Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из условий полноценного развития гармоничной личности ребёнка. Как показывают исследования психологов, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социального опыта.
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Эту задачу с успехом помогают решать экспозиции в мини-музее ДОУ, где все представленные макеты созданы руками педагогов и родителей воспитанников.
Наличие музея в детском саду помогает в решении проблем воспитания культурной личности ребёнка, а также закладывает его нравственные основы.
Целью работы является: становление бережного отношения к достояниям истории и культуре своего народа.
Задачи:
- формировать представления об истории жилища, предметов быта, о развитии цивилизации, о составе семьи;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- формировать первоначальные представления об истории России, основных исторических событиях;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
- воспитывать чувства уважения к другим народам.
Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, через знакомство с произведениями устного народного творчества и, конечно, через проведение познавательных занятий и экскурсий в мини - музее детского сада. Всё это формирует взаимоотношения дошкольника со взрослыми и сверстниками.
При планировании работы мы опираемся на блочно - тематические планы, разработанные по "Программе социального развития детей дошкольного возраста" Л. В. Коломийченко.
Основа патриотического воспитания дошкольников начинается с любви к своей "малой" Родине. Любовь к большому надо прививать с малого: а именно с любви к родному городку. С этой целью в музее была создана экспозиция, которая называлась "Улицы Звёздного". В ней были представлены макеты достопримечательностей городка, домов, детских площадок, магазинов, школ, военный плац, а также карта - схема п. Звёздного. Дети с большим интересом рассматривали предложенные им макеты, узнавая родные места. Помимо этого была представлена символика Звёздного: флаг, герб. В группах были проведены беседы по истории возникновения символов городка.
Нельзя говорить о патриотизме, не затрагивая тему семьи. Поэтому большой пласт работы направлен на то, чтобы объединить детей и родителей, воспитать у детей чуткое и бережное отношение к своим близким. В беседах с родителями выяснилось, что в большинстве семей имеются памятные вещи, которые хранят дорогие сердцу воспоминания. Это коллекции марок, значков, календариков, которые собирали мамы или папы в детстве, старинные елочные игрушки, украшения сделанные своими руками. В канун нового года в музее была организована выставка "Ёлка из маминого детства". В экспозицию вошли разнообразные ёлочные украшения: стеклянные, ватные, пластмассовые. "Возраст" самой старинной игрушки достигал 60 лет!
Проводя занятия с детьми "Жилище человека", возникла идея о создании макетов по данной теме. Таким образом, появилась новая экспозиция, которая называлась "Эволюция жилища". В ней были представлены макеты пещеры первобытного человека с орудиями охоты и быта, землянка, русская изба с предметами обихода и наконец, современные многоэтажные дома.
Очень важно знакомить ребёнка с историей своего народа, так как обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за край, в котором ты живёшь. С этой целью в нашем мини - музее представлена экспозиция "Пять чудес Пермского края". В неё вошли макеты: музей архитектуры и зодчества под открытым небом "Хохловка", "Кунгурская ледяная пещера", "Белогорский монастырь", "Вишерский заповедник", а также река Кама и камский мост. Рассказывая детям о необычных, памятных местах Прикамья, мы стараемся раскрыть дошкольникам уникальность родного края. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов. Традиционными стали ежегодные экскурсии для учащихся начальной школы. Экскурсии помогают проводить дети подготовительной группы. В свою очередь наши воспитанники посещают музей начальной школы, что говорит о нашем социальном партнёрстве.
Нельзя быть патриотом своей Родины, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Силами воспитателей и родителей детского сада была создана книга памяти "Я помню, я горжусь". В неё вошли рассказы о прадедах воспитанников, которые воевали в годы Великой Отечественной войны и выиграли памятное сражение за свою Родину.
В нашем саду несколько лет назад появилась традиция: накануне великого праздника Победы мы с ребятами старшего дошкольного возраста и родителями ходим на площадь Победы к мемориальному памятнику возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам, рассказываем ребятам о войне.
В музее были представлены фотографии фронтовиков, и настоящие ордена и медали. Дети с большим интересом их рассматривали, читали надписи.
В этот юбилейный год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мы решили представить вниманию детей новую экспозицию, которая так и называется "Я помню, я горжусь". Она рассказывает о некоторых значимых событиях войны, о славных городах - героях, о подвигах на которые способны люди ради спасения своих товарищей. В неё вошли макеты: "Брестская крепость", "Мамаев Курган", "Дорога жизни в осаждённом Ленинграде", "Вечный огонь у Кремлёвской стены" (презентация).
Таким образом, создание мини - музея в детском саду даёт возможность ребёнку - дошкольнику представить, почувствовать целостную картину мира, позволяет развивать его познавательные способности. Музей является эффективным средством не только интеллектуального, но и социального развития детей, а также в результате систематической воспитательной работы позволяет в будущем стать патриотом своей страны.