Характер взаимодействия педагога с ребенком определяется ролью взрослого в детском развитии.
Формирование ребенка происходит в особых условиях – в условиях социальной ситуации развития, которая дает возможность сотрудничества ребенка – ребенка, ребенка и взрослого. А оно, в свою очередь, предполагает активность детей и взрослого в освоении различных содержаний, предлагаемых (а не навязываемых взрослым).
Для максимально расширения зоны ближайшего развития ребенка необходимо насытить занятие познавательного цикла различными видами детской деятельности: создавать проблемные ситуации, решение которых находят дети; использовать социоигровое моделирование, где дети работают сообща, учатся выслушивать друг друга, ведут диалог, работают со схемами, рассуждают, делают выводы, т.е. педагог использует технологию «Обучение в сотрудничестве», метод «Матрешка», где раскрытие одной тайны ведет за собой другую, которую тоже хочется разгадать. Развивающие ситуации должны быть не только эмоционально привлекательными и насыщенными, но и обладать развивающим эффектом и четкими границами, указывающими на начало и конец ситуации. Такая деятельность способствует эмоциональному благополучию ребенка, а ее результатом становится позитивное умственное и личностное его развитие.
Цель. Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
- Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, повадках.
- Развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать доброжелательность, умение работать в микрогруппах.
Материал: «веер» из бумаги; модель «Времена года», запасные карточки к модели; три дорожки: белая, черная, зеленая; разрезанные картинки птиц (по одной на подгруппу); предметные картинки птиц, конверт с моделью «хвост», волшебная палочка, картинка – курица, макет дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. В приёмной группе на полу дети
находят «веер».
Дети гадают: что это такое, почему здесь лежит?
Педагог предлагает не гадать, а пройти в группу.
Пройти нужно по дорожке соответствующей времени
года. Подходят к модели «Времена года». Выясняют,
что нет зимы, вместо неё за осенью стоит лето.
Исправляют ошибку: среди запасных карточек
находят нужную.
2. – Ребята, что можно рассказать о
птицах на карточках? (Осенью – улетают, весной
– прилетают, зимой – зимуют)
– Птиц называют – непоседы. Как вы думаете,
почему? (Ответы детей.)
– Птицы – непоседы прыгают с ветви на ветку,
перелетают с дерева на дерево, долго не сидят на
одном месте. Но так ведь умеют и некоторые
животные. Кого из таких животных вы знаете? (Белка,
обезьяна, мартышка, летучая – мышь)
Педагог предлагает поиграть в птиц. – Нам нужно
разделиться на две стаи. Как это можно сделать?
Педагог выслушивает варианты ответов и подводит
детей к делению по разрезным картинкам. Дети
делятся на две группы.
Педагог колдует:
– Фаю, маю, ваю, гаю.
Вас я в птичек превращаю.
Обращается к детям одной из групп:
– Вы будете птицами, которые осенью улетают, а
весной прилетают. Как вы называетесь?
Другой группе:
– Вы будете птицами, которые зимуют. Как вы
называетесь?
Обращают внимание на картинки птиц:
– А вот и ваши друзья! Перелетные птицы, найдите
своих друзей и перенесите их на стол с красным
треугольником, а вы зимующие своих друзей на стол
с синим треугольником. Группы проверяют друг
друга.
3. Дидактическая игра «Что лишнее?» (Курица).
4. Для получения задания от педагога дети выбирают от своих групп посыльных. Педагог объясняет им задание: – Птицы, вы должны рассказать друг другу о себе. Перелётным птицам: – Как вы узнаёте, что пора улетать? Какие из вас улетают первыми? Куда вы улетаете и почему? Зимующим птицам: – Почему вы остаётесь зимовать? Чем вы питаетесь? Почему вам тяжело зимой? Готовность группы дети показывают «домиком». Рассказы детей друг другу.
5. Педагог спрашивает:
– Птицы-непоседы, как называется, когда много
птиц собираются вместе и шумят?
– О чем вы шумите?
– Где происходит птичий базар?
– Что вам для этого нужно?
Дети находят большое дерево. Звучит запись голосов птиц. Дети, закрыв глаза, слушают.
– О чем пели птицы?
6. Раздается стук в дверь. Педагог
получает письмо, в котором находится модель
«хвост». Дети рассматривают её, делают вывод, что
общее – хвост.
– Птички-непоседы, на что похож ваш хвост?
– Что он вам напомнил? (Веер в приемной).
– Птички, приготовьтесь к полету.
Физминутка «Птички»
Педагог читает слова, дети выполняют движения.
Плавно руками машем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем.
Крылья сложили назад.
– Почему когда вы присели, сложили крылья?
7. Педагог колдует:
– Фаю, маю, ваю, гаю.
Вас в ребят я превращаю.
– Ребята. Вы превратились в птиц, и дерево загрустило. Что делать?
Под запись голосов птиц коллективное рисование «Птицы на дереве».