Приобщение учащихся к культуре и духовным ценностям родного народа в процессе математического образования

Разделы: Математика


Главным источником  образования, в том числе математического, является  духовная и материальная культура населения конкретного региона. Влияние духовной культуры на развитие личности, народные традиции и целенаправленность их использования в учебно-воспитательном процессе, тем более в математическом образовании, в современных условиях  разработаны недостаточно.

Введение

Сегодня стратегической направленностью школы в XXI веке, становится подготовка к жизни личности, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда, с этнопланетарным мышлением, новым экологическим сознанием, способной осмысленно реализовывать новые знания творческой продуктивной деятельности. В связи с этим возросла роль школьного образования по формированию у учащихся не только систематизированных знаний, умений, способов мышления, но и таких в современном обществе, необходимых качеств, как самостоятельность, мобильность, предприимчивость, познавательная активность, опыт творческой деятельности.

В настоящее время модернизация процесса обучения связывается с идеей развития личности, что выражается в стремлении заглянуть в познавательный процесс ученика, в то, как работает его мысль в той или иной ситуации учения, понять, что активизирует его интерес к деятельности. Проблема активизации деятельности учащихся находится в тесной связи с вопросом развития их познавательных интересов.
Задача учителя – пробуждать, направлять и формировать познавательный интерес с тем, чтобы в учебном процессе они выступали не только как средство обучения, а, главным образом, как сильный мотив учения.

Необходимо отметить, что сегодня в обществе чрезвычайно актуальным становиться решение общекультурных задач, что требует повышения воспитательного потенциала каждого учебного предмета. На уроках важным является не только передача учащимся  некоторые суммы знаний, но и построения системы формирования человеческих качеств, чувств средствами своего предмета. Математика в этом отношении не является исключением. Она имеет широкие возможности эстетического воздействия на учащихся своей богатейшей и интереснейшей историей, совершенством языка, высоким уровнем логики и.т.д.

1. Интеграция  технологий  в современных условиях

 

Проблема  совершенствования образования имеет особую актуальность, приобретает широкое социальное и нравственное значение в сложные периоды, переломные эпохи, когда культурные традиции обесцениваются, идеологические и этнические устои общества подвергаются переоценке. В настоящее время идет активный поиск новых  ценностных регулятивов, в основе которых лежат идеи духовного и нравственного возрождения человека.

В учебный процесс активно проникают новые образовательные технологии. Инновационное образование, подразумевающее личностный подход, фундаментальность, творческое начало, профессионализм, предусматривает проектирование методических систем обучения на основе комплексного использования традиционной, современной и информационно-коммуникационных технологий.

Этнопедагогизация – главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания. Этнопедагогизация – естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными учебно-воспитательными системами, идеями, технологиями  [Г.Н.Волков.академик РАО].

Привлечь ребят к предмету, начать работу по развитию учащихся или продолжить ее на качественно новом уровне поможет учителю обращение к красоте. Найти красоту своего предмета увлечь ею своих учащихся – вот ключ к решению многих проблем в системе работы учителя-предметника.

Как правило, учитель прежде всего обращается к историческому материалу, и видит  в нем средство выявления красоты в содержании предмета и средство пробуждения интереса учащихся к своему предмету. При этом каждый учитель формирует свою систему: в некоторых случаях знакомство с историей происходит только на внеурочных занятиях, или эпизодически на уроках обобщаются факты, связанные с именами Декарта, Пифагора, Виета, Фалеса и др., или учитель в разрезе каждого отдела, темы подбирает дополнительный материал и использует его с привлечением учащихся. Следует отметить, что даже эпизодическое включение в систему работы учителя математики средств, позволяющих привлечь учащихся к красоте математики, дает хорошие возможности по усилению положительной мотивации к предмету, повышению познавательной активности детей, развитию их творчества, ориентации учащихся на профессии, связанные с математикой.

А.С. Макаренко признавал не забывать аксиомы: стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре. Способность воспринимать прекрасное – великий дар природы к человеку, но этот дар требует постоянной работы по его развитию.

Чем глубже, чем тоньше эстетическое восприятие. Тем больше возникает потребность к творчеству. Можно этими идеями руководствуются учителя, которые работают над усилением воспитательного потенциала своего предмета, над приобщением учащихся к миру прекрасного его средствами. Поэтому одна из задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту своего предмета, использовать ее для эффективного развития и воспитания интереса учащихся к математике, с ее помощью увлечь не только самой математикой, но и применением ее в жизни.

2. Устное народное творчество – неисчерпаемый источник знаний.

 

Устное народное творчество – источник знаний о давно минувших временах, богатой фантазии, светлой мечте старинных якутов. Действительно, не нам ли учителям, в первую очередь, обратиться к истокам  жизнедеятельности своего народа, передать все лучшее, что творить наш народ, детям, тем самым вызвать интерес к своему предмету через интерес к народному творчеству, народному быту, через историю своего народа.

Если первые достоверные сведения о Якутии и записи якутских легенд и преданий, описания обрядов вошли в материалы и отчеты Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.), то во второй половине XIX в. Начались плодотворные систематические исследования языка, фольклора, жизни и быта северных народов России. В истории культуры народа уникальных работ по фольклору и этнографии.

Одним из первых крупных исследователей якутского устного народного творчества был русский ученый – фольклорист И.А. Худяков (1842-1875 гг.). Он вместе с якутом Н.С. Гороховым собрал обширный материал по фольклору и подготовил «Верхоянский сборник» (Иркутск, 1890 г.), где были представлена почти все основные жанры фольклора народа Саха.

Обращаясь к произведениям нашего устного творчества, можно смело утвердить, что они по своему содержанию и духу  напоминают созданию русских классиков и даже реалистов. Это относится в особенности к большей части описания в наших песнях и былинах (олонхо). Что касается занимательности и художественной стороны произведений нашей словесности, то пусть каждый из нас припомнит свое личное эстетическое наслаждения от чтения или слушания разного рода хороших образцов. Сколь неизмеримы глубина и остроумие наших пословиц, сколь смешны наши скороговорки (чабыргахи), сколь невероятно долги наши былины. Будучи бессилен очертить в кратких словах всю разностороннюю нашу народную словесность, скажу лишь, что она является прекрасным залогом осуществления перехода от одного уровня активности учащихся на другой, более высокий и результативный.

Меткий юмор, мудрая нравоучительная идея народных сказок, песен, занимательные сюжеты преданий и легенд,  живая экспрессивность скороговорок, загадок является основой повышения интереса учащихся к учебному предмету.

Как показывает опыт,  в системе работы учителя-предметника стоят две  основные проблемы, требующие оперативного решения. Первая проблема: работа по дальнейшему развитию учащихся, имеющих высокий уровень математических способностей, причем развитие не только в математическом плане, но и общеинтеллектуальном. Вторая проблема: работа учителя по преодолению отрицательной мотивации к учебе вообще, к математике в частности.

Таким образом, устное народное творчество якутов, как многоплановое явление самобытной культуры народа, может быть представлено как целостная образовательная культура, имеющая неограниченные возможности для духовно-нравственного развития человека в целом.

1.2. Олонхо как технология в учебно-воспитательном процессе

Начался новый мощный подъем на уровне государственной поддержки по развертыванию жизненного потенциала великих, глубоко философских идей Олонхо народа Саха. Так, сотрудники НИИ национальных школ РС(Я) разработали Концепцию «Педагогика олонхо», целью которой является воспитание детей, всесторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспособных, т.е. компетентностных в духе современности на основе всеобъемлющих жизненных идей Олонхо, традиций народного воспитания.

Якутский героический эпос олонхо является шедевром – не только российской, но и мировой культуры. Олонхо является важным познавательным материалом о жизни, о быте и традициях народа. Мир Олонхо – это философское воззрение, тесно связанное с 
космогоническими, мифологическими, религиозными, этнопедагогическими представлениями, а также с обычаями, традициями быта и нравов народа [О5о уонна олонхо.//сост.Д.Г.Ефимова. Дьокуускай, НИИ НШ РС(Я), 2006, – 66с].
Олонхо – это философия, энциклопедия народной жизни, духовности народа саха. И потому мудрые слова философа, мыслителя  А.Е.Мординова: «Якутский народ соэдал олонхо. С олонхо начинается якутская философия. Вот почему следует изучать его, нашу духовность», – сейчас особенно актуальны и потому величественный эпос олонхо должен занять важное  место в обучении и воспитании детей [Кулаковский А.Е.Научные труды.–Я.,1979. – 484с.].

Считается, что фольклор носит региональный характер. Обобщая труды фольклористов выявлена следующая локализация эпический традиций: традиция олонхо центральных улусов, традиция олонхо Вилюйского региона, северо-восточная и северо-западная (в том числе долганская) эпические традиции. Якутский героический эпос, и как отдельно взятое произведение устного творчества, и как жанр, является весьма сложным образованием. Олонхо богато различными сюжетами.

В олонхо подробно описываются эпическое время, земля, священное дерево жизни, богатырь, красавица и т.д. Важная функция описания – создание образных картин, обстановки, атмосферы событий – достигается подбором ярких деталей, их длинным перечислением. Возрождается народно-педагогическая традиция воспитания духа народа посредством олонхо. Олонхо – модель природно-логического целостного мышления, модель становления свободной творческой личности.

В различных произведениях фольклора, олонхо и других частично затронуты эмпирические элементарные математические представления якутов. Без первоначальных математических знаний и представлений не развиваются представления по физике, астрономии, прикладное искусство, устное народное творчество, экологические знания, практические и технические представления.

Следует отметить, что даже эпизодическое включение в систему работы учителя математики средств, позволяющих привлечь учащихся к красоте математики, дает хорошие возможности по усилению положительной мотивации к предмету, повышению познавательной активности детей, развитию их творчества, ориентации учащихся на профессии, связанные с математикой.

Почти во всех олонхо встречается употребление числительных.

То5ус күннүк сиринэн
Ойгур мутуктаах,
А5ыс салаалаах
Аар Кудук хатын.

Употреблены числа: «а5ыс» – 8 (восемь), «то5ус» – 9 (девять).

В олонхо богатырский конь как полезный объект является неотъемлемой частью для достижения поставленных целей героев.

В олонхо подробно описываются эпическое время, земля, священное дерево жизни, богатырь, красавица и т.д. Важная функция описания – создание образных картин, обстановки, атмосферы событий – достигается подбором ярких деталей, их длинным перечислением. При детальном описании эпических циклов часто встречаются имена числительные. Например:

Алта былас холобурдаах
Дада буурай сарыннаах,
үс былас холобурдаах,
үөкэйэр өттүктээх,
Биэс былас холобурдаах
Биэкэйэр бииллээх…

Здесь мы видим образное описание героя олонхо-богатыря с помощью имен числительных «алта» – 6, «ус» – 3, «биэс» – 5.
Все сравнения строятся на ассоциации природного и человеческого.

Вот традиционная фольклорная форма описания человека Среднего мира:

Икки атахтаах,
Иннинэн сирэйдээх…

Здесь использовано слово «икки» – 2.

Следующими словами заканчивается монолог Юрюнг Уолана,  где он просит «расходиться добром по улусам своим» собравшихся со всех трех миров женихов:

үс үүт  бүтэй үрдүнэн көстөр
үрүмэччи маңан аттаах
үрүң Уолан бухатыыр диэн…
…Сам я – ездящий на белом коне,
Что стоит выше изгороди столбовой,
Выше трех о крепких засовок ворот.

Образ дочери абаасы в Олонхо подчеркивает уродство, злое начало рода, представляет собой собственно воплощение Зла, идею разрушения и уничтожения. В отрывке из монолога одноглазого чудовища повествуется о его страшном намерении – уничтожить не только одно племя, но и «изначальную землю – мать»:

А5ысиилээх-са5алаах
Аан ийэ дайдыгытын,
Атыйахтаах уу курдук,
Атахпынан аймыа5ым
То5усто5ойдоох
Толомон манан дойдугутун,
Тордуйалаах уу курдук,
То5у кэhиэ5им…
Восьмигранную, о восьми ободах
Изначальную землю – мать!
Взболтаю, взмучу, расплещу
Всю зеленую вашу страну.
В море выплесну девятимысный ваш край,
Словно воду из берестяного ковша!
Я своими ногами железными, сам,
Раскачаю, с места спихну.

В олонхо существуют многочисленные формулы, построенные на числах. При этом чаще всего встречаются числительные «үс» (три), «түөрт» (четыре), «то5ус» (девять), «а5ыс» (восемь). Эти числительные служат указанием на основные пространственные координаты мира древнего якута: числительные «түөрт» – 4, «а5ыс» – 8 связаны с горизонтальным членением пространства, «үс» – 3 и «то5ус» – 9 – с вертикальной моделью мира.

Якутский эпос строится как передвижение героя на север, юг, запад, восток, по четырем великим дорогам земли, соединяющим три мира: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.

Числовая модель служит в качестве универсального образца описания, по ней описываются небо:

үс өрүкүйэр үрүттээх
Төгүрүйэр түөрт тулумнаах
Көтө5үллэн үөскээбит
Күөх маңан халлаан.

Род человеческий:
үс саханы үөскэтэн,
Түөрт саханы төрөтөн,
Күн бүгүнүгэр диэри
Олорбуттара эбитэ үhү.

Рождение поднятым ввысь
Бледно-голубое небо
С тремя вздымающимися вверх потолками,
С четырьмя частями по сторонам.

Стали прародителями трех якутов,
Родоначальниками четырех якутов,
И до сегодняшнего дня
Живут – здравствуют, говорят.

Имена числительные – это один из активно употребляемых языковых средств устного народного творчества. В числительных олонхо отчетливо отразились следы мифологических представлений. Особенность способа мышления древнего якута, который в описаниях своего жизненного пространства посредством числовой символики воспроизводил модель мира. Такой принцип освоения окружающего мира наблюдается не только в олонхо. Но и весьма активно воплощался в повседневной жизни, в частности, в жилищных и хозяйственных постройках наших предков.

Как и многие народы, древние якуты приписывали цифрам магические свойства. Так кандидат филологических наук Евдокия Избекова  специально исследовала употребления имен числительных в олонхо и пришла к выводу, что  в них «заложено сакральная символика». Это начиная от трехфункциального принципа души «Ийэ Кут» (мать-душа), «Салгын кут» (воздух-душа), «Буор кут» (земля-душа) и кончая «восьмиободной, восьмикрайней» Матерью-Землей.

Избекова даже сделала сравнительный анализ: «Числительные от одного до десяти составляют в олонхо 90,2%. По частоте употребления на первом месте стоит числительное «үс» (три) – 21,85 %. За ним следует числительные «то5ус» (девять) – 18,42%, «а5ыс» (восемь) – 15,39%. Значительно уступают «первой тройке» числительные «икки» (два) – 9,08%, «сэттэ» (семь) – 7,09%, «биир» (один) – 7,95%, «түөрт» (четыре) – 4.35%, «алта» (шесть) – 2,74%.

Итак, числительные в эпосе олонхо имеют большое значение.

Устное народное творчество – источник знаний о давно минувших временах, богатой фантазии, светлой мечте старинных якутов. Действительно, не нам ли учителям, в первую очередь, обратиться к истокам  жизнедеятельности своего народа, передать все лучшее, что творить наш народ, детям, тем самым вызвать интерес к своему предмету через интерес к народному творчеству, народному быту, через историю своего народа.

Комплексное применение традиционных, современных и информационно-коммуникативных технологий на уроках математики позволяет наиболее полно реализовать возможности урока, обеспечивает прочность усвоения учебного материала, содействует его пониманию и запоминанию, а тем самым способствует повышению качества знаний учащихся.

В Приложениидано описание урока-экскурсии по стране «Олонхо».