Цели:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.
- Развивающие:
- развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух;
- Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
- создание условий для полноценного межученического диалога;
- обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Оборудование: интерактивная доска, словарь Ожегова, «ромашка» с изображением членов семьи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
На интерактивной доске появляется слайд 1 (Приложение 1)
2.Актуализация знаний и постановка проблемы
– Друзья, представим, что мы оказались в
одной из квартир города Бежецка, давайте
заглянем в неё. (Инсценировка сцены «Мама и
Вова»)
– Каким вам показался Вова?
– Ваше мнение о Вове?
– Как бы вы поступили на месте Вовы?
– А кто себя узнал в роли Вовы?
– Помогайте родителям, выполняйте их просьбы.
Ребята, всмотритесь внимательно в фотографии.
Кто изображен на них?
– Что общего?
– Как вы думаете, что их всех может объединять? (Ответы
детей: на всех фотографиях изображены семьи)
– Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить?
– Разговор пойдет о семьях.
– Мозговой штурм
– А как вы понимаете, что такое «семья»?
– Какие слова могут характеризовать слово
«семья»? (Попробуйте подобрать близкие,
подходящие к этому слову слова)
(Приложение 1. Слайд 2)
Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).
3. Открытие новых знаний
– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилась «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева. (Приложение 1, слайд 3)
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
(Показ ребуса «7Я») (Приложение 1, слайд 4)
– Как же появилась семья?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте определить тему и цель нашего
урока.
4. Тема урока. Объявление цели
– Тема урока: Ты и твоя семья.
– Цель урока: узнаем, что такое семья,
что взаимопомощь – основа благополучия в семье и
определим признаки дружной семьи.
– Семья – самое главное в жизни для каждого из
нас.Семья – это близкие и родные люди, те, кого
мы любим, с кого берем пример, о ком
заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно
в семье мы учимся любви, ответственности,
заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
(Приложение 1, слайд 5)
– А вот в толковом словаре Ожегова С. И.
записано так: «Семья – это группа родственников,
живущих вместе».
– А как вы думаете, родственники – это кто?
Ответить на этот вопрос помогут наши ребята
(Инсценировка стихотворения)
Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.
– О каких же родственниках упоминается в стихотворении? (Составление ромашки)
(Приложение 1, слайд 6 с изображением ромашки)
– Очень символично, но с давних времен ромашка
является символом взаимопонимания добра и веры,
благополучия семьи. И вы, благодаря своей
старательности на уроке технологии сделали в
подарок своей семье ромашку, подарите её своим
родителям. Пусть этот символ приносит в ваш дом
радость, заботу, любовь, счастье.
У семей нашего классы свои символичные эмблемы,
на которых отображены занятия, интересы,
увлечения. Увлечения часто перерастают в
традиции. И чем больше увлечений, тем крепче
традиции, тем дружнее, крепче и счастливее семья.
(Приложение 1, слайд
7) (Пояснения учителя, выступление
родителей)
– Какое красивое слово – семья! Как греет душу
это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове
мамы, о заботливой строгости отца, о нежности
в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и
терпении мужественных дедушек.
– А можно ли назвать, что это семья? (На 8
слайде фотография класса «школьная семья»)
Семья – это не только группа родственников, но и
мы с вами тоже – «семья». А ваши родители когда-то
были тоже школьной семьёй. Мне очень приятно вам
сообщить, что 20 человек среди мам и пап
учились и заканчивали нашу доблестную школу
№ 4.
– А почему нас можно назвать семьёй? (У нас
общее есть дело и общие интересы)
– Единство, объединение людей, сплочённых общими
интересами.
– Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй?
(Раздаточный материал)
Индивидуальная работа (картинки рассмотреть).
– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д. (Приложение 1, слайд 9)
4. Актуализация имеющихся знаний
(Приложение 1, слайд 10)
– Давайте поможем малышам найти свою семью. (Коллективная работа)
Телёнок | жеребёнок | щенок |
Собака | бык | корова |
Лошадь | конь | Пёс |
(Приложение 1, слайд 11)
– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?
Кот | кошка | утёнок | котёнок |
Гусь | гусыня | гусеница | гусёнок |
5. Работа по учебнику (стр. 67)
– Посмотрите на семью утят. Как вы думаете в какой семье вырастут добрые и заботливые дети и почему?
Есть мама у жеребенка,
Есть мама у львенка,
Есть мама у самого маленького котенка.
И у ребенка есть мама,
Любимая славная самая.
5. Физкультминутка
6. Закрепление материала (работа по учебнику стр. 68)
(Приложение 1, слайд 12)
Работа в парах
– А сейчас поработаем в парах. Надо каждой паре пройти по лабиринту выбрать свой путь, придумывая рассказ о жизни семьи.
– Мне интересно узнать, а как вы помогаете своим родителям? (Очень важно помогать друг другу, тогда и жизнь в вашей семье будет слаженной, счастливой). Обратимся к учебнику и прочитаем вывод (стр. 66.)
Проверка выполненной работы.
– Все ли семьи выбрали одинаковый путь? (Ответы
детей: пути у всех семей разные, потому что семьи
не похожи друг на друга)
– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой
семьи свои обычаи, традиции, увлечения,
занятия. Давайте заглянем в семейный альбом
семьи Бухораковых и узнаем традиции, увлечения,
занятия этой семьи. (Презентация семейного
альбома)
7. Самостоятельное применение знаний
– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую
народную поговорку. Внимание на экран: «Вся семья
вместе – душа на месте».
– Как вы понимаете её смысл?
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры
к друг другу, заботятся друг о друге, помогают
друг другу, внимательны к друг другу. делятся
своими радостями, утешают, жалеют. От этого и
на душе хорошо, тепло.
(Приложение 1, слайд 13)
– Что значит дружная семья?
– Чтобы семья была дружной, надо относиться друг
к другу с:
На доске появляются слова:
– мир
– взаимопонимание
– добро
– любовь
– уважение
– дружба
– улыбка
А вместе взятое одним словом – семья.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Побольше радуйте их, доставляйте хороших минут.
8. Итог урока
Закончите предложение:
– Мама и папа для меня самые …
– Я доверяю свои тайны …
– Я люблю бабушку за то …
– Свою семью я считаю …
– Родным я хочу пожелать …
9. Рефлексия
– Оцените свою работу (дневники,
поставьте смайлики )
– За работу мои аплодисменты.