Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети оставшиеся
без попечения родителей с самого раннего возраста нуждаются в специальных
условиях, методах обучения и воспитания. Воспитываясь в условиях интерната они
лишены естественного социального окружения, имеют низкий уровень приспособления
к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют
усилий многих специалистов и, в первую очередь, воспитателя.
Я готовлю своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности. На мой
взгляд, дети должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном
окружении в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение
соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Для регуляции общественно адекватного поведения личности одно из важных значений
имеют коммуникативные умения и навыки. Поэтому создание условий формирования
коммуникативных навыков и межличностных отношений у детей младшего школьного
возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей является ведущей идеей моей педагогической деятельности
на протяжении нескольких лет.
Актуальность идеи заключается в том, что мои воспитанники будут жить не на
необитаемом острове, а в социуме. В дальнейшей своей жизни они могут и не быть
высокопрофессиональными специалистами, но находиться в обществе людей, общаться,
взаимодействовать, сотрудничать с ними им будет просто необходимо. Поэтому и
возникает проблема коррекции эмоционально-волевой сферы, которая у детей
воспитывающихся в условиях интерната значительно обеднена.
Моя педагогическая позиция основывается на результатах наблюдения за поведением
воспитанников. Играя, наблюдая, беседуя с детьми я поняла, что у них достаточно
много проблем личностного характера: закомплексованность, неуверенность или,
наоборот, эгоцентризм, завышенная самооценка, высокомерие и др.
Я глубоко убеждена, что для обеспечения эмоционального благополучия моих
воспитанников необходимо предоставить им возможность для игр и самостоятельной
деятельности, в ходе которых дети смогли бы реализовать свой творческий
потенциал, закреплять коммуникативные навыки, обогащать свой эмоциональный и
интеллектуальный опыт.
Наибольшие возможности для игровой деятельности я вижу во внеклассной работе, в
работе группы продленного дня, организуемых мною, где ребята могут выбирать игры
и занятия по интересам. А я, как педагог, в ходе игрового взаимодействия имею
возможность способствовать самовыражению, самоутверждению воспитанников,
создавать условия для осознания детьми своего чувственного опыта, эмоций
формировать детский коллектив что, в свою очередь, является одним из важнейших
факторов становления социально-адаптивной личности.
Содержание игровой среды, которую я творчески трансформирую, исходя из
актуальных коррекционно-развивающих задач, позволяет ребенку в игровом
взаимодействии брать на себя роли, недоступные для них в реальной жизни,
способствует его самовыражению и накоплению социального опыта.
Успешное социальное развитие детей, воспитывающихся в условиях школы-интерната,
на мой взгляд, невозможно без правового воспитания. Я глубоко убеждена, что
одними беседами и назиданиями невозможно научить ребёнка поступать правильно в
соответствии с нормами и правилами общественной жизни. Необходимы реальные
ситуации, в которых ребёнок может действовать, общаться, находить выход из
жизненных проблем. Обращение к сюжетно-ролевой и режиссерской игре, наглядность
и моделирование ситуаций помогли сделать учебный материал доступным и
интересным, а учебный процесс результативным.
С целью расширения социальных контактов и обогащения коммуникативной культуры,
сотрудничаю с педагогическим коллективом МБДОУ “Детский сад № 62 “Почемучка”.
Совместно со старшими дошкольниками, их родителями и педагогами ДОУ мои
воспитанники стали участниками социально значимых событий: встречи с ветеранами
ВОВ, акция “Добрая игрушка”, вечера совместных дел. Это позволило детям испытать
общность интересов, тепло, искренность в отношениях людей, радость общения, что
так необходимо детям, живущим в ограниченном социуме.
Наблюдая своих воспитанников в различных ситуациях, могу с удовлетворением
сказать, что дети стали терпимее друг к другу, менее агрессивны, чаще и
свободнее вступают в контакт не только в стенах школы, но и за ее пределами. В
детском коллективе уменьшилось количество конфликтов, Появились случаи, когда
дети сами решают их адекватными способами. Некоторые из воспитанников имеют
активную жизненную позицию, участвуют в жизни класса, школы и города.
Это позволяет мне надеяться, что после окончания школы-интерната мои
воспитанники смогут достойно жить в современном обществе.
Воспитательное занятие по ОБЖ на тему: “Встреча с незнакомыми людьми”.
Цель: способствовать усвоению знаний, умений, навыков; обеспечивающих сохранность жизни и здоровья учащихся в современных условиях
Задачи:
- Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми.
- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
- Коррекция связной речи на основе грамматически правильно оформленных предложений
- Воспитывать навыки сотрудничества работы в коллективе.
Индивидуальная работа с Сашей Ш., Димой П. по коррекции эмоционально-волевой сферы на основе умения выслушивать сверстников не перебивая (нарушены процессы саморегуляции).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Добрый вечер ребята и гости. Мне очень приятно видеть в нашем классе гостей из Красноярска. Я думаю, что по правилам этики мы должны познакомиться, чтобы узнать друг друга лучше, поэтому:
1. Предлагаю игру “Давайте познакомимся”.
Цель: продолжать учить детей умению находить контакт с незнакомыми людьми в классе, помочь раскрыть свое “Я”.
Содержание игры: Дети передают микрофон друг другу со словами: “Я, Нина Марковна, я очень люблю кататься на лыжах...” и передаю микрофон следующему и в том числе гостям и для более близкого знакомства.
– Мы много нового узнали друг о друге, о гостях. Надеюсь, что знакомство будет продолжаться и дальше. Спасибо! Затем предлагаю ребятам подойти к столу и выбрать карточку, которая соответствует настроению в данное время.
2. Упражнение “Солнышко – тучка”.
Цель: способствовать созданию положительного психо-эмоционального
настроя.
– Замечательно, что у всех хорошее, доброе настроение и все готовы заниматься.
– Ребята, спокойно садимся за столы. Обратить внимание на осанку.
3. Введение в тему:
– Ребята у меня в конверте разрезная картинка, как пазлы и нужно её собрать.
Задание “Собери картинку” (осколочный вариант, картинка должна соответствовать теме занятия).
Цель: коррекция зрительного восприятия, умение работать в коллективе, согласовывать действия со сверстниками.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (Рассуждения, высказывания детей. Подвести к теме занятия.)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия (вывесить на доске).
2. Беседа:
– Сейчас в преддверии отпускной поры Вы все готовитесь к отъезду из
Норильска. Вы будете находиться в аэропорту, вокзалах, где очень много
незнакомых людей и все они очень разные.
– Какие бывают люди? (Подбор определений добрые, злые, внимательные,
заботливые, агрессивные...)
– А можно ли доверять незнакомым людям и почему? (Рассуждения, высказывания
детей.)
– А почему мы доверили гостям и пустили их в класс? (Потому что это знакомые
люди для директора школы. Заботясь о безопасности в школе у нас есть вахтер
дежурный, который никогда не пропустит в школу незнакомого человека.)
– А можно ли по внешнему виду определить злой это человек, может ли он причинить
зло детям, взрослым? (Не всегда.)
– В жизни бывает так, что не всегда приятная внешность говорит о добрых
намерениях человека. Надо быть, самое главное, внимательным и осторожным, потому
что под приятной внешностью может скрываться бандит.
3. Упражнение на решение проблемных ситуаций:
– А сейчас Вашему вниманию предлагаю вот такие конверты, а в них задание, описаны различные ситуации, вы должны прочитать, посоветоваться вместе и найти правильный выход.
А) Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным. “Угощайся,
мальчик или девочка!
Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!” Как Вы поступите?
Б) Молодой человек приятной внешности приветливо приглашает мальчика или
девочку прокатиться на его новой машине: “Садись! Я тебя вокруг нашего дома
прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и мама не узнает! У
твоего папы сломалась машина, и он попросил меня за тобой заехать” Как нужно
поступить?
В) Незнакомый взрослый уговаривает девочку или мальчика пойти к нему в
гости, так как у него есть очень красивый попугайчик, и хочет с тобой
подружиться и познакомиться. Пойдем!
Как нужно поступить?
Г) Незнакомая женщина: – Здравствуй, девочка! – Здравствуйте!
Как тебя зовут?
Таня.
– А где ты живешь? Пойдем к тебе в гости. А кто у тебя сейчас дома? Как нужно
поступить?
Итог: никогда нельзя самостоятельно, без взрослых уходить с незнакомыми людьми, садиться в чужую машину, заходить в квартиру, подъезд, подвал, брать угощения у незнакомых людей.
4. Физкультминутка “Немое кино”.
Цель: способствовать расслаблению мышечного напряжения, уметь с помощью мимики, жестов, движений передать состояние человека, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Задание: С помощью мимики, жестов, движений нужно передать:
– провожаем друга в отпуск
– заболел зуб
– помогаете бабушке донести тяжелую сумку
– потеряли маму в аэропорту
– купаетесь в теплом море
– спокойно садитесь на свои места
5. Сценка “Передай подарок бабушке”.
– Стук в дверь. Здоровается молодой человек и просит срочно передать пакет с подарком для бабушки, которая живет в Минусинске. Уговаривает детей и воспитателя.
– Ребята, как же нам поступить, что делать, ведь мы действительно скоро летим в отпуск в Минусинск? (дети должны найти правильный выход, если они идут по неправильному пути, то воспитатель должен с помощью жестов, коротких фраз направить их в правильное русло).
– Мне кажется, мы не можем отказать молодому человеку, но вы должны нам
показать, что лежит в пакете для передачи бабушке, так как мы летим в самолете,
а это небезопасно, что мы везем. Хорошо? Воспитатель начинает осматривать пакет
и молодой человек убегает. При осмотре коробки обнаруживается пистолет. Что
делать дальше? (Высказывания детей.)
– Нужно немедленно позвонить по телефону 02. Запомните этот номер. Расскажите о
том, что произошло. Назвать адрес школы. После слов: “Мы вас ждем”. Стук в дверь
и входит милиционер
– “Милиционер” – Я внимательно выслушал вашу ситуацию и очень рад, что Вы
поступили правильно. О таких случаях нужно сразу же звонить по телефону 02.
– Ребята в нашей жизни существует очень много правил, по которым мы живем,
соблюдаем и выполняем их.
– В школе выдают вот такие паспорта безопасности ученика. Давайте и мы создадим
свой паспорт и запишем туда основные правила, которые вы запомнили.
Каждому ученику дается лист, и они записывают основные правила, которые запомнили на занятии, то есть оформляется книжка по соблюдению правил поведения с незнакомыми людьми. (ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА)
Помни эти правила!
- Выбирай не самый короткий путь, а самый безопасный маршрут до дома, школы.
- Если рядом притормозила машина, немедленно отойди от нее в сторону. Чтобы ни говорил водитель, нужно держаться от машины на расстоянии. Ни в коем случае в нее не садись!
- На безлюдной улице, проходя мимо незнакомца или компании незнакомых людей, соблюдай безопасную дистанцию (не менее 2-х метров).
- Если неизвестные люди пытаются с тобой познакомиться, дарят подарки, приглашают в гости, немедленно уходи. Затем расскажи об этом родителям.
- Если незнакомцы настойчивы – громко кричи, брыкайся, кусайся, убегай в ближайшее безопасное место.
- Никогда не ходи в подвалы и на чердаки домов – это очень опасно!
- Никогда не надо ездить в лифте с незнакомыми людьми!
III. Заключительная часть.
Чтение стихотворения. “Кто твой друг и кто твой враг?”
Кто твой друг и кто твой враг?
Забывать нельзя никак
Кто твой друг, а кто твой враг!
Дома ты один остался.
Вдруг в двери звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь –
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью враг!
Мама Глеба на работе,
Вдруг к нему приходит тетя:
“На, конфетку, дорогой,
В зоопарк пойдем с тобой!”
Мальчик с тетей не пошел,
Это очень хорошо:
У чужих людей не надо
Брать конфет и шоколада!
Во дворе гулял Антон,
Чемодан увидел он,
Но сказала Катя строго:
“Чемодан, Антон, не трогай,
Открывать его опасно!
Это даже кошке ясно:
Можешь ты, его открыв,
Вызвать страшной силы взрыв!”
Ну а кто тогда твой друг?
Оглянись, дружок, вокруг!
Кто на свете лучший самый?
Ну, конечно, это – мама!
Кто дает тебе совет?
Это – папа, это – дед!
Бабушкино угощенье –
И оладьи и печенье
И вкусны, и безопасны –
Это всем, конечно, ясно!
В зоопарк, в кино, в поход
Нас учитель поведет.
Забывать никак нельзя,
Кто – враги, а кто – друзья!
(Е. Тамбовцева – Широкова.)
– Спасибо! Я благодарю вас, что на занятии были активны, хорошо отвечали и находили правильный выход из различных неприятных ситуаций.