Занятие в подготовительной группе "Солнце и весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Помочь детям установить взаимосвязь между явлениями природы.
  • Учить детей принимать познавательную задачу;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод.
  • Развивать речевые способности, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать интерес и любовь  к природе, окружающим.

Оборудование:

  • 2 телеграммы с пропущенными буквами;
  • карточки со словами (деление на слоги «кора, трава», «заяц, медведь»);
  • ветка тополя, свечка, спички;
  • 2 длинных полоски бумаги;
  • простые карандаши и фломастеры;
  • иллюстрации на тему «Ранняя весна»;
  • 10 картинок с изображением  диких зверей: волк, лось, рысь, куница, лиса, медведь, белка, заяц, еж, мышь;
  • картинки-загадки;
  • схемы-картинки на тему «Какой корм найдет зверь в лесу весной»;
  • картинка «Медведь после спячки»;
  • запись песенки ласточки из сказки «Дюймовочка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель приветствует детей и говорит «Встанем кружком да поговорим ладком». Предлагает провести  разминку:

«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.

2. Интеллектуальная разминка

1.         Ты да я, да мы с тобой, сколько нас? (2)
2.         Курица да кукушка, сколько домашних птиц?
3.         Может ли скворец назвать себя птицей?
4.         Под каким кустом заяц сидит во время дождя?
5.         Какое колесо у машины никогда не вертится?
6.         Сели птицы на страницы знают быль и небылицы? (буквы)

3. «Влетает» ласточка с весенней песней

«Телеграмма – телеграмма…»

– Спасибо – весенняя птаха –
– Сколько телеграмм? (2) Кто будет её читать?
– Значит, делимся на 2 команды (по принципу «тепло–холодно»).

Задание командам:  Составьте слово из заданных букв и объединитесь.

– Что здесь не так? (Буквы пропущены.)
– Догадайтесь, какие буквы пропущены в словах и впишите их.

З . Г . Д К А         З . Г . Д К И

– Одинаковые у вас слова?

Игровое упражнение «Живые слова»

Каждый в своей команде разбирает звуки, из которых состоит слово.

Воспитатель: Здесь есть ещё и вопросы:

1. Что может нас согреть? – уточнение – после ответов.
2. Что всех на свете согреть может? (Солнце)
3. Что раньше всех на свете встаёт и за дело принимается?  (Солнце)
4. Что бы произошло, если бы солнце исчезло? (Варианты ответов)
5. Чем служит солнце для нас?  
6. Главная деятельность солнца?

Солнце греет. Мы можем на себе это почувствовать? Как? (Щечку греет – лучик добежал, жарко становится и т.д). В какое время года солнце начинает сильнее греть? (Весной) – посмотрите, что лежит на столе? Веточка – это природа – сейчас она спит. Мы можем помочь ей проснуться? Что может быть у нас солнцем? Свечка – маленькое солнышко – погреем руку – что идет от свечки? Тепло. И от солнца идет тепло. Сейчас свечку поднесем к веточке. Что происходит? почка проснулась, открылась. Где находилась свечка? Где находится солнце? – поэтому весной вся природа на земле от тепла проснется.

5. Сейчас вы с помощью моделей составьте рассказ о весне. Выберите себе иллюстрацию о весне. У вас какая весна? (Ранняя). А у вас? (Поздняя, бурная, зеленая,  голубая)
Расскажите, какие изменения в природе произошли весной. Сами решите как будете рассказывать рассказ о весне, кто-то один или все по очереди.

6. Воспитатель предлагает детям рассказать стихи о весне:

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны
Верно очень теплые ноги у весны!

Полюбуйся весна наступает
Журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

7. Игра «Хорошо – плохо» на тему «Весна»

8. Пальчиковая гимнастика

Дождь покапал и прошёл (большой пальчик соединяется с каждые, начиная с мизинца)
Солнце в целом свете – (пальцы лучики тянутся вверх – в стороны)
Это очень хорошо (по 1 строке)
И большим и детям (пальцы в щепоть)

9. Игра «Запомни и назови» (иллюстрации с изображением диких животных)

Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорку:

Мы шли, шли, шли,
Что-то мы нашли.

10. Подходят к мольбертам, рассматривают картины-загадки, находят изображённых на картинах зверей – медведя и медвежонка. Из букв составляют слова:

М И Ш А        М И Ш У Т К А

Воспитатель: А вот и  гости к нам явились. Кто это? (Изображение весеннего медведя после спячки)
– Почему медведь такой? (Весной мало еды, витаминов нет, голодно ему, шубу меняет, зимний мех густой выпадает, а растет летний.)
– Зачем медведь меняет шубу?
– Только медведь меняет шубу? Кто ещё?
– Диким животным весной ещё голодно в лесу, поможем им найти еду.
– Почему весной оживает лес?

Воспитатель: Давайте подарим гостям ласковую пословицу:

"При солнышке тепло
При матушке добро".

– Как Вы её понимаете? (Солнце всех согревает, от солнца всё оживает, люди улыбаются, мама в семье обо всех заботится).
– Подарим гостям улыбку и ласковое, весеннее пожелание.