Я и моя семья. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Образовательные:
    • сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.
  • Развивающие:
    • развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
    • развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
    • продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
  • Воспитательные:
    • воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
    • создание условий для полноценного межученического диалога;
    • обеспечить тесную связь обучения с жизнью.

Оборудование: интерактивная доска,  словарь Ожегова,  «ромашка» с изображением членов семьи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

На интерактивной доске появляется слайд 1 (Приложение 1)

2.Актуализация знаний и постановка проблемы

– Друзья, представим,  что мы оказались в одной из квартир города Бежецка, давайте заглянем в неё. (Инсценировка сцены «Мама и Вова»)
– Каким вам показался Вова?
– Ваше мнение о Вове?
– Как бы вы поступили на месте Вовы?
– А  кто себя узнал в роли Вовы?
– Помогайте родителям, выполняйте их просьбы. Ребята, всмотритесь внимательно в фотографии. Кто  изображен на них?
– Что общего?
– Как вы думаете, что их всех может объединять? (Ответы детей: на всех фотографиях изображены семьи)
– Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить?
– Разговор пойдет о семьях.
– Мозговой штурм
– А как вы понимаете, что такое «семья»?
– Какие слова могут характеризовать слово «семья»? (Попробуйте подобрать близкие, подходящие к этому слову слова)
(Приложение 1. Слайд 2)

Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).

3. Открытие новых знаний

– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том,  как появилась «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева. (Приложение 1, слайд  3)

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

(Показ ребуса «7Я») (Приложение 1, слайд 4)

Как же появилась семья?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте определить тему и цель нашего урока.

4. Тема урока. Объявление цели

– Тема урока: Ты и твоя семья.
– Цель урока: узнаем, что такое семья, что взаимопомощь – основа благополучия в семье и определим признаки дружной семьи.
– Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.Семья – это близкие и родные люди, те,  кого мы любим,  с кого берем пример,  о ком заботимся,  кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности,  заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.

(Приложение 1, слайд 5)

– А вот в толковом словаре Ожегова С. И. записано так: «Семья – это группа родственников, живущих вместе».
– А как вы думаете, родственники – это кто? Ответить на этот вопрос помогут наши ребята

(Инсценировка стихотворения)

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа,  дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа,  дед и я
Баба,  брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

– О каких же родственниках упоминается в стихотворении? (Составление ромашки)

(Приложение 1, слайд  6 с изображением ромашки)

– Очень символично, но с давних времен ромашка является символом взаимопонимания добра и веры, благополучия семьи. И вы, благодаря своей старательности на уроке технологии сделали в подарок своей семье ромашку, подарите её своим родителям. Пусть этот символ приносит в ваш дом радость, заботу, любовь,  счастье.
У семей нашего классы свои символичные эмблемы, на которых отображены занятия, интересы, увлечения. Увлечения часто перерастают в традиции. И чем больше увлечений,  тем крепче традиции, тем дружнее, крепче и счастливее семья. (Приложение 1, слайд  7) (Пояснения учителя,  выступление родителей)

– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца,  о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.
– А можно ли назвать, что это семья? (На  8 слайде фотография класса «школьная семья»)
Семья – это не только группа родственников, но и мы с вами тоже – «семья». А ваши родители когда-то были тоже школьной семьёй. Мне очень приятно вам сообщить,  что 20 человек среди  мам и пап учились и заканчивали нашу доблестную школу  № 4.
– А почему нас можно назвать семьёй? (У нас общее есть дело и общие интересы)
– Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
– Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй? (Раздаточный материал)

Индивидуальная работа (картинки рассмотреть).

– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д. (Приложение 1, слайд  9)

4. Актуализация имеющихся знаний

(Приложение 1, слайд  10)

– Давайте поможем малышам найти свою семью. (Коллективная работа)

Телёнок жеребёнок щенок
Собака бык корова
Лошадь конь Пёс

(Приложение 1, слайд 11)

– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?

Кот кошка утёнок котёнок
Гусь гусыня гусеница гусёнок

5. Работа по учебнику (стр. 67)

– Посмотрите на семью утят. Как вы думаете в какой семье вырастут добрые и заботливые дети и почему?

Есть мама у жеребенка,
Есть мама у львенка,
Есть мама у самого маленького котенка.
И у ребенка есть мама,
Любимая славная самая.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала (работа по учебнику стр. 68)

(Приложение 1, слайд  12)

Работа в парах

– А сейчас поработаем в парах. Надо каждой паре пройти по лабиринту выбрать свой путь, придумывая рассказ о жизни семьи.

– Мне интересно узнать,  а как вы помогаете своим родителям? (Очень важно помогать друг другу,  тогда и жизнь в вашей семье будет слаженной, счастливой). Обратимся к учебнику и прочитаем вывод (стр. 66.)

Проверка выполненной работы.

– Все ли семьи выбрали одинаковый путь? (Ответы детей: пути у всех семей разные, потому что семьи не похожи друг на друга)
– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия.  Давайте заглянем в семейный альбом семьи Бухораковых и узнаем традиции, увлечения, занятия этой семьи. (Презентация семейного альбома)

7. Самостоятельное применение знаний

– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную поговорку. Внимание на экран: «Вся семья вместе – душа на месте».
– Как вы понимаете её смысл?
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу. делятся своими радостями,  утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо,  тепло.

(Приложение 1, слайд  13)

– Что значит дружная семья?
– Чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу с:

На доске появляются слова:

– мир
– взаимопонимание
– добро
– любовь
– уважение
– дружба
– улыбка

А вместе взятое одним словом – семья.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Побольше радуйте их,  доставляйте хороших минут.

8. Итог урока

Закончите предложение:

– Мама и папа для меня самые …
– Я доверяю свои тайны …
– Я люблю бабушку за то …
– Свою семью я считаю …
– Родным я хочу пожелать …

9. Рефлексия

Оцените свою работу (дневники, поставьте смайлики )
– За работу мои аплодисменты.