Цель: обобщить и систематизировать знания об устройстве организма человека.
Задачи:
- Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать объекты.
- Формировать регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.
- Воспитывать человека, который умеет заботиться о своём здоровье, толерантность, желание и умение заботиться о других.
Оборудование: тетрадь, портреты героев Лены и Миши, карточки с названиями наук о человеческом организме: “анатомия”, “физиология”, “гигиена”.
Тип урока: обобщение.
Методы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные.
Технологии: проблемного и интегрированного обучения.
Ход урока
I. Приветствие
Учитель:
Я рада видеть каждого из вас
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
II. Постановка проблемы и актуализация знаний
Приложение 1. Слайд 1
?! Проблемная ситуация
У. Лена спросила Мишу о том, как она появилась на свет. Что рассказал ей Миша?
III. Актуализация.
У. Прежде, чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что вы уже знаете. (Ответы детей.)
У. Почему так счастливы эта женщина и её муж? (Слайд 2)
Д. Они ждут рождение ребёнка.
– Прежде, чем родиться, ребёнок целых 9 месяцев растёт и развивается в организме матери. От неё он получает всё, что ему нужно для дыхания и питания, ведь кровеносные системы матери и ребёнка связаны через пуповину. Ребёнок в теле матери окружён специальной жидкостью, предохраняющей его от сотрясений и ударов. Организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи. Оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.
У. Послушав интересный рассказ Миши, Лена сказала, что она тоже хочет иметь ребёнка. Помогите Мише объяснить своей младшей сестре, что для этого нужно, выбрав правильные ответы: (слайд 3)
- Закон разрешает иметь детей раньше.
- Органы размножения полностью развиваются лишь у взрослых.
- Прежде надо многому научиться.
- Дети хотят ещё играть в игрушки.
- Организм человека должен полностью закончить своё развитие.
- Только у взрослых людей есть паспорт.
Д. Органы размножения полностью развиваются лишь у взрослых.
– Организм человека должен полностью закончить своё развитие (слайд 4).
III. Физкультминутка
(Музыкальное сопровождение “Если хочешь быть здоров”, упражнения выполняются на массажных ковриках.)
IV. Работа по теме
?! Проблемный вопрос.
У. Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого нужно? (Слайд 5)
Д. Чтобы организм смог выполнять общие задачи нужна система органов.
У. Какие же системы органов различают у человека? (Слайды 6–10)
- Органы опорно-двигательной системы
- Органы пищеварительной системы
- Органы дыхательной системы
- Органы кровеносной системы
- Органы нервной системы
- Органы выделительной системы
– А вы знаете, что строение тела человека изучает наука анатомия, работу внутренних органов – физиология, а наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной. (На доску вывешиваются карточки с названиями наук) (Слайд 11)
– Организм человека имеет показатели, которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранять своё здоровье.
V этап
?! Учимся решать жизненные задачи.
(Слайды 12, 13)
Ученик выходит к доске и берёт карточку, на которой записаны симптомы болезни. Задача остальных учащихся, определить в какой системе органов произошёл сбой и, пользуясь приобретёнными знаниями, оказать посильную помощь, дать совет.
- Тяжёлое дыхание, температура, насморк. Я простудилась. (Органы дыхания)
Д. Постельный режим, чай с малиновым вареньем вызовет потоотделение и ускорит выведение вредных веществ через кожу, чай с лимоном, который богат витамином С, увеличит защитную способность организма, придаст ему новые силы.
У. Какую профилактику следует проводить, чтобы предотвратить заболевание? Приведите примеры из личного опыта.
Д. Не переохлаждаться, одеваться по погоде, закалять свой организм, принимать витамины, проветривать помещение.
- Вялость, сонливость, болит голова, упадок сил. Я устала. (Нервная система)
Д. Прогулка на свежем воздухе, смена деятельности, режим дня.
У. В самом начале урока вы сказали, что всё человеческое общество заботится о детях. Можно о взрослых, работающих в школе, сказать, что это часть человеческого общества, которая заботится о вас?
Д. Да, можно.
У. Приведите примеры из личного опыта.
Д. Светлые и чистые классы, удобная мебель, освещение, правильно составленное расписание с учётом смены деятельности, перемены, прогулки, питание в школьной столовой, спортивные секции.
У. Я тоже провела некоторые наблюдения и вот что выяснилось. (Привести диаграмму простудных заболеваний за три года). Вы стали взрослее, приобрели жизненный опыт, научились правильно распределять своё время, слушать свой организм и оказывать ему посильную помощь. (Слайд 14)
VI. Итог урока
?! Проблемный вопрос.
Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?” Он ответил: “Ни то, ни другое, а…..”. Что же ответил мудрец? (Слайд 15)
Д. Здоровье.
У. “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля” А другой мудрец предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда у нас его уже нет”. Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Только здоровый человек по настоящему радуется жизни.
У.О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них. (Слайд 16)
Дал бы бог здоровье, а счастье найдём.
Здоров будешь – всё добудешь.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Рефлексия
У. Давайте проведём с вами исследование. Воспользуйтесь анкетой для оценки своего здоровья.
Я не болею | Я редко болею | Я часто болею | Я не соблюдаю режим | Я не всегда соблюдаю режим |
Продолжение таблицы:
Я соблюдаю режим | Я люблю молочные продукты | Я больше ем супы | Я чаще ем “второе” | Я правильно питаюсь |
“Что такое хорошо и что такое плохо”
Чтобы быть всегда здоровым, бодрым, стройным и весёлым,
Дать совет я вам готов, как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры, фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед, а на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься, умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться и почаще улыбаться.
Ну, а если свой обед ты начнёшь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь, шоколадом подсластишь,
А потом на целый вечер к телевизору засядешь
И посмотришь по порядку сериалов череду,
То тогда наверняка ваши спутники всегда –
Близорукость, бледный вид и неважный аппетит.
VII. Оценки за урок
VIII. Домашнее задание
Творческое задание: придумать сказку или рассказ, который бы заканчивался одной из пословиц о здоровье.