Цели урока:
- изучить новые свойства функции;
- познакомить обучающихся с графиками четных и нечетных функций;
- выработать алгоритм проверки функций на четность и на нечетность.
Оборудование: интерактивная доска
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
На сегодняшнем уроке предстоит изучить новые свойства функции, которые помогут в дальнейшем строить графики функций. Изученный на этом уроке материал, поможет вам успешно сдать ЕГЭ. На уроке вам придется вспомнить вычислительные навыки, графики изученных ранее функций и выработать алгоритм решения новых заданий.
2. Актуализация знаний
1) Задание 1. Два ученика по желанию вызываются к доске. Им предлагается соединить заготовленные заранее на доске графики функций с соответствующими формулами этих функций:
1 ученик: ; .
2 ученик: .
Ученики выполняют свои задания и садятся на свои места.
2) Задание 2. В это время одновременно идет фронтальная работа с классом (Приложение 1. Слайды 2-3):
Заполнить таблицу. Сравнить для каждой из заданных функций значения при х = 1 и х = – 1; при х = 3 и при х = – 3.
1 | – 1 | 3 | – 3 | |
– Какие вы видите факты? Какой возникает вопрос? (Почему значения функции от противоположных аргументов равны, а значения функции отличаются знаком?)
– Итак, на уроке будет решаться вопрос – когда значения функции от противоположных аргументов равны, когда будут отличаться только знаком, что это за свойство функции?
3. Изучение нового материала
1) Объявляется тема урока: «Четные и нечетные функции». (Приложение 1. Слайд 4)
2) Формулируется определение четной и нечетной функции и записывается обучающимися в тетрадь (Приложение 1. Слайд 5):
3) Проверяются задания на доске.
– Как вы думаете, есть среди этих функций четные или нечетные?
4) Составьте алгоритм проверки функций на четность и на нечетность.
5) Проверяются на четность и нечетность функции из домашней работы.
6) Задание 3.
– Посмотрите на графики тех функций, которые являются четными. Что вы заметили? (График четной функции симметричен относительно оси у)
– А что можно сказать о графике нечетной функции? (График нечетной функции симметричен относительно начала координат)
Вывод: при построении графиков четных функций используется осевая симметрия относительно оси ординат, а при построении графиков нечетной функции – центральная симметрия относительно точки начала координат.
4. Закрепление
Задание 4. Дан фрагмент графика
четной функции ,
которая определена на . Достройте график функции и ответьте на следующие
вопросы (Приложение 1.
Слайды 6-7):
– Сколько нулей имеет функция на .
– Назовите нули функции на
Задание 5. Выполните это же задание, учитывая, что теперь дан фрагмент нечетной функции (Приложение 1. Слайды 8-9).
5. Обучающая самостоятельная работа
1. Проверьте является ли четной или нечетной функция заданная формулой | |
|
|
2. Дан фрагмент графика функции , которая определена на . Достройте график, если функция |
|
четная |
нечетная |
6*. Решение задания по новой теме из второй части ЕГЭ
Найдите значение функции2,если известно, что функция - четная, – нечетная, ,
7. Итог урока
8. Домашнее задание: составить для соседа по парте карточку с заданием аналогичным заданию 2 самостоятельной работы.