Тип урока: Комбинированный. Постановка учебной задачи + моделирование.
Цель урока: Зона актуальных знаний учащихся. Предикативные и непредикативные формы глагола (инфинитив, причастие), их основное отличие. Зона ближайшего развития. Выработка умений разграничивать основное и добавочное действие, аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям, формирование практических навыков нахождения деепричастий и определение значения и употребления в речи.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (по вариантам).
I в. Почему причастия настоящего времени (действительные и страдательные) образуются лишь от глаголов несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида не образуются?
- Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени.
Например, переходный глагол совершенного вида решить имеет только две формы причастий: действительное причастие прошедшего времени решивший и страдательное причастие прошедшего времени решенный.
II в. Почему действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных, а страдательные только от переходных?
- Действительные причастия могут указывать на процессуальный признак действия и безотносительно к его объекту (спящий человек), страдательные причастия обязательно связаны с распространением их действия на предмет; подобным свойством обладают лишь переходные глаголы (наст. вр. - решаемый пример, прош. вр. - решенный пример).
III в. От каких глаголов можно образовать лишь одно причастие?
- От непереходных глаголов совершенного вида. решиться - решившийся (действ. прич. прош. вр.) расколоться - расколовшийся (действ. прич. прош. вр.) - В чем состоит главное отличие причастия от предикативных форм глагола?
- Причастие имеет падежную форму (склоняется как прилагательное).
- Почему же их все-таки относят к глагольным формам? Хотя в лингвистике существуют различные точки зрения на причастие.
- Во-первых, причастия имеют то же лексическое значение, что и предикативные формы глагола (процессуальный признак предмета): опоздал - опоздавший, развевается - развевающийся.
Во-вторых, причастия сохраняют некоторые глагольные грамматические значения: вид, залог, время (вид: делавший - сделавший; залог: нарисовавший - нарисованный; время: поющий - певший).
В-третьих, причастия сохраняют синтаксические свойства предикативных форм. Они могут иметь при себе пояснительные слова в тех же грамматических формах.
Сравните: опоздал вчера на поезд - опоздавший вчера на поезд.
Вопрос: Почему не все глаголы имеют одинаковую систему причастий?
- Это связано с такими грамматическими категориями глагола, как вид и переходность. Причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида. Следовательно, глаголы совершенного вида (например, прожить) причастий настоящего времени не имеют. Точно так же существуют ограничения и при образовании страдательных причастий: они образуются только от переходных глаголов. Следовательно, не переходные глаголы не могут иметь таких причастий.
1. Ситуация успеха.
Актуализация ЗУН.
- Выполняя домашнее задание, решая лингвистические задачи, вы могли убедиться, что среди частей речи глагол имеет самую сложную систему грамматических форм. Все они делятся на две большие группы. Как они называются?
- Предикативные и непредикативные формы (причастие, инфинитив).
- В чем состоит главное различие между предикативными и непредикативными формами глагола?
- Предикативными называются формы, которые являются в предложении сказуемыми (от лат. предикат - "сказуемое"). В этих формах глагол имеет значение наклонения, т.е. обозначает действие как реальное или нереальное.
- Непредикативные формы не могут самостоятельно выступать в роли сказуемого. Они или вообще не употребляются в качестве сказуемого или употребляются в этой роли вместе со связкой (краткие причастия). Не содержат указание ан отношение действия к действительности.
Вывод: Основное отличие причастий от предикативных форм глагола состоит в том, что они не имеют значения наклонения и поэтому не могут выступать в предложении в роли сказуемого. Сравните предложения (предложения записаны на доске).
Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматические основы. Одинаковы ли они по смыслу?
2. Ситуация "разрыва".
- Как еще можно перестроить это предложение, обозначив второстепенное действие, относящееся к подлежащему?
Возможные предложения:
Машины, теперь идущие под гору, миновали перевал.
Укажите грамматические основы, обозначьте синтаксические связи между словами.
В первом случае причастие обозначает, что с точки зрения говорящего данное действие является второстепенным.
Во втором случае, обозначая второстепенное действие другой формой, мы подчеркиваем не только его второстепенность, но и определенную связь с основным действием (в данном случае подчеркиваем, что второстепенное действие предшествовало основному).
3. Фиксация "разрыва" в знаковой форме.
- Найдите и укажите различия в формах, обозначающих второстепенное действие.
Различия записываются (фиксируются) на доске:
1) Вопросы 2) Синтаксическая роль 3) Слово, от которого зависит 4) Изменяемость, неизменяемость 5) Морфемные признаки (суффиксы) |
1 форма 1) Какие? Что сделавшие? 2) Определение 3) Определяемое слово - сущ. 4) Изменяется (Р, Ч, П) 5) вш |
2 форма 1) Когда? Что сделав? 2) Обстоятельство 3) Глагол-сказуемое-главное слово 4) Не изменяется 5) в |
Таким образом, перед нами другая непредикативная форма глагола. Какая? Деепричастие.
4. Формулировка УЗ (в знаковой форме).
Нам предстоит научиться узнавать деепричастие, как говорится, "в лицо", аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям, составить для этого алгоритм узнавания.
5. Решение УЗ. Преобразование условия задачи. (Определение внутренних связей и отношений задачи).
Работа в группах.
- Работая в группах, используя рассмотренные нами примеры, записи различных двух глагольных форм (причастия и деепричастия), сведения об изученных частях речи (глагол и наречие) заполните предложенную схему необходимыми синтаксическими и грамматическими признаками. Через несколько минут мы обсудим модели отличительных признаков деепричастия, которые вы построите.
- Листы с построенными моделями вывешиваются на доску, обсуждаются положительные и отрицательные качества каждой схемы
6. Преобразование модели. Определение изменчивости отдельных компонентов УЗ.
- А теперь попробуем составить алгоритм узнавания деепричастия в предложении, используя предложенную модель деепричастия.
7. Фиксация в тетради открытого способа определения слова как деепричастия.
8. Рефлексия В чём заключался ваш вклад в открытие нового понятия?
9. Домашнее задание.
Придумайте и запишите грамматическую сказку на одну из тем:
- "О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола".
- "О родстве душ Причастия и Деепричастия".
Помощь для первой темы:
- Какова роль деепричастия в речи?
- Дописывать, дорисовывать основное действие, названное сказуемым, дополнять его.
Автор замечательных повестей "Гуттаперчевый мальчик" и "Антон Горемыка", выдающийся русский беллетрист XIX века Д.В. Григорович вспоминает, как его очерк "Петербургские шарманщики" понравился писателю Ф.М. Достоевскому. Но одно место Достоевскому не понравилось. В очерке было написано: "Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика".
"- Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам:Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая:".
"- Это замечание, - пишет Григорович, - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение:".