Инновационные процессы в образовании, расширение практики их реализации являются закономерностью в развитии современного образования. Дифференциация знаний приводит к необходимости включать в содержание образования большой практический и теоретический материал. Работа по отбору учебного материала и его обновлению – один из источников инновационных процессов в современном образовании.
Учащиеся в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, умениями, навыками, осуществлять различные виды деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к сотрудничеству, стремясь избегать и преодолевать конфликты.
Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности школьника. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс, способствуя благоприятной среде. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и школы. Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение, разноуровневое обучение и применение различных технологий обучения.
Одной из таких технологий является технология модульного обучения. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт.
В данной работе вашему вниманию представлен урок-модуль в 5 классе по учебнику М.З.Биболетовой “Enjoy English.5 класс”
Тема урока: «Развитие навыка изучающего чтения при работе с текстом письма».
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Цели урока:
- развитие навыка самостоятельной работы при чтении текста письма;
- развитие умений ответов на вопросы при чтении иноязычного текста;
- развитие навыка устной речи (составление монологических высказываний) при работе над текстом. (Приложение 2)
На уроке использовалась технология модульного обучения с применением разноуровневых заданий. (Приложение 3) Эта технология имеет ряд преимуществ, как для учеников, так и для учителей.
Преимущества для учеников:
- учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
- учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
- учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для учителей:
- учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
- учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
- учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания,
- мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Технология модульного обучения с применением разноуровневых заданий имеет свои особенности:
- индивидуальная самостоятельная работа (у каждого ученика имеется свой отдельный комплект материалов);
- структура урока включает в себя: УМ – учебный модуль (этап урока) УЭ – учебный элемент (упражнения);
- структура УЭ (учебного элемента) включает в себя 3 компонента:
а) цель (формируется для учащихся);
б) задание (формируется в структуре формируемого умения; все результаты деятельности учащихся фиксируются);
в) контроль и рефлексия (рекомендуется по форме проведения контроля). (Приложение 2 и Приложение 3).
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о результативности уроков по модульной технологии с применением разноуровневых заданий.
- Каждый учащийся включен в активную познавательную деятельность и по окончании урока получает оценку.
- Нет неудовлетворительных оценок.
- Оценивание осуществляется мягкими методами (само- и взаимоконтроль). Снимается стрессовая ситуация в ситуации контроля.
- При работе по этой технологии формируются информационные компетенции, т.е. учащиеся учатся работать непосредственно с источниками информации.
- Внедрение в технологию модульного обучения разноуровневых заданий дает возможность создать ситуацию успеха для учащихся, работающих в более низком темпе или требующих дозированной помощи учителя.
Конечно, у технологии модульного обучения есть и свои трудности.
Трудности для учащихся:
- ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
- ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
- ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
- учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
- учителям необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика;
- технология материально затратна.
Проведенные уроки по модульной технологии с применением разноуровневых заданий показывают, что уроки учащимся нравятся. А, значит, данная технология имеет место быть.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что каждая инновационная технология имеет свои преимущества и недостатки, однако, комплексное, интегрированное использование всех технологий делает процесс овладения иностранным языком более разнообразным и эффективным.
Библиография:
- М.З. Биболетова “Enjoy English. 5 класс”.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под редакцией Шамовой Т.И. – М., 1994.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.