Цели урока:
- Завершить знакомство со строением и пропорциями фигуры человека в целом и детально.
- Дать знания учащимся о выдающихся художниках и скульпторах и их произведениях в различных жанрах.
- Развивать навыки плоского и объёмного изображения, знать правила построения эскизов кисти руки.
Оборудование: учебные таблицы.
Материал для учащихся: альбом, карандаши.
Зрительный ряд: плакатные графические серии; репродукции: В.А.Тропинин «Кружевница», В.И.Суриков «Боярыня Морозова», К.П.Брюллов «Последний день Помпеи», А.Дюрер «Портрет старика»; скульптура И.П.Мартоса «Минин и Пожарский».
План урока:
- Организационный момент – 2 минуты.
- Изучение нового материала – 12 минут.
- Объяснение практического материала – 6 минут.
- Практическая работа учащихся – 20 минут.
- Итоги урока – 5 минут.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Содержание
- Виды ИЗО. Бытовой, исторический жанры.
- Изображение человека в центре любого жанрового произведения. Великие художники и скульпторы России 16-18 веков.
- Набросок как вид рисунка. Деталь, выразительность и пластика детали – кисти руки.
Слово учителя.
Актуализация знаний.
– Вспомним, что называется жанром ИЗО?
– Какие жанры ИЗО вам известны?
– На ваш взгляд, к каким жанрам ИЗО относятся
данные репродукции?
– Рисование рук – одна из важных и труднейших
задач в работе над образом человека.
Издавна бытует среди
художников изречение: умеешь изображать кисти
рук и ступни ног, значит, умеешь рисовать (запись
на классной доске).
В истории существует множество примеров, когда
изображенные в картинах и портретах руки играли
большую роль в раскрытии художественного образа
и основной идеи произведения.
Давайте подробно рассмотрим репродукции.
Слово учащимся (рассказы по репродукциям).
1-й ученик. Перед вами «Памятник Минину и Пожарскому» в городе Москве. Иван Петрович Мартос – выдающийся русский скульптор, монументалист конца 18 века, создал эту композицию в период Отечественной войны 1812 года. Два героя – нижегородский староста Кузьма Минин пришёл к раненому князю Дмитрию Пожарскому, который руководил ополчением за освобождение Москвы от польских панов. Мартос изобразил русских героев в одеждах, напоминающих греческие туники, их щиты и мечи с греческим орнаментом и даже головы их напоминают головы греческих героев, как было принято изображать в то время.
2-й ученик. Василий Иванович Суриков. «Природный казак со всех сторон … более 200 лет» – гордился Суриков своим происхождением. Родился в Сибири в г. Красноярске. За 3 месяца закончил 3-х годичный курс в школе Общества поощрения художеств. Затем поступил в Академию художеств. Участвовал в росписи московского храма Христа Спасителя. Первый эскиз «Боярыни Морозовой» появился в 1881 году, а непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя. На картине изображена сподвижница протопопа Аввакума – Ф.П.Морозова – сильная и страстная натура с трагической судьбой. Вот, например, взметнувшаяся вверх, закованная в цепь рука с двуперстным крестным знамением Феодосии Морозовой. Она родственница царя, но за старообрядческие взгляды боярыню увозят на каторгу.
3-й ученик. Василий Андреевич Тропинин сын крепостного. Как часть приданого за дочерью графа А.С.Миниха, перешёл во владение графа И.И.Маркова, который отдал юношу в Петербург на обучение кондитеру. Обретя свободу, в 1823 году Тропинин закончил Академию художеств в Петербурге. Художник-портретист изображал человека по пояс за каким-нибудь несложным занятием. Его картина «Кружевница» привлекает виртуозностью техники, пластической выразительностью жеста.
4-й ученик. Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге. Десяти лет его отдали в Академию художеств. В 1827 году Брюллов посетил Помпеи, город, погибший в 79 году из-за вулкана, где от паники погибли 2000 жителей. Было сделано много эскизов, зрительная память художника позволяла ему совершать эту работу без натуры. За год было написано всё огромное полотно. Суть картины «Последний день Помпеи» в человеческих фигурах, а не в изображении бушующей стихии. Брюллова наградили Золотой медалью. Пушкин посвятил стихи этой картине.
Слово учителя.
– Чувствовать, знать, уметь – великая
формула изобразительного творчества (запись
на классной доске). Выдающиеся мастера заполняли
целые альбомы рисунками рук, поисками наиболее
удачных решений. Например, рисунок М.Нестерова
«Кисть руки» к росписи «Рождество Христово» во
Владимирском соборе. Большое значение имеет
изображение рук в иконописи. Составлялись
таблицы, как нужно правильно изображать персты
(пальцы). Перед вами картина «Боярыня Морозова».
В Индии есть статуя Бога Шивы – царя
космического танца. Известна магия индийского
танца, насчитывающая более 400 жестов и движений
рук, и каждая из них что-то обозначает. Посмотрите
на скульптуру Бога Шивы – 4 руки, на скульптуре
Бога Японского Будды – 6 рук.
Очень часто применяют изображения рук в
плакатной графике, используя знакомые и всем
понятные жесты. От неожиданности или от страха вы
закрываетесь руками, прикрываете глаза, просите
помочь, пытаетесь что-то уберечь или сохранить,
защитить кого-нибудь и тому подобное.
Рассмотрите внимательно графические серии с
плакатов «Берегите природу».
Художники абстракционисты не редко прибегают к
изображению руки. Перед вами плакат «Мой страх».
– Не сразу художник рисует руки на картине. Для
начала он знакомится с внутренним
устройством кисти руки. Несмотря на все различия
и своеобразие детских, женских, стариковских рук,
их объединяет одно – строение.
Художники изучают пластическую анатомию.
Руки человека – сложный механизм,
способный совершать много разных движений (запись
на классной доске). Давайте внимательно
рассмотрим строение руки.
Она состоит из 3-х частей: запястье, пясть и
пальцы. Большой палец имеет 2 фаланги, а
остальные – по 3. Форма кисти может быть:
удлинённая, узкая, широкая, короткая. Форма
пальцев у людей тоже не одинаковая.
Мы часто слышим: «золотые руки», «бархатные
ручки», «ласковые руки», «умелые руки», «руки
музыканта», «белоручка», «рука дружбы» и т.д. И
художник всё это может изобразить.
III. Объяснение практического материала
– Определите по рисункам, мальчик или девочка
рисовали свою кисть руки? (Демонстрация
работ учащихся).
– Перед вами ваши руки. Как строить
работу? Начинать лучше с лёгкого наброска.
1. Попытайтесь сразу обозначить движение формы в пространстве. Важный вопрос – размер изображения. Редко рисуют человека больше натуры. Поэтому и руки рисуют в размер или чуть меньше. Это удобно чисто практически. Для начала рекомендуют использовать в качестве материала графический карандаш (подготовительные линии на классной доске учителем).
2. Затем начинается анализ отдельных деталей изображения. Прорабатывают форму отдельного пальца (прорисовывание пальцев учителем на классной доске).
3. В стадии прорисовки, в самом начале работы, рисунок может быть упрощенным. После линейно-конструктивного выражения формы, необходимо контурной линией уточнить выступы суставов, а затем перейти к расположению складок кожи. Это убедительно показывают рисунки А.Дюрера «Рука старика». (Работа на классной доске).
4. Завершение работы. В заключительной части для придания рисунку большей выразительности можно выявить контрасты – использовать большой свет и большую тень (завершение рисунка учителем).
– За недостатком натуры художник часто рисует в различных поворотах и ракурсах собственные руки. Попробуйте и вы заняться этим. Рассмотрим внимательно предложенные вам варианты набросков руки (на партах лежат таблицы с набросками рук).
Вы можете выбрать понравившийся вам набросок
кисти руки, сложить вашу руку таким же образом.
Помните, что вы выполняете рисунок с натуры.
Размер наброска должен совпадать с размером
вашей руки.
IV. Творческая работа учащихся
По ходу практической работы учитель
индивидуально оказывает помощь учащимся.
Выявляет общие или индивидуальные ошибки в
работе и зарисовывает их на доске.
Показывает лучшие работы учащихся всему классу.
V. Итоги
Организовывается выставка работ учащихся в кабинете или на классном родительском собрании (Приложение 1).