Цель:
- закрепить знания учащихся по теме “План и карта”;
- умения использовать полученные знания на практике;
- повысить интерес к изучаемому предмету;
- развивать умения работать в команде;
- создать положительный эмоциональный фон занятия.
Оборудование: топографическая карта, компасы, карточки - условные знаки, зашифрованный текст, флажки-указатели, маршрутные листы, “клад”.
Ход игры
Игра проводится в два этапа. Вначале игры учащиеся знакомятся с условиями игры, с жюри.
1 этап игры
На местности (во дворе школьного двора) устанавливаются таблички с названием станций:
- Азимутальная
- Топографическая
- Засекреченная
- Теоретическая
- Горизонтальная.
На каждой станции находятся эксперты (по 1–2 старшеклассника, заранее подготовленных учеников к игре).
Каждый класс выставляет свою команду из 5 человек. Участники игры представляют свои команды (приветствие, эмблема).
После приветствий команды получают маршрутные листы №1 и по сигналу начинают движение по маршруту через станции, указанные на маршрутных листах.
1 команда |
||
№ | Названия станций | Оценка |
1 | Топографическая | |
2 | Теоретическая | |
3 | Азимутальная | |
4 | Засекреченная | |
5 | Горизонтальная | |
Общее количество баллов | ||
2 команда |
||
№ | Названия станций | Оценка |
1 | Азимутальная | |
2 | Засекреченная | |
3 | Топографическая | |
4 | Горизонтальная | |
5 | Теоретическая | |
Общее количество баллов | ||
3 команда |
||
№ | Названия станций | Оценка |
1 | Засекреченная | |
2 | Горизонтальная | |
3 | Теоретическая | |
4 | Азимутальная | |
5 | Топографическая | |
Общее количество баллов |
На станциях ребят ждут задания:
1) Станция “Азимутальная”: определить азимут на флажки-указатели из заданной точки.
2) Станция “Засекреченная”: расшифровать текст, в котором часть слов заменена с помощью условных знаков, как можно быстрее, с меньшим количеством ошибок или решить кроссворд-задачу.
3) Станция “Горизонтальная”: определить стороны горизонта с помощью компаса и назвать как можно больше местных признаков определения сторон горизонта.
4) Станция “Топографическая”: измерить расстояние на предложенном участке плана местности
5) Станция “Теоретическая”: учащиеся дают определения следующим понятиям:
- План местности
- Горизонталь
- Абсолютная высота
- Относительная высота
- Географическая карта
- Нивелир
- Масштаб
- Компас
- Ориентирование
- Изогипсы.
На каждой станции учащиеся получают оценку, которую эксперты- старшеклассники выставляют в маршрутный лист оценки за выполненные задания. После прохождения маршрута капитаны команд сдают жюри маршрутные листы.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победительницей 1 этапа игры.
2 этап игры
На этом этапе игры участие может принять весь класс. Все команды по сигналу начинают движение по заданному маршруту (у каждого свой, но финиш один – “клад”).
Маршруты:
1 команда:
- от дверей школы А=30* 19 метров
- А=280* 37 метров
- А=330* 12 метров
- А=0* 24 метра
- Клад.
2 команда:
- от угла теплицы А=30* 25 метров
- А=120* 29 метров
- А=180* 7 метров
- А=300* 45 метров
- Клад
3 команда:
- От элект.столба А=90* 10 метров
- А=250* 50 метров
- А=330* 36 метров
- А=30* 31 метр
- Клад.
Главная задача ребят – найти конверт, в которой лежит записка с указанием месторасположения следующего маршрута (азимут и расстояние).
В конечном пункте они находят конверт с “кладом” (рисунок с изображением торта).
Подводятся итоги игры, команды награждаются грамотами в разных номинациях, можно также отметить и самых находчивых игроков команд.