В последнее десятилетие существенно изменилось обучение в школе русскому языку, в частности изменилась личностно-развивающая функция языка. Все более четко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьников сливаются в единый процесс.
Таким образом, языковое образование школьников это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме.
Однако в современных программах и учебниках по русскому языку для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, поэтому и вопросам пунктуации должного внимания не уделяется. А ведь именно сведения по синтаксису и пунктуации эта та теоретическая база, которая позволяет обучающимся осознанно строить свои устные и письменные высказывания.
Работа по обучению пунктуации в аспекте развития речи проводилась в нескольких направлениях с последующим его воспроизведением (письмо по памяти, диктанты):
- комплексная работа с текстом в процессе изучения программных тем;
- написание разных видов изложений;
- создание детьми собственных, текстов.
На уроке обучения грамоте в 1 классе ввела понятия “устная” и “письменная” речь и сделала это в игровой форме, когда сами дети разыгрывали ситуации.
Какая это речь?
а) 2 товарища беседуют;
б) ученик отвечает у доски;
в) ученица пишет на доске;
г) бабушка написала письмо;
д) внук читает письмо.
Для какой речи нужны: мел, чернила, магнитофон, телефон, карандаш, бумага?
Данная форма позволила не только активизировать внимание детей, заинтересовать их, но и дала возможность более легкого усвоения теоретического материала, необходимого для дальнейшей работы.
На этом же уроке было введено понятие “данное” и “новое” – принцип актуального членения предложения и это было сделано на примере следующего текста:
Оса – это насекомое.
У осы 6 лапок.
А еще у нее есть жало.
– Ребята, прочитайте первое предложение.
– О ком в нем говорится?
– Что говорится об осе?
– Так вот слово “оса” в предложении будет “данным”, т.е. “данное” – это то, о ком говорится в предложении. А уже, что говорится, называется “новым”. “Данное” и “новое” было выделено только в первом предложении. Остальные 2 предложения текста были даны детям для самостоятельной работы. Необходимо было посмотреть, усвоен ли детьми этот теоретический материал, в какой мере он усвоен.
Проанализировав детские работы, исходя из результатов: 9 человек написали с одной ошибкой, 10 без ошибок (из 24 учеников), сделала вывод, что актуальное членение предложения не является для детей особо трудной темой, как это принято считать.
Для того чтобы перейти к написанию изложения, а в дальнейшем и созданию собственных текстов, учащиеся должны знать о том, что такое тема текста и его основная мысль. Данные понятия нужно было ввести на примере текста, который бы не представлял для учащихся особого труда. Я ввела это понятие на примере текста русской народной сказки “Три медведя”. Для этого достаточно взять 2 предложения из всего текста.
В доме жили три медведя. Старшего звали Михайло Потапыч, среднего – Настасья Петровна, младшего – Мишутка.
Но, кроме того, отрывок из сказки “Три медведя” является прекрасным дидактическим материалом для изучения ряда пунктуационных правил. Этот текст позволяет отработать постановку знаков конца предложения, “запятую” в бессоюзном предложении, “тире” при пропуске одного из слов в предложении. После проведения пунктуационного анализа этого текста учащимся было предложено написать этот текст по памяти. Результаты этой работы показали, что большинство учащихся написали предложения без пунктуационных ошибок.
Работа по второму направлению являлась своеобразным продолжением предыдущей, основанной на знаниях детей, полученных ранее. Принцип работы точно такой же, как и по первому направлению; сначала проводился; комплексный анализ текста, а затем дети писали этот текст по памяти. Разница лишь в том, что при работе по этому направлению: брала более сложные тексты как в орфографическом и пунктуационном оформлении, так и по объему и содержанию. Например, после проведения комплексной работы с текстом детям было предложено написать изложение по нему.
“Цыпленок в воде”
Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошел с ними и цыпленок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу ребята были. Еле спасли цыпленка.
Данный текст позволил отработать те пунктограммы, которые включены лишь в программу основной школы. Но, не зная знаков препинания, их функций, невозможно в полной мере воспринять текст. Поэтому первоначальные сведения о пунктуации следует давать учащимся уже в 1 классе (в период обучения грамоте). Как показывает практика, учащиеся начальной школы довольно легко усваивают многие пунктограммы основной школы на подготовительной основе, и умело применяют их в письменной речи, опираясь на смысловой и интонационный принципы русской пунктуации.
Таким образом, познакомив учащихся с основными понятиями и теоретическими сведениями, необходимыми учащимся для создания собственного текста, во 2 классе я приступила к работе по третьему направлению.
Дети очень любят высказывать свое мнение, делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Исходя их этих особенностей детей была и построена работа по написанию сочинений.
На уроке русского языка, тема которого “Правописание предлогов”, была проведена работа по развитию речи. Детям предложили диалог следующего содержания:
Здравствуй, солнышко!
Здравствуй, зайчишка!
Милое солнышко, не знаешь ли ты, когда наступит
весна?
Как не знать, знаю. Уже совсем скоро. А зачем тебе
это знать?
Худо нам в лесу. Есть уже нечего, а с наступлением
весны появится первая зеленая травка.
В комплексной работе с текстом был проведен смысловой, грамматический, интонационный и пунктуационный анализы. Этот текст позволил отработать пунктуационное оформление диалогов на письме. (Знаки препинания при диалоге были введены еще в 1 классе).
Среди учителей бытует мнение о том, что незачем на столь раннем этапе обучения родному языку вводить понятие диалога и рассматривать его оформление на письме. По их мнению, это для детей очень сложно и вряд ли будет усвоено. Но я на практике убедилась в обратном: оформление диалога на письме не представляет для детей трудностей, они это очень быстро и легко усвоили. Да это и понятно. Ведь дети очень часто встречаются с диалогом: в жизни, при чтении художественных произведений. Они даже разыгрывают диалог, выразительно его читают с опорой на знания. Тогда почему же дети не должны знать о том, как оформляется диалог на письме?
В диалоге всегда есть обращение к кому-то. Дети их тоже должны видеть и пунктуационно верно оформить на письме. Учащихся познакомила с обращениями и их оформлением на письме еще в 1 классе на примере шуточного стихотворения – диалога. В последующих классах эта работа закрепилась. Поэтому сейчас дети уже легко находят обращение в тексте, объясняют знаки препинания при них.
Но так как уроки были направлены не только на обучение пунктуации, но и на развитие речи, детям предложили поработать в парах, создать свои диалоги о весне. Здесь важно было увидеть, правильно ли они поставят знаки препинания конца предложения, выделят обращения, оформят диалог. Нужно сказать, что работы получились очень интересными, дети представили свои диалоги, разыграв их в парах, читая с опорой на знаки препинания. Но, что самое важное, дети верно оформили диалог на письме, поставили знаки препинания при обращении, знаки конца предложения.
Конечно же, это нельзя сказать о всех работах, но большая часть класса с этой задачей справилась, не допустив в своем диалоге пунктуационных ошибок. Вот примеры, детских работ “Диалог о весне”
– Здравствуй, весна! – Здравствуй, зима! – Уходи, зима! – Не уйду! – Уходи, настала моя пора! – Все равно не уйду!... |
– Здравствуй, солнышко! – Здравствуй, зайчик! – Солнышко – солнышко, когда весна придет? – Весна придет тогда, когда я поднимусь вверх и мои лучи будут греть землю. |
Самое важное условие появления прекрасных творческих работ учащихся это, на мой взгляд, выбор учителем формы работы. Нужно заинтересовать учеников уже темой сочинения. Только в этом случае работы детей будут замечательными.
Важным этапом работы по развитию речевого творчества учащихся было проведение внеклассных занятий, на которых закреплялись полученные детьми знания, отрабатывались умения и навыки. Внеклассные занятия были четко продуманы. Необходимо было заинтересовать учащихся, привлечь их внимание. Одно из таких занятий было в виде театрализованного представления, в котором главная роль отводилась Бабе Яге и королеве Пунктум. На примерах различных текстов ребята раскрывали, каково назначение пунктуации и конкретных знаков препинания, выразительно читали, опираясь на знаки препинания, показывая развитый интонационный слух (дети знают такие разновидности интонаций, как повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная, звательная и умеют их передавать при чтении. Ребята на внеклассном занятии написали сочинение делового стиля (объявление) о пропаже посоха Деда Мороза, показав умение правильно передавать структуру указанной бумаги и расставлять знаки препинания.
Очень понравилась ребятам работа по исправлению ошибок в письме Яги Петровны к любимому Кощею Бессмертному.
Письмо записано на доске без знаков препинания и с ошибками.
Здравствуй мой любимый Кощейчик как тваи дела кощейчик я бы хотела пригласить тебя на романтический ужын я приготовлю тушенные мухоморы дубовые листья под майонезном соусом если заглянет ванюшка мы зажарим его и получится замечательный романтический ужын я надеюсь что ты придешь. С любовью Яга Петровна
Адрес:
Козья дорожка, 8
Лесная избушка Яги Петровны.
Исправив орфографические и пунктуационные ошибки в письме Яги Петровны к Кощею Бессмертному, выполняя ее каверзные задания, дети показали практическое знание пунктуации: они правильно расставляли знаки конца предложения, выделяя обращение, однородные члены предложения; различали простые и сложные предложения, в том числе и сложноподчинённые предложения.
Следующий фрагмент с этого же внеклассного занятия.
– Письмо-то Вы мое исправили, а может ему лучше позвонить? – спрашивает Яга Петровна.
Ведущий: Конечно, личное приглашение лучше, да и Кощею будет приятнее. Позвони, мы не против!
Баба Яга набирает номер, кричит в трубку:
– Кощей к телефону! Быстро позвоните, мне долго
ждать некогда!!!
… Хм, повесили трубку.
Ведущий: Мы не удивляемся этому! С телефоном-то умеешь обращаться, а говорить не умеешь. Интонация твоего голоса должна быть доброжелательной. Сначала нужно поздороваться, извиниться за беспокойство, спросить, дома ли нужный тебе человек. А ты как это сделала? Всему тебя приходится учить!
Так вместе с героями представления и дети повторили правила разговора по телефону, они составили устные речевые высказывания. В форме диалога по телефону вступили в общение друг с другом, используя формулы вежливости, показывая осознанную выразительность устной речи, владение различными видами интонации.
Таким образом, вся работа была построена на пунктуационных знаниях учащихся, их речевых умениях.
В 3-м классе работа над развитием речевого творчества учащихся успешно продолжалась. Постепенно шло обучение учащихся различным видам речевого высказывания: устного или письменного изложения или сочинения (повествования, описания, рассуждения), дописывание сказки, рифмовок – тренировок или составление речетворческой карты.
Все задания формировали не только способность анализировать тексты, использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требовали от обучающихся решения разных учебных задач, что обеспечивало интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность, самостоятельность и творчество школьников.
В 3-м классе я провела работу по теме: “Развитие речевого творчества учащихся через реализацию связей русского языка с музыкой”.
Актуальность данной темы очевидна и чрезвычайно важна для формирования духовности и речевого творчества учащихся.
Изучив опыт великого педагога В.А. Сухомлинского, который использовал музыку на уроках русского языка в “Школе радости” и отразившим этот опыт в книге “Сердце отдаю детям”, я решила апробировать в эксперименте, как различные способы реализации межпредметных связей русского языка с музыкой влияют на развитие речевого творчества учащихся. Для реализации этой цели была выстроена система уроков: уроки к подготовке к написанию сочинений и уроки редактирования текстов, созданных учащимися.
Надо сказать, что вся работа была объединена единой воспитательной и развивающей задачей – развитие эстетических, духовных чувств, чувства любви к музыке. В ходе эксперимента использовались те же способы, что и на начальном этапе (в 1 классе):
– комплексная работа с текстом (КРТ);
– обучение воссозданию текстов разных типов и
стилей;
– создание на уроке ситуаций, способствующих
развитию речевого творчества.
Все уроки проводились по следующим этапам:
I. Организация класса
П. Вводная беседа
III. Основная часть
1. Беседа по созданию образного представления
по теме и цели урока.
2. Языковой анализ текстов художественной или
научно-популярной литературы.
3. Подготовка к восприятию музыки.
4. Прослушивание музыкального произведения.
5. Беседа после прослушивания.
6. Орфографическая и пунктуационная подготовка,
подбор языкового материала для сочинения.
IV. Написание сочинения
V. Итог урока. Заключение
Первый урок, прошёл на тему: “Цветы мне нежно улыбались”. Были поставлены цели:
– рассказать о цветах, познакомить с легендами
о цветах;
– показать, как создаются образы цветов в музыке.
Основная задача урока – написание детьми творческих работ (сочинений). Подобранный для урока материал (легенды и загадки о цветах, иллюстрации цветов, музыкальное произведение П.И. Чайковского “Вальс цветов”) способствовал созданию на уроке речевых ситуаций, побудивших детей к речевому общению со мной и друг с другом.
Эпиграф урока:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
(В. Семернин)
с самого начала включал детей в активную мыслительную деятельность. Затем шло обсуждение с ребятами роли цветов в жизни человека, их чудотворной красоте, которое плавно перешло к слушанию легенд о цветах.
Хотя легенд было немного, увидела, что детям они очень интересны, т.к. заставляют фантазировать; у ребят появляется желание высказать свою точку зрения, поделиться своими мыслями.
Затем шла подготовка детей к восприятию классической музыки. Вначале рассказала краткое содержание самой литературной сказки, объяснила содержание музыкального фрагмента, который дети будут слушать.
Одновременно проводился подбор языкового материала к сочинению. На доску помещала карточки с наиболее яркими изобразительно – выразительными средствами (это название цветов, имена героев легенд и героев сказки), эпиграф урока. Все это способствовало орфографически-грамотному написанию слов.
Следующим этапом был выбор темы сочинения и обсуждение того, о чем можно написать во вступлении, основной части, заключении. Ребятам предлагалось на выбор 2 темы:
1) Легенда о цветке
2) Что увидела Мари в цветочном саду.
Фрагменты детских работ.
Сочинение Сергеевой Дарьи ученицы 4 “б” класса
Легенда о цветке
Я хочу рассказать Вам о линии. Она появилась из моря.
Морскую богиню звали Лилия. Она полюбила юношу Налима, но он не ответил ей взаимностью. Лилия заболела и погибла. Из крови богини вырос прекрасный белый цветок. Его назвали Лилия в честь богини.
Вот так появился этот цветок.
Фрагмент работы Шеваловой Кати ученицы 4 “б” класса
Что увидела Мари в цветочном саду
Однажды Щелкунчик завел Мари в цветочный сад. Там было много цветов: васильки, розы, тюльпаны. Колокольчики звенели под музыку, чтоб было еще веселей. Мари восхищалась красками цветов и звуками музыки.
Но вот они очутились совершенно в другом месте, в лесу сладостей, но об этом потом...
Анализируя детские работы, увидела, что дети в своих сочинениях используют сложные синтаксические конструкции, предложения с однородными и обособленными членами.
А после анализа речевых и пунктуационных ошибок делали их классификацию, что позволило мне проводить тщательную работу над редактированием детских сочинений, а также составлять картотеку речевых ошибок для дальнейшей работы по совершенствованию речи учащихся.
Таким образом, я убедилась на практике, что развитие речевого творчества учащихся в форме устного или письменного речевого высказывания (написание изложений или сочинений) это полезный и эффективный вид упражнений, позволяющий не только более успешно формировать у школьников пунктуационные навыки самостоятельного потребления, но и контролировать как состояние пунктуационной грамотности, так и степень продвижения в овладении учащимися пунктуацией. Этот вид упражнений эффективен еще и тем, что при его выполнении учащиеся совершенно самостоятельно применяют многие пунктуационные правила и координируют свои знания по орфографии, синтаксису, морфологии.
Актуальность использования межпредметных связей русского языка с музыкой и литературой очевидна и реализация необходима для улучшения качества образования, т.к. способствует воспитанию эстетически развитой личности, рождает творческую смелость, развивает интерес к серьезной интеллектуальной работе. Сочинения помогают детям глубже осознать свои чувства, приучают к строгому последовательному мышлению, развивают интерес к литературному творчеству.
Основные требования к работе по обучению пунктуации заключаются в ее регулярности и последовательности, в развитии интонационного слуха, в формировании на этой основе пунктуационной зоркости, под которой подразумевается умение видеть в предложении имеющиеся пунктограммы и узнавать среди них изученные, находить (определять) место пропуска пунктограммы, а также умение обнаруживать допущенные ошибки в написанном тексте. Содержание работы по пунктуации в любом изучаемом разделе школьного курса русского языка в начальной школе должно складываться из повторения пунктуационных правил, изученных на предыдущих этапах, и ознакомления, если имеется такая возможность, с новыми правилами.