Конспект урока математики в 4-м классе по теме "Арифметические действия над числами"

Разделы: Начальная школа


Основные предметные цели:

  • Обобщать имеющиеся знания;
  • Продолжать учиться производить вычисления с многозначными числами;
  • Продолжать учиться решать задачи “на работу”;
  • Совершенствование навыка решения уравнений в несколько действий.

Основные общеучебные цели:

  • Учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания;
  • Продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы);
  • Проверять, исправлять и оценивать результаты работы

Воспитательные цели:

  • Познакомить учащихся с основной идеей толерантного обучения: “Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей”;
  • Пополнить знания о Международной Конвенции прав ребенка и Всеобщей Декларации Прав Человека.

План урока

  1. Оргмомент. - 2 мин.
  2. Чистописание. Постановка проблемы урока.  - 2 мин.
  3. Устный счет. Определение алгоритма действий на уроке. - 5 мин.
  4. Физминутка. - 1 мин.
  5. Фронтальная работа. - 18 мин.
  6. Физминутка. - 2 мин.
  7. Самостоятельно-индивидуальная работа. - 10 мин.
  8. Итоги решения проблемы. Домашнее задание. - 5 мин.

Оборудование: магнитофон, СД диски, компьютерная презентация “Мадам Декларация”, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ресурсы: Учебник “Математика 4 класс” 2 часть, урок 70, с. 68-69.

Ход урока

1. Оргмомент.

Звучат фанфары, появляется Мадам Декларация.

Мадам Декларация: Я надеюсь, вы меня узнали. Я, Всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду!

Год назад мы с вами совершили увлекательное путешествие по Всеобщей Декларации прав человека. Сегодня я хочу просить вас помочь мне решить проблему – как жить в мире непохожим людям с непохожими идеями?

Учитель: Уважаемая Мадам Декларация, мы с ребятами приглашаем тебя и всех гостей на урок Математики, на котором попробуем показать, как абсолютно разные дети могут решать вместе сложные примеры и задачи. Присаживайтесь, Мадам Декларация на почетное место и включайтесь в нашу работу.

Открыли тетради, записываем число, слова “Классная работа”.

2. Чистописание.

Образуйте все четырехзначные числа, используя цифры сегодняшнего числа (1102, 1120,1021,1012,2110,2101,2011). Назовите самое большое число, самое маленькое число. Напоминаю правила записи цифр – каждая цифра пишется в своей клетке. Расскажите, что знаете о числе 1102, продолжите ряд 1102+11+11+…+11 (1102,1113,1124,1135,1146,1157,1168,1179.)

3. Устный счет.

Уважаемая Мадам Декларация, давай проверим, а хорошо ли ребята помнят содержание статей и годы создания важнейших документов

  1. Сколько статей во всеобщей Декларации прав Человека – это вы уточните, если найдете частное чисел 2400:80 (30);
  2. Год принятия Декларации – вычислите значение выражения: первое слагаемое 1900, второе слагаемое – это произведение чисел 6 и 8; 1990+6*8 (1948);
  3. “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии”, об этом нам говорит статья, номер которой вы узнаете, решив пример- 720:40 (18);
  4. В этом году была принята Декларация прав ребенка – найди сумму 1309 и 650; 1309+650 (1959);
  5. В этом принципе Декларация прав ребенка содержится важный для всех нас тезис “Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства” - разделите 55000 на 5500 и вы узнаете номер принципа; 55000: 5500 (10);

Получается числовой ряд: 30, 1948, 18, 1959, 10. Уменьшите каждое двузначное число в 2 раза, а каждое четырехзначное на 20 и продолжите запись: 15, 1928, 9, 1939, 5. Назовите самое большое число, представьте его в виде суммы разрядных слагаемых (1959= 1000+900+50+9)

4. Физминутка.

Уважаемая Мадам Декларация, мы хотим тебе представить географию нашего класса, посчитай вместе с ребятами из скольких государств, республик, городов собрались наши ребята. А вы, ребята, видя флаг или герб своей Родины, пожалуйста, встаньте и помашите нам руками. (Видеоряд на фоне музыки “Ты, я, он, она..”) Армения, Грузия, Казахстан, Кабардино-Балкария, Узбекистан, Воркута, Москва, Орехово-Зуево, Россия (5 государств, 1 республика, 3 города). А живем мы с вами на территории Российской Федерации, в г.о. Орехово-Зуево, учимся в МОУ СОШ № 16, в 4 “А”.

5. Фронтальная работа.

1. А теперь дружно работаем над задачами учебника с.68

№ 3 (а)

Трое друзей поделили поровну между собой 15 цветных карандашей. Когда один из них отдал соседке по парте несколько карандашей, у него осталось три карандаша. Сколько цветных карандашей отдал соседке?

Х – число карандашей, которое отдал соседке

Составим уравнение:

15:3-х=3

Х=2

Ответ: 2 карандаша отдал соседке.

№ 3 (б)

Трое друзей поделили поровну между собой несколько цветных карандашей. Когда один из них отдал соседке по парте 2 карандаша, у него осталось 5 таких карандашей. Сколько всего было карандашей?

Пусть х – число карандашей, которые были у друзей.

Х:3-2=5

Х=21

Ответ 21 карандаш был у друзей.

2. Решение примеров.

Решаем по рядам, у доски работают трое.

1. 2. 3.
240:48+135:5= 270:(750:25)= 270*(180:45)=
3600:400*300= 350:(12500:500)= 7200:900*160=
1250:50-420:30= 900-210:35= 96:24*130=

Ответы заносим в таблицу и узнаем название цивилизации, где не только появилось название науки “Геометрия”, но и такое понятие как настоящий человек, человек своей Цивилизации и культуры. Это были первые попытки создания цивилизованного общества.

32 9 11 1280 520 894 894   1080 9 11 14 2700 894
Д р е в н я я Г р е ц и я

6. Физминутка.

Давайте мы с вами постараемся продемонстрировать такое общество на примере нашего многонационального класса. (Звучит мелодия танца “Сиртаки”, учащиеся выполняют движения)

7. Самостоятельно-индивидуальная работа.

Исполняя танец, мы с вами доказали главный принцип взаимоотношений между людьми нового времени. Какой? Решите № 9 на странице 69 и составьте предложение: “Все люди братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры”

  • 1 вариант – а) 342кг*20 – 2т : 50+ 1458кг =8258 кг (Все люди – братья, вне зависимости…)
  • 2 вариант – б) (1кг – 1200г: 40) * 4= 3880 кг (… от происхождения, места проживания и веры).

Люди европейских стран Англии, Франции в кровопролитной борьбе утверждали новые правила жизни людей в обществе. Появились первые тезисы о толерантном обществе.

Поколения людей, живших и живущих в новейшем времени пошли дальше и создали ООН 24 октября 945 года. Цель этой организации – избавить поколения от бедствий войны и вновь утвердить веру в основные права человека. Выполнив самостоятельно № 1 со страницы 68, вы убедитесь, что непохожие уравнения имеют равные корни.

Записываем и решаем их парами:

(х-8):4=64

х-8=64*4

х= 248

(х-8)*4=64

х-8=64:4

х= 8

8. Итог урока.

Мы многое сделали на сегодняшнем уроке. Как, Вы, считаете, Мадам Декларация, ребята нашего класса смогли доказать тебе и себе, что абсолютно разные дети умеют работать, жить, учиться, общаться в своем классе, в своей школе, городе, стране и мире?

Ты и я – мы все разны,
Но каждый из нас –
Это единое целое класса, школы, города и страны.
Значит, у непохожих людей могут быть непохожие идеи.

Поблагодарить за работу на уроке.

Презентация.