Конспект урока русского языка по теме "Понятие о деепричастии"

Разделы: Русский язык


Тип урока: Комбинированный. Постановка учебной задачи + моделирование.

Цель урока: Зона актуальных знаний учащихся. Предикативные и непредикативные формы глагола (инфинитив, причастие), их основное отличие. Зона ближайшего развития. Выработка умений разграничивать основное и добавочное действие, аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям, формирование практических навыков нахождения деепричастий и определение значения и употребления в речи.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (по вариантам).

I в. Почему причастия настоящего времени (действительные и страдательные) образуются лишь от глаголов несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида не образуются?

- Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени.

Например, переходный глагол совершенного вида решить имеет только две формы причастий: действительное причастие прошедшего времени решивший и страдательное причастие прошедшего времени решенный.

II в. Почему действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных, а страдательные только от переходных?

- Действительные причастия могут указывать на процессуальный признак действия и безотносительно к его объекту (спящий человек), страдательные причастия обязательно связаны с распространением их действия на предмет; подобным свойством обладают лишь переходные глаголы (наст. вр. - решаемый пример, прош. вр. - решенный пример).

III в. От каких глаголов можно образовать лишь одно причастие?

- От непереходных глаголов совершенного вида. решиться - решившийся (действ. прич. прош. вр.) расколоться - расколовшийся (действ. прич. прош. вр.) - В чем состоит главное отличие причастия от предикативных форм глагола?

- Причастие имеет падежную форму (склоняется как прилагательное).

- Почему же их все-таки относят к глагольным формам? Хотя в лингвистике существуют различные точки зрения на причастие.

- Во-первых, причастия имеют то же лексическое значение, что и предикативные формы глагола (процессуальный признак предмета): опоздал - опоздавший, развевается - развевающийся.

Во-вторых, причастия сохраняют некоторые глагольные грамматические значения: вид, залог, время (вид: делавший - сделавший; залог: нарисовавший - нарисованный; время: поющий - певший).

В-третьих, причастия сохраняют синтаксические свойства предикативных форм. Они могут иметь при себе пояснительные слова в тех же грамматических формах.

Сравните: опоздал вчера на поезд - опоздавший вчера на поезд.

Вопрос: Почему не все глаголы имеют одинаковую систему причастий?

- Это связано с такими грамматическими категориями глагола, как вид и переходность. Причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида. Следовательно, глаголы совершенного вида (например, прожить) причастий настоящего времени не имеют. Точно так же существуют ограничения и при образовании страдательных причастий: они образуются только от переходных глаголов. Следовательно, не переходные глаголы не могут иметь таких причастий.

1. Ситуация успеха.

Актуализация ЗУН.

- Выполняя домашнее задание, решая лингвистические задачи, вы могли убедиться, что среди частей речи глагол имеет самую сложную систему грамматических форм. Все они делятся на две большие группы. Как они называются?

- Предикативные и непредикативные формы (причастие, инфинитив).

- В чем состоит главное различие между предикативными и непредикативными формами глагола?

- Предикативными называются формы, которые являются в предложении сказуемыми (от лат. предикат - "сказуемое"). В этих формах глагол имеет значение наклонения, т.е. обозначает действие как реальное или нереальное.

- Непредикативные формы не могут самостоятельно выступать в роли сказуемого. Они или вообще не употребляются в качестве сказуемого или употребляются в этой роли вместе со связкой (краткие причастия). Не содержат указание ан отношение действия к действительности.

Вывод: Основное отличие причастий от предикативных форм глагола состоит в том, что они не имеют значения наклонения и поэтому не могут выступать в предложении в роли сказуемого. Сравните предложения (предложения записаны на доске).

Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматические основы. Одинаковы ли они по смыслу?

2. Ситуация "разрыва".

- Как еще можно перестроить это предложение, обозначив второстепенное действие, относящееся к подлежащему?

Возможные предложения:

Машины, теперь идущие под гору, миновали перевал.

Укажите грамматические основы, обозначьте синтаксические связи между словами.

В первом случае причастие обозначает, что с точки зрения говорящего данное действие является второстепенным.

Во втором случае, обозначая второстепенное действие другой формой, мы подчеркиваем не только его второстепенность, но и определенную связь с основным действием (в данном случае подчеркиваем, что второстепенное действие предшествовало основному).

3. Фиксация "разрыва" в знаковой форме.

- Найдите и укажите различия в формах, обозначающих второстепенное действие.

Различия записываются (фиксируются) на доске:

 

1) Вопросы

2) Синтаксическая роль

3) Слово, от которого зависит

4) Изменяемость, неизменяемость

5) Морфемные признаки (суффиксы)

1 форма

1) Какие? Что сделавшие?

2) Определение

3) Определяемое слово - сущ.

4) Изменяется (Р, Ч, П)

5) вш

2 форма

1) Когда? Что сделав?

2) Обстоятельство

3) Глагол-сказуемое-главное слово

4) Не изменяется

5) в

Таким образом, перед нами другая непредикативная форма глагола. Какая? Деепричастие.

4. Формулировка УЗ (в знаковой форме).

Нам предстоит научиться узнавать деепричастие, как говорится, "в лицо", аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям, составить для этого алгоритм узнавания.

5. Решение УЗ. Преобразование условия задачи. (Определение внутренних связей и отношений задачи).

Работа в группах.

- Работая в группах, используя рассмотренные нами примеры, записи различных двух глагольных форм (причастия и деепричастия), сведения об изученных частях речи (глагол и наречие) заполните предложенную схему необходимыми синтаксическими и грамматическими признаками. Через несколько минут мы обсудим модели отличительных признаков деепричастия, которые вы построите.

- Листы с построенными моделями вывешиваются на доску, обсуждаются положительные и отрицательные качества каждой схемы

6. Преобразование модели. Определение изменчивости отдельных компонентов УЗ.

- А теперь попробуем составить алгоритм узнавания деепричастия в предложении, используя предложенную модель деепричастия.

7. Фиксация в тетради открытого способа определения слова как деепричастия.

8. Рефлексия В чём заключался ваш вклад в открытие нового понятия?

9. Домашнее задание.

Придумайте и запишите грамматическую сказку на одну из тем:

  • "О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола".
  • "О родстве душ Причастия и Деепричастия".

Помощь для первой темы:

- Какова роль деепричастия в речи?

- Дописывать, дорисовывать основное действие, названное сказуемым, дополнять его.

Автор замечательных повестей "Гуттаперчевый мальчик" и "Антон Горемыка", выдающийся русский беллетрист XIX века Д.В. Григорович вспоминает, как его очерк "Петербургские шарманщики" понравился писателю Ф.М. Достоевскому. Но одно место Достоевскому не понравилось. В очерке было написано: "Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика".

"- Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам:Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая:".

"- Это замечание, - пишет Григорович, - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение:".

Приложение.