Урок способствует развитию творческого мышления учащихся. Познание законов природы через практическое применение умений и навыков, полученных на уроках информатики, дает возможность более полно и наглядно изучать физические законы. На данном уроке создаются условия для того, чтобы учащиеся научились устанавливать взаимосвязи в изучаемых процессах, выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать обобщения. Данный урок позволяет показать интегративную связь между смежными науками и образовательными областями. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Цель урока: изучить тему "Изопроцессы" и показать возможность применения информационных технологий на уроке физики при изучении данной темы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- рассмотреть применение уравнения состояния идеального газа для частных случаев;
- ввести понятие "изопроцесса";
- сформировать четкое представление об изотермическом, изохорном, изобарном процессах;
- сформулировать газовые законы, дать графическое представление этих законов;
- закрепить понятие "модели", методы описания моделей на конкретных примерах;
- продолжить формирование умений и навыков использования программных средств для решения информационных задач.
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умения выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты, анализировать условия задач, логически излагать мысли;
- развивать творческую самостоятельность и аналитическое мышление при изучении нового материала и решении задач;
- развивать интерес к физике как науке, через использование современных информационных технологий.
3. Воспитательные:
- формировать и развивать информационное видение окружающего мира;
- продолжить формирование восприятия компьютера как инструмента обработки информационных объектов;
- способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: кабинет информатики - 9 компьютеров, программные средства МS Word, MS PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, слайды.
Ход урока
Презентация (слайд №1). Формулировка цели урока.
I. Проверка знаний (физика)
- Для объяснения свойств вещества в газообразном состоянии используют модель "идеального газа".
- Что вкладывается в понятие "идеальный газ"?
- Охарактеризуйте понятие "абсолютный нуль".
- Что такое "микропараметры системы", "макропараметры системы"?
- Запишите уравнение Менделеева - Клапейрона.
- Запишите уравнение Клапейрона (в каких случаях оно используется?)
II. Объяснение нового материала (физика)
Презентация (слайд №2).
Изопроцесс - процесс, при котором один из макроскопических параметров состояния данной массы газа остается постоянным (т.е. два других меняются).
(не забываем, что изопроцесс - идеализированная модель реального процесса).
1. Изотермический процесс - процесс, протекающий при постоянной температуре.
Рассмотрим уравнение Клапейрона, придем к следующей записи:
Презентация (слайд №3).
(Закон экспериментально был открыт английским ученым Бойлем, несколько позже французским ученым Мариоттом в середине 17 века).
Для газа данной массы при постоянной температуре произведение давления газа на его объем постоянно.
(Обсуждение графиков, обсуждение пунктирной линии на графиках)
2. Изобарный процесс - процесс, протекaющий при постоянном давлении.
Презентация (слайд №4).
(Закон был установлен экспериментально в 1802 году французским ученым Гей - Люссаком).
Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объема газа к его температуре постоянно.
(Обсуждение пунктирной линии на графиках, объяснение построения изобары при условии ).
3. Изохорный процесс - процесс, протекающий при постоянном объеме.
Презентация (слайд №5).
(Закон экспериментально установлен в 1787 году французским ученым Шарлем).
Для газа данной массы при постоянном объеме отношение давлении я к его температуре постоянно.
Итак, мы с вами подробно разобрали изотермический и изобарный процессы. А для изохорного процесса не рассмотрено его графическое представление. Я предлагаю вам выполнить построение графиков самостоятельно (по аналогии) в координатных осях p, T; p, V; V, T, используя знания по информатике.
III. Проверка знаний (информатика)
Прежде чем вы начнете выполнять задание, давайте вспомним:
- Что называется "моделью"?
- Виды моделей. Какими из них занимается информатика? (охарактеризовать информационную модель).
- Что является объектом моделирования на сегодняшнем уроке?
- Какие методы описания информационных моделей вы знаете? (обсуждение)
Сейчас вам предстоит схематически построить график изохорного процесса.
Нам необходимо вспомнить, как создаются графические изображения в MS Word.
IV. Самостоятельная работа учащихся (с использованием компьютера) с последующей проверкой и обсуждением.
Презентация (слайд №6).
V. Закрепление.
ЗАДАНИЕ 1
На рисунке представлен циклический процесс, проведенный с одним молем идеального газа. Охарактеризуйте каждый процесс.
Презентация (слайд №7).
ЗАДАНИЕ 2 Самостоятельная работа учащихся (с использованием компьютера)
Презентация (слайд №8).
VI. Итог урока.
VII. Оценки за урок по физике и информатике.
VIII. Домашнее задание. Параграф 69, упр. 13(2,6,8)
Литература.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. "Физика - 10", Москва, , "Дрофа", 2009 г.
- Касьянов В.А. "Физика- 10", Москва, "Дрофа", 2000 г.
- Гончаренко С.У. - Воловик П.Н. "Физика - 10", Москва, "Просвещение" 1989г.
- Примерные билеты и ответы по физике, Москва, "Дрофа", 2005 г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. "Информатика - 10", Москва, "Лаборатория Базовых Знаний", 2007 г.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. "Информатика. Задачник - практикум", Москва, "Лаборатория Базовых Знаний", 2007 г.