Место факультативных занятий в системе работы, направленной на воспитание речи учащихся

Разделы: Внеклассная работа


В последние годы в работах филологов стал часто фигурировать такой термин, как "риторическая архитектура" текста. Этот термин сродни термину "архитектоника" (М.А. Рыбникова). Действительно, текст - это не просто группа предложений, которые нужно запомнить или написать; это произведение риторического искусства, развернутое доказательство главной мысли. Необходимо обращать внимание на способы письменного оформления мыслей. Насколько текст - сложная, многогранная структура можно представить уже по тем определениям, которые давались ему ведущими методистами, филологами: "простейший словесный организм" (М.А. Рыбникова) [ 6; 296] , "словесная ткань" (Л.С. Троицкий) [ 8; 319] .

Как же показать учащимся все грани текста? Где взять на это время? Традиционно - в рамках уроков русского языка и литературы. Но это не единственный вариант. Гораздо глубже это можно сделать на факультативных занятиях. Для этого нужно четко определить многие аспекты, касающиеся как содержания факультативных занятий, их планирования, так и особенностей организации.

При определении места факультативных занятий в системе работы, направленной на воспитание речи учащихся, нас интересуют: во-первых, специфика факультатива как формы организации учебной деятельности, во-вторых, основное назначение факультативных занятий, в-третьих, их виды (применительно к воспитанию речи).

Специфика факультатива как формы организации учебной деятельности

Специфику факультатива как формы организации учебной деятельности обучающихся очень чётко, на наш взгляд, определил В.Г. Маранцман. Применительно к факультативным занятиям по литературе им выделен ряд свойств факультативных занятий, отличающих их:

  • во-первых, от урока: "большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т. д." [ 3; 301] ,
  • во-вторых, от кружка: "Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живёт тем, что сегодня взволновало учеников, о чём они хотят говорить и спорить: Факультатив не может его заменить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает интересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомерное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечатлениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и углублённых изучений" [ 3; 301] .

Основное назначение факультативных занятий

Попытаемся определить основное назначение факультативных занятий. М.Г. Качурин считает, что "факультативный курс : дополняет и развивает содержание, ведущие идеи и научные понятия основного курса" [ 2; 3] , что в целом совпадает со взглядами В.Г. Маранцмана. А по мнению Озёрской В.П., "факультативные занятия призваны развивать способности учащихся". [ 5; 355] . На наш взгляд, необходимо объединить обе точки зрения, и это вполне объяснимо. В течение последних 13 лет учителя-словесники постоянно работают в условиях дефицита учебных часов, отведённых федеральным компонентом учебных планов образовательных учреждений на изучение русского языка и литературы. Поэтому факультативные занятия призваны не только развивать способности учащихся, но и восполнять тот объём недостающей информации, которую очень трудно дать в рамках уроков русского языка и литературы. А это именно так. Свидетельство тому - слабо сформированные текстовые умения выпускников основных и средних общеобразовательных школ, сдававших по русскому языку в новой форме в 9 классе и ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Нельзя считать положительной тенденцией и то, что очень низкий процент выпускников из числа экзаменов по выбору сдаёт ЕГЭ по литературе.

Большинство текстовых умений формируется при обучении по любому из рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников русского языка и литературы. Но обязательно необходимы, на наш взгляд, ещё и такие факультативные курсы, которые позволили бы учащимся акцентировать своё внимание именно на коммуникативных качествах речи, для того чтобы осознать все критерии оценки текста как речевого произведения в комплексе, то есть представлять текст как систему и владеть технологией его конструирования. На уроках такой возможности нет, первая причина - ограниченность во времени, вторая заключается в том, что более широкий спектр задач, которые решают русский язык и литература как учебные предметы, не позволяет сконцентрировать внимание именно только на конструировании текста.

Итак, следует выделить две функции факультативных занятий:

1) дополнение основных курсов по определённому разделу (разделам), углубление и систематизация знаний учащихся;

2) развитие способностей учащихся.

Первую функцию мы рассмотрели выше. Остановимся на второй. На наш взгляд, следует обратить внимание на разные аспекты значения слова "способности". Во-первых, способность - это "природная одарённость; умение, а также возможность производить какие-либо действия". [1; 300] . Во-вторых, способность - это "качества, возможность, умение, опыт, мастерство, талант и др., которые позволяют совершить определённые действия в заданное время. Суть в том, что человек должен выполнять задачу сейчас, дальнейшие упражнения не нужны" [ 1; 300, 301] .

Способности разделяют на общие и специальные. Нас интересуют специальные способности к усвоению русского (родного) языка (лингвистические способности) и литературные способности.

Лингвистические способности делят на два вида:

"1) способность к теоретическому осмыслению материала, что выражается в понимании системности языка, осознании структуры языковых единиц, уяснении закономерных связей между языковыми явлениями;

2) способность к практическому использованию языковых средств речи, что проявляется во владении так называемым "хорошим слогом", интуитивном понимании условий употребления слова или конструкции, умении отобрать нужный для определённого конкретного случая языковой материал и т. д." [1; 357] .

"Способности первого вида можно назвать языковыми, а способности второго вида - речевыми. Они не всегда связаны между собой. Один человек может обладать способностями обоих видов или только одного из них" [1; 357] .

Рассматривая литературные способности, мы опираемся на классификацию В.Г. Маранцмана. К собственно литературным способностям учёный относит комплекс следующих качеств: 1) "потребность выразить чувство, представление, мысль в слове и добиться адекватного их соотношения", 2) "потребность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации", 3) "эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, которая проявляется в игре словом, цепкости памяти на слово и фразу, способности по отдельному выражению "угадать" собеседника, опробовании речевых потоков от жаргона до литературного языка", 4) "целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей частей текста, концепционное восприятие композиции". [ 3; 71] .

Применительно к воспитанию речи мы обязаны рассматривать лингвистические и литературные способности в комплексе.

Виды факультативных занятий (применительно к воспитанию речи)

Определяя место факультативных занятий в системе работы, направленной на воспитание речи учащихся, нам остаётся выделить их виды (применительно к воспитанию речи). Озёрская В.П. вполне обоснованно, на наш взгляд, разделяет факультативные курсы "с точки зрения значения для формирования знаний и умений теоретико-лингвистического характера и с точки зрения возможностей повышения речевой культуры учащихся" на теоретические (языковые) и практические (речевые). Мы можем по аналогии разделить факультативные курсы на названные две группы и с точки зрения значения для формирования знаний и умений теоретико-литературного характера и возможностей повышения культуры речи учащихся.

Такой подход к планированию факультативных занятий обусловила ":методическая ориентированность М.А. Рыбниковой на связь литературы с языком, а преподавания литературы - с развитием речи" [ 4; 4] .

Итак, определив основные аспекты, касающиеся содержания факультативных занятий, их планирования и особенностей организации, предлагаем вниманию читателей описание сути программ двух преемственно выстроенных факультативных курсов, ориентированных на развитие лингвистических и литературных способностей учащихся, описание их отличительных особенностей, а также тематическое планирование занятий в рамках данных факультативных курсов. Особенность планирования состоит в том, что преемственность курсов "Правильная речь" (5-7 классы) и "Выразительная речь" (8, 9 классы) достигается через единую для курсов цель - формирование коммуникативных качеств речи.

О программе факультативного курса русского языка для основной школы "Правильная речь"

Программа факультативного курса по культуре речи рассчитана на 3 года (5-7 классы). Курс "Правильная речь" может преподаваться как в форме факультативных занятий, так и в форме индивидуальных и групповых занятий в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).

Цель и задачи курса "Правильная речь"

Цель курса: предупреждение и устранение различных языковых ошибок в речи учащихся.

Конкретизируя цель курса, можно выделить следующие задачи, решению которых он способствует:

  • знакомство с частотными, конкретными типами речевых, стилистических, грамматических ошибок;
  • расширение знаний учащихся из области культуры речи, языковой нормы (образование форм слов, построение словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью);
  • выработка у учащихся мотивационной готовности следовать языковым нормам, контролировать свою речь, находить способы исправления ошибок в речи;
  • повышение уровня владения учащимися языковыми нормами;
  • обучение редактированию, самопроверке; привитие навыков работы со словарями, воспитание у детей потребности и настоятельного желания пользоваться словарями русского языка, обращаться к ним как к другу и советчику, хранителю родного языка;
  • воспитание у учащихся ответственности за каждое произнесённое и написанное слово, за свой речевой поступок.

Исходя из соотношения в данном курсе теории (формирование знаний и умений теоретико-лингвистического характера) и практики (повышение речевой культуры учащихся), данный факультативный курс является теоретико-практическим - в равных пропорциях он включает теоретическую (языковую) и практическую (речевую) направленность.

Данный курс формирует у учащихся большинство коммуникативных качеств речи, а именно: правильность, точность, логичность; ведётся целенаправленная работа и по формированию уместности речи (рассматриваются уместность стилевая, уместность контекстуальная). Не рассматривается в рамках курса выразительность речи как коммуникативное качество.

Факультативный курс способствует формированию всех основных компетенций, на которые нацелено филологическое образование: языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической.

Структура и содержание программы

В рамках курса спланированы:

  • систематическая работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста,
  • ознакомление учащихся с различными видами речевых, грамматических и стилистических ошибок (в соответствии с изученным языковым материалом).

Предлагаемое тематическое планирование курса для 5 класса состоит соответственно из двух блоков. Занятия первого блока проходят на материале литературных образцов. На занятиях второго блока используются обучающие тесты, отрицательный речевой материал. Каждый блок включает занятия в форме групповой работы (практикумы) и проверочные работы: анализ текста, редактирование деформированного текста и тестовые задания. Кроме того, 8 часов отведено на занятия по развитию речи - написание изложений на черновиках, проведение повторной отсроченной работы с текстом, анализ творческих работ учащихся, включающий разбор и исправление допущенных речевых ошибок. С какими видами речевых, стилистических и грамматических ошибок знакомятся пятиклассники в течение учебного года - четко прослеживается в тематическом планировании. В 6 и 7 классах после достаточно больших по объёму блоков повторения работа по ознакомлению учащихся с классификацией речевых, стилистических и грамматических ошибок продолжается. Если в 5 классе планировалось ознакомление учеников с различными видами речевых ошибок только на уровне микроструктуры текста, то в 6 классе учащиеся знакомятся ещё и с ошибками на уровне макроструктуры. Также запланированы блоки занятий по развитию речи. Таким образом, в рамках данного курса учащиеся имеют возможность познакомиться со всеми теми видами речевых, грамматических и стилистических ошибок, которые им необходимо знать для того, чтобы осознанно совершенствовать написанное.

Тематическое планирование занятий в рамках программы факультативного курса русского языка для основной школы "Правильная речь" (автор О.А. Самарова, заведующая методико-информационным кабинетом управления образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района Нижегородской области) - Приложение 1.

О программе факультативного курса русского языка для основной школы "Выразительная речь"

Программа факультативного курса по культуре речи рассчитана на 2 года (8, 9 классы). Курс "Выразительная речь" может преподаваться как в форме факультативных занятий, так и в форме индивидуальных и групповых занятий в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).

Цель и задачи курса "Выразительная речь"

Цель курса: формирование у учащихся умений видеть стилистические средства и приёмы в связной речи, в контексте и использовать их в речи в соответствии с речевой ситуацией.

Конкретизируя цель курса, можно выделить следующие задачи, решению которых он способствует:

  • расширение знаний учащихся из области культуры речи;
  • поэтапное знакомство учащихся с изобразительно-выразительными средствами (общими и специальными средствами выразительности);
  • поэтапное знакомство учащихся с основными стилевыми чертами разговорной, научной, художественной речи, публицистического и официально-делового стилей, а также сферой общения, условиями, содержанием, целью речевой деятельности, определяющими определённые стилевые черты.

Исходя из соотношения в данном курсе теории (формирование знаний и умений теоретико-лингвистического и теоретико-литературного характера) и практики (повышение речевой культуры учащихся), данный факультативный курс является теоретико-практическим - в равных пропорциях он включает теоретическую (литературную) и практическую (речевую) направленность.

Структура и содержание программы

Предлагаемое тематическое планирование курса (8, 9 классы) состоит из двух блоков:

  • общие средства выразительности (языковые единицы, которые становятся выразительными только в контексте),
  • специальные средства выразительности (украшают текст, уточняют мысль автора).

Занятия проходят на материале литературных образцов. В содержание курса также включены уроки развития речи, уроки анализа текста, уроки контроля (тестирование). С какими видами средств художественной выразительности должны познакомиться дети - чётко прослеживается в тематическом планировании. Работа, безусловно, не может сводиться только к формированию выразительности речи, это было бы односторонним подходом. Данный курс является логическим продолжением курса "Правильная речь" и нацелен на формирование у школьников обобщённых умений текстовосприятия и текстообразования. Кроме выразительности речи, курс формирует богатство, разнообразие, доступность, образность, действенность, простоту, эмоциональность и уместность речи (стилевую, контекстуальную, ситуативную, личностно-психологическую).

Тематическое планирование занятий в рамках программы факультативного курса для основной школы "Выразительная речь" (автор О.А. Самарова, заведующая методико-информационным кабинетом управления образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района Нижегородской области) - Приложение 2.

Таким образом, нами намечен один из путей решения проблемы формирования "у школьников обобщённых умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности" [ 7; 8 - 14] : через систематизацию работы по формированию коммуникативных качеств речи на факультативных занятиях.

Литература

  1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (П - Я): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000, - 560 с.
  2. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Методика факультатива по литературе в 8 классе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980. - 128 с.
  3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994
  4. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.
  5. Основы методики русского языка в 4 - 8 классах. Пособие для учителей. Под редакцией А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1978, 381 с.
  6. Рыбникова М.А. Единство во множестве. // Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.
  7. Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка // РЯШ. - 1997. - № 2
  8. Троицкий Л.С. К вопросу об анализе литературного произведения в средней школе// Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 384 с.