Бильярд является одной из древнейших игр, при этом он не теряет своей актуальности и сегодня. Это необыкновенно глубокая, красивая и увлекательная игра, скрывающая в себе неограниченные возможности, а также отличное времяпровождение. Бильярд - это один из самых демократичных видов спортивных развлечений, поскольку игра на бильярде не требует особых физических усилий. Ей можно заниматься в любом возрасте и будучи в любой физической форме. В бильярд можно играть как в компании, так и в одиночку. Это игра умения, и поэтому играющего есть постоянная возможность повышать уровень навыков, совершенствовать манеру игры.
Представленная здесь игра - "Напольный мини-бильярд" - игра средней подвижности для детей дошкольного возраста. Она развивает меткость, глазомер, мелкую моторику рук. В нее могут играть дети младшего и старшего дошкольного возраста с различными усложнениями, индивидуально, в паре с воспитателем и малыми подгруппами. Ее компактность позволяет хранить игру в физкультурном уголке, не занимая большого пространства. Игра "Напольный мини-бильярд" разнообразит самостоятельную двигательную активность, обогащает ее новыми умениями и двигательными навыками. Атрибуты игры могут быть использованы в других видах двигательной деятельности: мячи-попрыгунчики для метания на дальность, в вертикальную и горизонтальную цель, кии - как палочки для общеразвивающих упражнений, для перешагивания и перепрыгивания, тубус для хранения - как бревно для перешагивания, перепрыгивания и для развития равновесия. Игровое поле может быть использовано в различных видах двигательной деятельности, а также дает возможность проводить ряд подвижных игр с малыми подгруппами детей в групповой комнате и на улице. Бросовый материал, используемый в игре, значительно сокращает денежный расход при ее изготовлении.
Оборудование для игры:
- игровое поле из дерматина двух цветов (желтое и зеленое), поделенное на секторы красного цвета и дополнительные разделения в области желтого поля;
- шары - мячики-попрыгунчики различного цвета, веса, диаметра;
- биток - шар, отличающийся от всех остальных шаров цветом и размером;
- кии - трубочки из-под фольги;
- тубус для хранения игры (цилиндр из-под линолеума);
- чехол для тубуса, облегчающий перенос игры.
Целью игры является формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи:
- Содействовать развитию двигательных способностей, обогащать двигательный опыт детей новыми двигательными действиями;
- Формировать навыки здорового образа жизни, потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями;
- Воспитывать положительные морально-волевые качества дошкольников: целеустремленность, настойчивость, чувства соперничества;
- Развивать глазомер, мелкую моторику рук, меткость.
Правила игры в "Напольный мини-бильярд"
Игра происходит на игровом поле, сидя на коленях возле него. Игрок держит в руках кий, затем совершает им удар по шару-битку, который в свою очередь ударяется о другие шары с целью выбить как можно большее количество шаров с игрового поля за наименьшее количество ударов. Как усложнение игры в старшем дошкольном возрасте, шары выбиваются только в поле желтого цвета, выкатившиеся шары возвращаются обратно в игру.
Примерные варианты игр с использованием "Напольного мини-бильярда"
Игра "Попади в шар"
Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.
Оборудование: игровое поле, биток, шары большого размера.
Правила игры.
В игре могут принимать участие более 2 человек. Дети по очереди прокатывают биток таким образом, чтобы выбить шар из игрового поля без использования кия.
Усложнение. Дети выбивают шар в определенный сектор или на определенное поле, набирая наибольшее количество очков.
Игра "Очки"
Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.
Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера.
Правила игры. Одним ударом битка разбить все шары из центра по всему игровому полю. После их остановки подсчитать количество очков. Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество очков. За шары, скатившиеся с игрового поля, засчитываются как 0 очков.
Игра "Выбей шар"
Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.
Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера от 2 до 6 поровну на каждого участника.
Правила игры.
В этой игре могут участвовать 2 или 4 человека. Каждый игрок на своем секторе размещает по несколько шаров. Биток прокатывают по очереди все игроки, стараясь выбить из сектора соперника как можно больше шаров. Выигрывает игрок, первый выбивший все шары соперника.
Игра "Шар в игре"
Задачи: Развивать ловкость, быстроту реакции.
Оборудование: игровое поле, биток, может быть использован кий.
Правила игры.
В этой игре принимают участие более 2 человек. Игроки размещаются вокруг игрового поля. Биток прокатывается игроком к полю соперника, защитник своей территории старается не дать выкатиться с игрового поля битку. Игроки могут применять обманные маневры. Игрок, пропустивший шар, получает штрафное очко. Выигрывает игрок, получивший наименьшее количество штрафных очков.
Игра "Твистер"
Задачи: Способствовать развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому, сенсомоторной координации.
Оборудование: игровое поле.
Правила игры.
Игра подвижная, и "ходить ногами и руками" по игровому полю будут сами участники. Играть могут от 2 до 6 участников. Выбирается ведущий, который будет давать задание каждому игроку по очереди, куда ставить правую или левую руку или ногу. Задача игроков устоять на игровом поле. С каждым ходом "Твистер" будет завязывать компанию играющих в запутанный узел! Последний игрок, оставшийся "стоящим", после того, как все попадали от потери равновесия или безудержного смеха, становится победителем.
Игровое поле также может быть использовано для различных вариаций уже знакомых детям подвижных игр, как в групповой комнате, так и на улице. Например, игра "Ровным кругом". Дети шагают по внешнему (желтому) краю поля, а ведущий по центральным секторам в обратную сторону. Где ведущий остановился, столько раз дети выполняют, заданное им, упражнение.
Таким образом, при незначительных финансовых затратах, можно оснастить физкультурный уголок групповой комнаты новой, красочной, многофункциональной игрой, которая будет увлекать детей от младшего возраста до выпуска в школу.