Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Наиболее значима для гражданского воспитания – правовая культура, ибо гражданственность тесно связана с правом, которое можно назвать гражданским минимумом. Поэтому в условиях формирования правового государства, процесс совершенствования общества в целом и каждого человека в отдельности неотделим от воспитания в духе прав человека. Суть воспитания в духе прав ребёнка, диалектика взаимоотношений прав и обязанностей – главное, что должно быть осознано педагогами и детьми. Стержневым в формировании правового сознания у детей является уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам в целом к личности ребёнка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималась как норма права. Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребёнке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? Представляется, что именно правовое воспитание постоянно стимулирует процесс формирования гражданского общества.

Наш детский сад реализует программу Л. А. Венгера «Развитие». В ней не представлен раздел по формированию основ правового сознания ребёнка, поэтому нами разработан и реализован проект «Ребёнок и его права» для детей старшего дошкольного возраста и их семей. Перспективный план по данной теме направлен на ознакомление детей и родителей с Конвенцией о правах ребёнка и состоит из двух блоков: работа с детьми и работа с родителями.

Исходя из того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, запланировано разъяснение Конвенции о правах ребёнка, как правового документа социально-нравственного и педагогического значения. Для этого была разработана и проведена консультация «Международная Конвенция ООН – документ для взрослых и детей». Для повышения правовой культуры родителей и формирования гуманистических детско-родительских отношений использовались: круглый стол, деловая игра (Рисунок 1), выпуск стенгазеты, выполнение домашних заданий, совместные праздники, что позволило родителям и детям быть активными участниками. Оформлен уголок для родителей «Уроки права» (Рисунок 2), где размещен информационный материал о содержании Конвенции по правам ребёнка. Использовались папки-передвижки, письменные консультации, листовки-памятки на темы: «Наказывая, подумай, зачем?», «Искусство быть родителями», «Семь правил для всех», «Типы родительской любви».

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией предполагает решение следующих педагогических вопросов: какие именно статьи документа, отражающие права должны быть реализованы в работе с детьми, как понятнее и доступнее донести содержание этих статей, через какие формы целесообразно проводить данную работу. Занятия, согласно планированию, проводятся один раз в месяц. (Рисунок 3) Особое внимание уделяется не столько запоминанию прав детьми, сколько пониманию, осознанию, умению анализировать, делать умозаключения, на способность сопереживать, сочувствовать, применять свои знания в жизни. Предварительная работа и закрепление материала включается в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей. Знакомство и обучение основам правового сознания проводятся в дидактической игре. (Рисунок 4) Чтобы сформировать у ребёнка целостное представление о себе, необходимо его научить «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, чувствам и переживаниям. Для этого проводятся такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга», «Мои сказочные сны», «Кто я и какой», «Круговая беседа». Также используются игры на развитие умения общаться, взаимодействовать друг с другом, на развитие в детях чувства сопереживания и поддержки, на воспитание дружеских и доброжелательных отношений. Это такие игры, как «Солнечный зайчик», «Согласование действий», «Комплименты», «Как я общаюсь с другими людьми». Игры, направленные на воспитание уважительного, внимательного отношения к близким людям, на уважение к семейным ценностям, на укрепление семейных связей: «Пирамида любви», «Семейный альбом», «Наша дружная семья». В этих играх дети осваивают возможности не только анализировать свои чувства и желания, но и взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей. В ходе бесед, конкурсов, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, дети получают гражданско-правовые знания, формируют позитивное оценочное отношение к окружающему миру. Используются проблемные задачи, активизирующие поиск решений от своего имени или от имени сказочного героя: «Если бы у меня была волшебная палочка…», «Если бы я поймал золотую рыбку…», «Чьи права нарушены?», «Назови право к данной картинке».

Интегрированным результатом работы является усвоение основ правовых знаний и гражданское поведение, которое:

– активизирует социальную позицию детей, обогащает систему ценностей;
– формирует социально-значимые личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
– позволяет разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей;
– обеспечивает ответственное отношение к себе, и окружающей среде.

Приведем пример занятия, которое проводится в конце старшей группы, как обобщающее.

Занятие «Я и мои права»

Цель занятия: Обобщение представлений детей о правах.

Задачи:

  • Формировать у детей основы правового сознания.
  • Развивать связную речь в процессе ознакомления детей с правами.
  • Воспитывать уважительное отношение к своей семье, матери, к правам другого человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку его держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете.

– Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии? Сегодня мы поговорим о правах детей, т. е. о ваших правах.

– Посмотрите, тут какая-то книга лежит. Интересная, красивая. А на ней большими буквами написано: «Кон-вен-ци-я». Что же такое «Конвенция»? Это специальный документ, созданный для детей. В нём записаны все права, которыми обладает каждый ребёнок. Право – это то, без чего человек не может жить счастливо. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

– А что значит «не нарушать права другого человека»? Поступайте по отношению к другому так, как вы хотели бы, чтобы поступили по отношению к вам, так как права всех детей одинаковы.

– Заглянем внутрь этой книги? Что такое? Посмотрите, в ней все страницы чистые. Я предлагаю вспомнить права, с которыми мы уже знакомы и заполнить страницы нашей книги картинками, символизирующими права детей.

– Вспомните, пожалуйста, каким самым важным правом обладает каждый ребёнок? (Правом на жизнь)

– А кто подарил вам жизнь? (Мама)

– Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» – особое слово. Это самое первое слово, которое произносит ребёнок. Мама первая взглянула вам в глаза, спела колыбельную песенку, научила вас ходить, говорить. О маме написано много разных песен, рассказов, стихов.

– Послушайте стихотворение Костаса Кубилинскаса «Мама» (читает подготовленный ребёнок)

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Ночку тороплю.
Я тебя всё время мамочка люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!

– Да, мама подарила вам жизнь. Жизнь, подаренную мамой, никто не может у вас отнять.

– Найдите среди картинок ту, на которой отражено право ребёнка на жизнь. Поместим её в нашу книгу.

– А сейчас отгадайте загадку: «В воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт». (Имя)

– Зачем люди дают друг другу имена? Чтобы отличать одного человека от другого. Имя помогает нам общаться друг с другом. По имени мы обращаемся друг к другу. В народе говорят, что имя – это сокровище человека.

– Кто выбирает имя ребёнку?

– Раньше детям давали имена при крещении и только те, которые были записаны в Святцах. Святцы – это специальный календарь, в котором записаны все имена. (Воспитатель показать календарь) Сейчас родители могут выбирать для своего ребёнка любое понравившееся им имя или как раньше обратиться к Святцам.

– У каждого имени своя история. Каждое имя человека что-нибудь означает. Например,

Валерий (лат.) – здоровый
Виктор (лат.) – победитель
Зоя (греч.) – жизнь
Ирина (греч.) – мир
Геннадий (греч.) – благородный
Людмила (славян.) – милая людям

– Меня, например, зовут Елена. Моё имя пришло из Греции. Оно означает – «солнечная», «светлая». В детстве меня звали Леночкой, сейчас зовут Еленой Николаевной. Мне нравится своё имя.

– Кто хочет рассказать о своём имени?

Звучат рассказы детей, приготовленные заранее.

– Детей обычно сравнивают с цветами, говорят: дети – это цветы жизни. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери цветочек».Возьмите каждый по одному лепестку. В сердцевине нашего цветочка – малыш. Сейчас вы будете по очереди прикреплять свой лепесток к сердцевине, произносить при этом своё имя ласково, как называют вас ваши родители.

– Найдите картинку, которая отражает право детей на имя. Вставим её в книгу.

– Посмотрите внимательно на экран. (Приложение 1, слайд 1) Перед вами ребус: 7 + Я = ? Разгадайте, какое слово здесь зашифровано и вы узнаете одно из прав, записанных в Конвенции.

– А что такое семья? Семья – это самые близкие, дорогие, самые родные для нас люди, которые любят, уважают друг друга, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

– В народе сложено немало разных пословиц и поговорок о семье. И вы их конечно тоже знаете. Сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду говорить начало пословицы или поговорки, а вы будете их заканчивать:

– Не нужен и клад, коли в семье лад. Как вы понимаете, что она означает?
– В родной семье и каша гуще.
– При солнышке тепло, при матушке добро.
– Вся семья вместе, так и душа на месте.
– Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать. Как вы понимаете слово «благодать»?
– Птица рада весне, а мать – деткам.
– Дружная семья гору сдвинет. Что это означает?

– Обратите внимание на фотографию. (Приложение 1, слайд 2) Чью семью вы на ней видите? Андрей вместе со своей мамой приготовил для нас рассказ о своей семье в стихотворной форме и сейчас нам его прочтёт.

– Найдите картинку, на которой изображено право на семью. Поместим её в книге.

– Послушайте коротенькую песенку. Вы узнали, кто её поёт? (Поросята.) Из какой они сказки? («Три поросёнка»)

– Посмотрите на иллюстрацию (Приложение 1, слайд 3), подумайте и скажите, какое право нарушил Волк? (Право на неприкосновенность жилища)

– Найдите картинку, на которой изображено право на жилище и его неприкосновенность.

– А сейчас я приглашаю вас на игру, которая называется «Три поросёнка». Один из детей будет Волком. Остальные – будут поросятами. Обручи – это домики поросят. Ковёр – лужайка. Пока звучит весёлая мелодия, поросята бегают и прыгают на лужайке, распевая песенку «Нам не страшен серый волк…» как только музыка заканчивается, поросята бегут в домики и встают в них по трое. Волк догоняет поросят. Если поросята в домике и их по трое, то Волк их трогать не может.

– Что мы только что с вами делали? (Играли) Какое право, записанное в Конвенции, мы при этом соблюдали? (Право на игру и отдых)

– Найдите картинку с этим правом, и мы её поместим в книгу.

– Посмотрите на экран. (Приложение 1, слайд 4) Выберите среди предметов те, которые необходимы врачу. Какое право они символизируют?

– А сейчас отгадайте загадки:

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисть)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)

Нарисую, что хочу,
Только носик подточу. (Карандаш)

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту вам я помогаю. (Линейка)

Я – то в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка. (Тетрадь)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)

В этой узенькой коробке,
Ты найдешь карандаши,
Ручку, ластик и точилку –
Что угодно для души. (Пенал)

Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик)

Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (Ручка)

На экране появляются рисунки-отгадки (Приложение 1, слайды 5-13)

– Кому нужны школьные принадлежности? Школьникам, которые учатся в школе. А зачем надо учиться? Чему вас учат в детском саду? В детском саду вас учат играть, лепить, петь, танцевать.

– Картинку с каким правом мы поместим в книгу? (Право на образование)

– Скажите, сумели ли мы создать иллюстрированную Конвенцию? Посмотрите, какая замечательная книга у нас получилась, с красочными картинками. Но некоторые страницы в книге так и остались чистыми. Как вы думаете, почему? (Будем еще знакомиться с правами детей и заполнять страницы)