Программное содержание:
- закрепить с детьми правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге;
- продолжать знакомить с окружающим миром через развитие у детей умений и навыков работы с предметными картинками, игрушками;
- закрепить образование числа до 10, состав числа из 2-х меньших.
- развивать творческое воображенияе, конструктивные способности;
- воспитывать дружеские отношений при работе в подгруппах, умения договариваться друг с другом.
Методические приёмы: дидактические игры, беседа, практические упражнения, социоигровые подходы, приём РВС (размер, время, стоимость).
Оборудование: карточки: с числовым рядом на сложение (до 10) 1 + 1 = ; 2 + 1 = ; и т.д.; предметные картинки (деревья, дома); сюжетные картинки (улицы в городе в прошлом, настоящем, будущем); милицейская фуражка, карточки со знаками дорожного движения, регулировочная палочка; сюжетные картинки по ситуациям на дороге, пешеходный переход, вагончики для правил дорожного движения, плакаты – «дорога будущего» (2 шт), игрушки (машины), камешки, разрезные картинки, конструкции домов и зданий, «чудесный мешочек».
Словесная работа: «конки», «булыжники», «постовой», «жезл», «мостовая», «сквер».
Предварительная работа: конструирование домов и зданий в будущем по представлению детей, подбор и вырезывание машин будущего из разных раскрасок. Создание мини-музея о транспорте в прошлом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребёнок-«зазывала» собирает всех детей в круг. Воспитатель проводит игру на внимание «Угадай-ка» (сколько в правой руке, сколько в левой), где закрепляется состав числа 5 из 2-х меньших чисел до 5 (материал – камешки).
Детям загадывается загадка об улице:
В два ряда дома стоят
10, 20, 100 подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Воспитатель задает вопрос детям:
– С чего начинается улица? (С дороги)
– Дорога бывает? (Д/и «Всё наоборот») – широкая,
длинная, узкая, короткая…
– А для кого строят дороги? (Для водителей, а
для пешеходов – тротуары).
– А из чего строят дороги?
Затем воспитатель приглашает детей посетить мини-музей, который они создали сами. В нём помещены машины, повозки, конки, а также сюжетные картины об улицах и дорогах в прошлом, настоящем. Проводится беседа в сравнении улиц в прошлом и настоящем и словарная работа.
Воспитатель рассказывает детям о дорогах в прошлом.
«В прошлом, ребята, были дороги деревянные, булыжные, каменные. Рассмотреть материал, из которого строили дороги – деревянные дощечки и камни – булыжники. Проводится словарная работа. А сейчас асфальтированные. А как вы думаете, какие из них лучше и почему?».
Предлагается детям построить свою дорогу – необыкновенную – математическую. Дети строят дорогу из карточек, где размещены числа и знаки для образования числа до 10. (1 + 1 =; 2 + 1 =; 3 + 1 =; и т.д.) Перед строительством дети делятся на две команды .Способ деления по предложению детей. Первая команда строит дорогу, вторая команда – тротуар, а воспитатель прокладывает пешеходный переход.
Вопрос детям:
– Что должен знать внимательный пешеход и водитель? (знаки дорожного движения).
Проводится игра «Соберись по знакам».
Детям раздаются карточки с дорожными знаками (запрещающими, предупреждающими, информационно-указательными) и даётся команда «Найди своих соседей». Дети делятся на три команды, в которых выбирается ведущий, он рассказывает о значении данной группы знаков.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек», где находятся игрушки – машинки, относящиеся к разным видам транспорта и даётся задание: «Выбрать наощупь машинку и поставить её в следующем порядке: справа – стоянка для грузовых машин, слева – для служебных, на дороге – пассажирский транспорт. Справа и слева стоят дорожные знаки стоянки Р. После выполнения задания дети проверяют друг у друга, правильно ли они его выполнили.
Воспитатель рассказывает историю, в которой невнимательный водитель нарушил правила дорожного движения и в результате этого произошла авария. Она призывает открыть «Автомастерскую», помочь в ремонте машин, пострадавших в аварии.
Проводится игра «Собери из частей целое». Детям раздаются разрезные части разных видов машин, три команды совершают сборку.
Далее воспитатель предлагает отправиться в путешествие – в будущее.
– Помогли отремонтировать машины, сделали доброе дело, пора отправляться в путешествие.
Дети выстраиваются «гуськом» друг за другом и движутся по тротуару.
Воспитатель обращает внимание на чёрный пакет на пути.
– Можно ли его брать? Почему нет? Ваши действия? (Сообщить в милицию, сказать постовому, предупредить об опасности.) Закрепляются с детьми телефоны служб 02, 03, 01.
Воспитатель надевает милицейскую фуражку , берёт в руки регулировочную палочку и объясняет о значении «жезла» в работе постового на дороге. Она просит детей сообщить милиционеру о «чёрном пакете» на дороге?
Затем закрепляются правила перехода по пешеходному переходу.
Вопрос детям:
– А что делать, если не работает светофор? (проходить при помощи постового по работе регулировочной палочки).
Воспитатель показывает несколько движений и просит детей запомнить, на какое движение нужно переходить!
Дети благополучно перебираются на ковёр, где их ждёт сюрприз – они попадают в будущее.
Воспитатель даёт инструкцию: «Каждый из вас в нашем «будущем» построит дом, посадит дерево, создаст необыкновенную машину».
Детям предлагается разделиться на две команды по любой считалке. Воспитатель раздает плакаты, на которых изображены дороги – необычные разноцветные – дороги будущего.
Дети на них размещают деревья, ставят дома, по дорогам размещают свои машины заранее приготовленные для занятия. После выполнения работы дети меняются местами и рассматривают полученные скверы будущего, обмениваются мнениями. Проводится словарная работа слова «сквер»
Воспитатель обращается к детям:
– Мы достигли своей цели – побывали в будущем, а сейчас давайте закрепим все правила безопасного поведения на дороге и поместим их в наши вагончики в игровом уголке.
Детям раздаются карточки – сюжетные картинки с различными ситуациями на дороге.
Даётся время их рассмотреть. Воспитатель даёт словесное указание: « Расскажите о том, чего нельзя делать на проезжей части и на тротуаре. Свой рассказ надо начинать со слов « Нельзя…».
После того, как дети дадут правильные ответы,
воспитатель обобщает и помещает
напечатанные на листочках правила по вагончикам
трамвайчика, расположенного в игровом уголке и
призывает детей быть внимательными пешеходами
на дороге, а в будущем, когда они вырастут –
внимательными водителями.
Она благодарит всех за активную работу.