проверьте, как вы написали словарные слова. (для I и II группы)

I группа и II группа - пишут под диктовку.

III группа -  списывают словарные слова с карточки, вставляя безударные гласные.

III группа проверяет по карточкам.

V.Тренировочные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

1.Составление предложений с однородными членами предложения с использованием словарных слов .

а) Какие из записанных словарных слов можно выделить в отдельную группу?

- Почему?

- Каким общим словом их можно назвать?

б) Подчеркните их.

- Составьте предложения с некоторыми словами из этой группы, используя их в качестве однородных.

Запись предложений на доске и в тетради

- Скажите, каким членом предложения являются однородные члены ?

(однородные подлежащие, однородные второстепенные)

Упражнения для снятия напряжения глаз и профилактику утомления глаз: попеременное фокусирование взгляда на носу. На точке м/у бровями, на левом плече, на правом (не поворачивая головы). "Слежение за полетом бабочки".

Учитель следит за правильным выполнением упражнений.

2.Запись под диктовку, объяснение орфограмм, знаков препинания, подчеркивание однородных.

Учитель диктует предложение:

Сквозь тонкие стебли травы виднелись голубые, синие и лиловые цветы.

- Сделайте вывод каким членом предложения являются однородные члены?

(однородные второстепенные)

3. Работа с учебником (с 252, упр332) Чтение текста упражнения вслух.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Назовите животных, которые там изображены.

- Где они встречаются? Какие еще животные проживают на Севере?

- Теперь найдите в предложениях однородные члены и напишите их под схемами:

1. О и О

2. О, О,О

3. О, О и О

4. и О, и О, и О

5. О, но О

- Прочитайте предложение, где однородными являются сказуемые. Сделайте вывод каким членом предложения являются однородные члены .( однородные сказуемые)

4. Самостоятельная работа .Составление предложений с опорными словами. Подчеркнуть союзы. Приложение 4.

Учитель выставляет опорные слова для каждой группы.

  • Опорные слова:
  • Ранняя и холодная
  • Решил, но не проверил
  • Не быстро, а медленно

Проверка

Учащиеся называют слова: почтальон, продавец, слесарь, токарь, хирург.

Профессии.

Учащиеся I и II группы

составляют предложения. Выбор предложений для записи. Ученик выходит к доске записывает составленное предложение, подчеркивает однородные члены предложения.

(остальные работают в тетради),определяют каким членом предложения являются однородные члены

III группа - списывает с карточки:

На экскурсии мы узнали о профессии почтальона и продавца.

Омскому агрегатному заводу требуются слесари и токари.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют физминутку.

Записывают в тетради. Комментируют.

Подчеркивают однородные.

 

 

III группа- списывает с карточки

 

 

Учащиеся читают текст "про себя"

Затем один ученик читает вслух.

Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике, отвечают на вопросы, записывают однородные под схемами.

 

 

Вывод. Учащиеся делают вывод, что однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи и являться разными членами предложения(однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения).

 

 

 

Работают самостоятельно составляют предложения, записывают их. Индивидуальная помощь уч-ся III группы.

 

I  группа сост.два предл.

II группа одно предл.

III группа-карточка

  Словарная работа

Учитель дает общую инструкцию по определению нового словарного слова:

- У каждого на столе конверт с заданием, внимательно его прочитайте и вы определите с каким новым словарным словом познакомимся.

Варианты заданий для I группы:

1.Вырази в более крупной мере веса:

100кг - ?

2. Анаграмма.Переставь буквы, чтобы получилось слово:

н т е ц р е н

Для II группы:

3. Прочитай зашифрованное слово

н т е ц р е н

3 4 2 1 7 6 5

4. Составь слово из букв:

Ц Е Н Т Н Е Р

5. "незаконченные изображения:

Для III группы:

6. Составь слово из слогов:

Цент - нер

7. Неполные слова. Отгадай слово только по согласным:

ц нтн р

- Какое слово составили? Произнесите его с правильным ударением. Что оно обозначает? Где часто употребляется? Как будет звучать слово во множественном числе?

Запись слова, словосочетаний, лучшего предложения.

Учащиеся выполняют задание.

 

 

Каждый ученик работает индивидуально со своим конвертом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центнер-центнеры, центнеров.

Записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Составляют словосочетания, предложение.

VI Повторение пройденного материала З. Дидактическая игра-тест. Приложение 5.

Учитель дает инструкцию по выполнению теста.

Зачеркнуть неправильный вариант

Карандашом зачеркивают неправильный вариант.
VII Домашнее задание (дифференцированное) I - II группы - С 251, упр331

III группа -с. 251, упр 331(1-4 предложения)

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.
VIII Итог. - Какие слова относятся к однородным членам предложения?

Выставление оценок с комментированием

 

Типологические группы учащихся по учебным возможностям (по В.В.Воронковой)

№ типогруппы Характеристика учебных возможностей Меры педагогического воздействия
I Достаточно легко овладевают звуко-буквенным анализом, первоначальными навыками письма, усваивают несложные правила правописания. Хорошо понимают содержание прочитанных текстов, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, составить простейший план. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняют безошибочно или с единичными ошибками, которые сами могут найти и исправить .На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью. Им доступен некоторый уровень обобщения. Достаточна незначительная активизирующая помощь: "Подумай!"
II Также достаточно успешно обучаются, хотя испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы, в основном понимают фронтальное объяснение учителя. Допускают больше ошибок в чтении и на письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить на практике. Овладевают связной устной и письменной речью с по мощью учителя. Следует задавать дополнительные вопросы для уточнения, или дать подробный план, или использовать наглядность. Необходима помощь как активизирующая, так и организирующая
III Трудности там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность, медленно овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Могут заучить правило, но применяют их на практике механически. Их отличает неумение построить фразу, несформированность связной устной и письменной речи. Низкая способность к анализу и обобщению Необходимы разнообразные виды помощи (словесно-логич., наглядн., предметно-практич.). Меньший объем материала, помощь в начале выполнения заданий и в дальнейшем.
IV Овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма, допускают много ошибок при звуко- буквенном анализе, плохо усваивают правила правописания, не могут использовать их на практике. С трудом понимают тексты и с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. Обучать путем неоднократного. подробного объяснения с использованием разнообразных приемов и подкреплять большим количеством примеров, много упражнений.

Задания для теста

Зачеркнуть неправильный вариант.

1. К союзам относятся:

а) но

б) и

в) а

г) в

2. К частям речи относятся:

а) существительные

б) прилагательные

в) предложение

г) местоимение

3. В конце предложений на письме ставится:

а) точка

б) запятая

в) восклицательный знак

г) вопросительный знак

4. Запятая при однородных членах предложения ставится перед союзами:

а) но

б) а

в) и

г) повторяющимся союзом и

Список литературы.

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 классы: В 2 сборниках. /Под редакцией В.В. Воронковой М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010г. сборник 1.

2. Русский язык: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2006г.

3. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и другие. М.: Дрофа, 2009 г.