Учебные цели:
- закрепление материала по курсу “География Свердловской области”;
- инициирование интереса к малой родине;
- и привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции;
- контроль знания фактического материала.
Исходная обстановка:
- Характеристика проблемы в общих чертах.
- Условия комплексности проекта:
- учет максимального числа значимых связей, в том числе и лежащих за рамками собственно географической проблематики;
- многовариантность возможных решений;
- возможности попутного решения других проблем;
- характеристика социально- экономического потенциала как условия региональной компетенции экспертов.
Социально-экономическая ситуация области и динамика ее изменения. В экспертизе следует неявное упущение по некоторым важным параметрам, чтобы раскрыть возможность учащимся выявить их и высказаться на данную тему. Существенно оживляет сценарий одновариантность экспертизы, которая вынуждает участников предлагать альтернативные решения.
Состав участников и их роли.
Учитель – представитель Белоярской АЭС. Учащиеся – независимые эксперты, специализирующиеся в широких областях знаний – экономической и социальной географии.
Система стимулирования. Она в себя предварительный отбор экспертов путем проверки их компетентности. Оценки выставляются экспертам по 5 шкале
– за активность (число выступлений),
– нетривиальное мышление (степень
оригинальности предложений),
– за краткость (время ответа),
– за умение найти взаимоприемлемый вариант.
Сценарий деловой игры
Участникам экспертизы выдается сравнительная таблица.
Имеется возможность широко использовать “Атлас Свердловской области”, для ориентации в природно-климатических условиях (циркуляция атмосферы, стоку вод и т.п.) и социально- экономической обстановке (плотность населения, основные хозяйственные объекты и т.п.). Технико-экономические показатели ТЭС и АЭС. Приложение 1
После оглашения основных условий экономической экспертизы и, что особенно важно, принцип ее проведения, производится первый опрос экспертов, простым голосованием: кто за, кто против и кто не определился. Затем каждой из трех групп экспертов дается возможность аргументировать свою позицию путем простых ответов. Например:
За – в области резкий дефицит электроэнергии. АЭС по сравнению ТЭС является более экологически чистой, расположена в относительно малонаселенной части Свердловской области, удобно обеспечена инфраструктурой, отсутствует выброс углекислого газа и т.д.;
Против – АЭС является источником радиоактивного загрязнения, плотность населения большая. В Свердловской области и так уже много эклогически “грязных” предприятий;
Не определились – неизвестно, как АЭС будет влиять на окружающую среду, каковы долгосрочные воздействия на население, каковы дополнительные затраты на повышение надежности и т.п.
На следующем этапе участники, высказавшиеся против, кратко излагают альтернативное предложение. Например, предлагают строительство ТЭС, работающей на природном газе, нетрадиционные источники энергии, экономия электропотребления и т.п.
Затем сторонники АЭС приводят аргументы за.
Все эксперты в момент дебатов ведут таблицу сравнительных характеристик АЭС и ТЭС.
Сравнительная характеристика АЭС и ТЭС
Фактор АЭС ТЭС Наличие достаточных природных ресурсов (сейчас и в будущем) Возможность размещения ЭС в соответствии с потребностями Необходимость транспортировки сырья или энергии Возможность работы в маневровом режиме Единичная мощность энергоблоков Удельные капиталовложения, в руб. за 1 кВт Себестоимость электроэнергии, в руб. за 1 кВт Отторжение территории Зависимость выработки энергии от времени суток или года Зависимость выработки энергии от капризов природы Выбросы вредных химических веществ Выбросы радиоактивных веществ Количество твердых отходов
Примечание: в таблице значки означают, что по данному фактору тот или иной источников энергии: + имеет преимущество перед АЭС, – уступает АЭС, = свойство данного источника примерно совпадают. В частности, от соответствующего фактора ни
ТЭС ни АЭС не зависит.
По окончанию дебатов проводится повторное голосование. Задача этапа считается выполненной, если достигнуто широкое согласие по экспертизе.
В тех случаях, когда в группе значительное число учащихся, целесообразно для подержания высокого темпа игры и предоставления равных возможностей всем участникам ввести регламентацию. После первого голосования участник каждой группы имеет право высказаться не более одного раза по мотивам голосования и альтернативным предложениям или их критике. В этом случае предусматривается, что после начального голосования участникам дается три минуты для выработки тактики поведения. Предполагается передачи идей друг другу и резервирование за наиболее сильными участниками групп выступления.
Литература
- Абрамова В.Н., Абрамов А.И. А нужна ли нам ядерная энергетика? / М.: ИздАТ, 1992
- Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии: / М.: Просвещение, 1995
- Преображенская Л.Б., Зарубин В.А., Никандрова А.В. Популярно о ядерной энергетике / М.: ИздАТ, 1993