Цели:
Методическая:
- способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира.
Дидактическая (познавательная):
- Обобщение и развитие ранее полученных знаний учащихся о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии.
- Рассмотреть процесс формирования в России парламентаризма, проследить динамику этого развития, помочь осмыслить сущность российского парламентаризма, выяснить направления и трудности демократических преобразований в нашей стране.
Развивающая:
- Развитие исторического мышления учащихся.
- Формирование умений вычленять крупицы исторического опыта из рассматриваемых явлений и процессов и его возможного использования на практике, в жизни.
- Отработка навыков работы с источниками, исторической литературой
Воспитательная:
- Способствовать развитию таких качеств личности как гражданская ответственность, умение вести конструктивный диалог, самостоятельность и критичность в принятии решений, в осуществлении выбора.
Тип урока: повторительно-обобщающий (анализ и синтез)
Вид урока: семинарское занятие
Оборудование:
- Учебник История России – XX – начало XXI века. Под ред. Левандовского А.А., Щетинова Ю.А.
- Учебник История Отечества XX – XXI век. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Петров Ю.А., Козленко С.И.
- Конституция РФ, 1993 г.
- Учебник по обществознанию под ред. Боголюбова
- Схема-таблица “Система государственного устройства Российской империи – XIX – начало XX века”
- Схема “Закон о выборах” от 11 декабря 1905 г.
- Схема “Государственное устройство России XX в.” (структура Федерального Собрания).
Ход урока
I этап. Организационная часть
Объявляется тема “Российский парламентаризм: опыт и уроки”, исходная проблема: “Опыт России к XIX – началу XX века показал, что развитие реформ в полную силу в условиях царского самодержавия было практически невозможно. Для решения этого вопроса необходимы были демократические институты власти. Опыт России конца XX – начала XXI века показывает, что и при наличии демократических институтов власти реформы длительное время не получают должного развития.
В чем проблема? Что необходимо России для успешного проведения реформ?”.
В связи с этим формулируется цель занятия: рассмотреть процесс формирования в России парламентаризма – одного из демократических институтов власти, проследить динамику развития процесса, вычленить из занятия крупицы исторического опыта, показать их использование в ходе рассматриваемой проблемы, понять место проблемы в жизни российского общества, ее влияние на жизнь, ментальность россиянина, разработать предложения по реализации исторического опыта деятельности Государственной Думы в современных условиях; сообщается план и методы работы учащихся.
II этап. Обсуждение темы семинара по вопросам
1. История возникновения парламентаризма в России.
Обсуждение вопроса методом “мозгового штурма”.
Предварительная подготовка: учащимся
рекомендуется заранее усвоить понятия и термины
темы (конституционная монархия, парламент,
демократия и др.);
разобраться с фактами (политические итоги I
русской революции, Манифест от 17 октября 1905 г.,
Государственная Дума I и II созыва и др.);
предлагаются направления “штурма” (за каждым
направлением закрепляется группа учащихся
класса, за каждым вопросом – конкретные лица).
Обсуждение вопроса по следующим направлениям “штурма”:
а) Создание Государственной Думы в России (вопросы для анализа: каковы основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.? черты обещанной Думы? В чем суть российской избирательной системы (по закону 11 декабря 1905 г.)? как выглядела система государственных органов власти России в свете “основных государственных законов Российской Империи”? как осуществлялось принятие законодательных решений? Мог ли император в обход Государственной Думы принимать решения?)
Вывод: можно ли считать, что после появления Государственной Думы Россия превратилась в конституционную монархию?
б) Охарактеризовать деятельность I-ой и II-ой Государственной Думы (по плану: партийный состав, председатель, время работы, обсуждаемые вопросы, итоги)
Вывод: можно ли Государственную Думу I и II созыва считать парламентом? Чему учит опыт деятельности первых двух Дум?
в) В чем заключается сущность третьеиюньской монархии? (на примере деятельности III и IV Государственной Думы)
Общий вывод и обобщения (первые уроки российского парламентаризма)
2. Становление новой российской государственности.
Предварительная подготовка:
- изучение Конституции РФ (преамбула, главы I-VIII)
- материалы средств массовой информации, раскрывающие пути реализации политических реформ в РФ для выполнения опережающего задания: в СМИ обсуждается вопрос о сущности политического режима, сложившегося сегодня в России. Найдите в прессе материалы, посвященные этой проблеме. Какие мнения высказывают их авторы? Какие аргументы приводят? Попытайтесь сформулировать собственную позицию. Результаты работы оформите в виде краткой (не более 1,5 – 2 страниц) аналитической справки.
а) Организация государственной власти в Российской Федерации – тестирование (фронтально и индивидуально) по вопросам Конституционного права (основы Конституционного строя, президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, права и обязанности депутата Государственной Думы).
Основы конституционного строя
Конституционные права и свободы (совмещённый блок)
Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ (совмещённый блок)
б) Обсуждение вопросов:
- как вы понимаете положение Конституции о том, что Российское государство является государством демократическим? На конкретных примерах покажите, как проявляется принцип народовластия в России?
- общие с другими странами черты и особенности парламентаризма в нашей стране
– (на примере деятельности Федерального
Собрания: структура, состав, полномочия, порядок
формирования, порядок принятия законов, место
Собрания в системе органов власти;
– порядок формирования и принципы деятельности
Государственной Думы;
– а также на примере статуса депутата
Государственной Думы:
1. Какие требования предъявляются к депутатам для обеспечения ими представительной функции и почему?
2. Чем объясняется конституционное запрещение одновременного членства в обеих палатах Федерального Собрания и в иных представительных органах власти и местного самоуправления?
3. Правило несовместимости мандата депутата с рядом должностей?
4. Как вы понимаете положение о том, что “депутаты Государственно Думы работают на профессиональной постоянной основе?
5. Носит ли депутатская деятельность политический характер (принцип организации депутатской деятельности и в чем е специфика)?
Политико-правовой статус гражданина РФ; в чем, на ваш взгляд, состоит проблема эффективного политического участия россиянина?
в) Политико-правовой статус гражданина РФ и проблема эффективного политического участия россиянина
3. Развитие парламентаризма в РФ на рубеже XX – XXI века.
а) Сообщение учащегося: Назначение Президентом РФ представителей президента в семь федеральных округов, новый порядок формирования Совета Федерации, механизм отстранения от должности руководителей субъектов Федерации и др. (реформа федеративных отношений). Укрепление вертикали государственной власти.
б) Обсуждение
4. Какая форма правления установлена в России? Считаете ли вы, что в нашей стране уже сложился демократический политический режим? (И почему так считаете?)
а) Обсуждение аналитических справок,
подготовленных заранее.
б) Разработка предложений по активизации
политического участия граждан России
III этап. Подведение итогов семинара
Перечисление вопросов, затронутых на семинаре, реализация поставленных задач.
Выводы: принципы демократии таковы, что для их реализации необходимы определенные условия: зрелость гражданского общества, достаточно высокий уровень общей и политической культуры граждан, соответствующий исторический опыт, традиции и многое другое.
Вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Домашнее задание: написать эссе “Если бы я был президентом”.