Урок английского языка с использованием современных технологий (технология модульного обучения)

Разделы: Иностранные языки


Инновационные процессы в образовании, расширение практики их реализации являются закономерностью в развитии современного образования. Дифференциация знаний приводит к необходимости включать в содержание образования большой практический и теоретический материал. Работа по отбору учебного материала и его обновлению – один из источников инновационных процессов в современном образовании.

Учащиеся в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, умениями, навыками, осуществлять различные виды деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к сотрудничеству, стремясь избегать и преодолевать конфликты.

Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности школьника. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс, способствуя благоприятной среде. Личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды часто с выходом за пределы урока и школы. Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение, разноуровневое обучение и применение различных технологий обучения.

Одной из таких технологий является технология модульного обучения. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт.

В данной работе вашему вниманию представлен урок-модуль в 5 классе по учебнику М.З.Биболетовой “Enjoy English.5 класс”

Тема урока: «Развитие навыка изучающего чтения при работе с текстом письма».

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Цели урока:

  • развитие навыка самостоятельной работы при чтении текста письма;
  • развитие умений ответов на вопросы при чтении иноязычного текста;
  • развитие навыка устной речи (составление монологических высказываний) при работе над текстом. (Приложение 2)

На уроке использовалась технология модульного обучения с применением разноуровневых заданий. (Приложение 3) Эта технология имеет ряд преимуществ, как для учеников, так и для учителей.

Преимущества для учеников:

  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
  • учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

Преимущества для учителей:

  • учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
  • учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
  • учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания,
  • мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Технология модульного обучения с применением разноуровневых заданий имеет свои особенности:

  • индивидуальная самостоятельная работа (у каждого ученика имеется свой отдельный комплект материалов);
  • структура урока включает в себя: УМ – учебный модуль (этап урока) УЭ – учебный элемент (упражнения);
  • структура УЭ (учебного элемента) включает в себя 3 компонента:

а) цель (формируется для учащихся);
б) задание (формируется в структуре формируемого умения; все результаты деятельности учащихся фиксируются);
в) контроль и рефлексия (рекомендуется по форме проведения контроля). (Приложение 2 и Приложение 3).

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о результативности уроков по модульной технологии с применением разноуровневых заданий.

  • Каждый учащийся включен в активную познавательную деятельность и по окончании урока получает оценку.
  • Нет неудовлетворительных оценок.
  • Оценивание осуществляется мягкими методами (само- и взаимоконтроль). Снимается стрессовая ситуация в ситуации контроля.
  • При работе по этой технологии формируются информационные компетенции, т.е. учащиеся учатся работать непосредственно с источниками информации.  
  • Внедрение в технологию модульного обучения  разноуровневых заданий дает возможность создать ситуацию успеха для учащихся, работающих в более низком темпе или требующих дозированной помощи учителя.

Конечно, у технологии модульного обучения есть и свои трудности.

Трудности для учащихся:

  • ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;    
  • ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
  • ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителей:

  • учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
  • учителям необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика;
  • технология материально затратна.

Проведенные уроки по модульной технологии с применением разноуровневых заданий показывают, что уроки учащимся нравятся. А, значит, данная технология имеет место быть.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что каждая инновационная технология имеет свои преимущества и недостатки, однако, комплексное, интегрированное использование всех технологий делает процесс овладения иностранным языком более разнообразным и эффективным.

Библиография:

  • М.З. Биболетова “Enjoy English. 5 класс”. 
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под редакцией Шамовой Т.И. – М., 1994.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  • Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1995.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3