Индивидуальная психотерапевтическая работа с педагогами как один из этапов профилактики синдрома эмоционального выгорания

Разделы: Школьная психологическая служба


Огромный период в жизни человека тесным образом связан со школой и в том числе с учителями, которые занимают не самое последнее место в его судьбе. Кого-то из учителей обожают, кого-то не любят, кого-то просто игнорируют, и такое неоднозначное отношение к представителям этой профессии порой обусловлено личностными особенностями учителей.   Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Зачастую, предъявляя те или иные требования к учителю, как представители администрации, так и родители учащихся забывают, что перед ними стоит самый обыкновенный человек со своими радостями, проблемами и заботами, который также может страдать от того, что его незаслуженно обидели, что труд его оценивается невероятно низко. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей [1]. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения. Среди профессиональных заболеваний педагогов и различные неврозы, и психопатические состояния, плюс всевозможные психосоматические нарушения.

В связи с этим, важным направлением деятельности психолога в школе является психотерапевтическая работа с педагогами.  Данный вид деятельности является одним из этапов психокоррекционной работы, который проводится с учителями, имеющими показания, либо изъявившими желание. Основными задачами психотерапевтической интервенции, использующейся в индивидуальной работе с педагогами, являются: осознание связей «личность – ситуация – болезнь»; осознание интерперсонального и генетического плана собственной личности; точное распознавание и вербализация собственных эмоций, их принятие, переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта; формирование более эмоционально благоприятного отношения к себе [2].   

Для решения данных задач был выбран метод кататимно-имагинативной психотерапии или символдрамы как один из основных методов психодинамического направления психотерапии, разработанный известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лейнером (1919-1996). Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Символдрама – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, известный также как метод “сновидений наяву”, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу [3]. Концепция КПО базируется на традиции европейской глубинной психологии. В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов, также  замечательно диагностируются как актуальные эмоциональные проблемы, так и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства [3].

Таким образом, кроме того, что символдрама одновременно является не только терапевтическим, но и диагностическим методом, символдрама также работает в обход сознания, не задевая психологические защиты, дает возможность быстро, качественно и безболезненно проводить психотерапию.
«Три кита», на которых стоит символдрама:
– принцип управляемой регрессии: по сути символдрама – это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия в символдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируется и направляется через постоянный диалог клиента и терапевта.
– эмоционально-корректирующее воздействие: посредством регрессии пациент может скорректировать травматические переживания прошлого. Пациент приобретает эмоционально-корректирующий новый опыт.
– представление пациентом образов непосредственно в присутствии психотерапевта: создание образа происходит не только при непосредственном присутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним [3].

В процессе индивидуальной работы можно выделить три этапа.

На первом этапе происходило знакомство с педагогом, сбор анамнеза, установка доверительного контакта. Здесь также важно уточнить представление клиента о психологической проблеме, а также его ожидания от психотерапии и перспектив выздоровления. На этом же этапе мы проводим дополнительные обследования, в которые входит психодиагностика и консультации узких специалистов-медиков при необходимости.

Второй этап предполагает более активное взаимодействие психотерапевта с клиентом.  С технической точки зрения, метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это получается значительно легче.

В процессе работы мы постепенно предлагаем следующие стандартные мотивы основной ступени КПО [3]:

1.         Мотив луга, который можно использовать как начало сновидения наяву и как сцену, как плоскость проекций актуальных конфликтов.
2.         Мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья.
3.         Мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу.
4.         Мотив дома, который осматривается.
5.         Мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.

Но в начале сессии у клиента у клиента обязательно вызывается состояние расслабления. Можно здесь использовать инструкцию, рекомендованную Х. Лейнером: «Пожалуйста, располагайтесь в приготовленном для Вас кресле. Устраивайтесь, пожалуйста, поудобнее. Постарайтесь выбрать такую позу, чтобы сидеть расслабленно. Вам, может быть, будет легче это сделать, если Вы представите себе, что собираетесь здесь немного подремать» [2].

Это не прямое внушение, направленное на возникновение определенных ощущений (например, чтобы в руке появилась тяжесть).  Это, скорее, указания клиенту, чтобы при помощи обращения  к своим конечностям  он сам постепенно расслабился. Это делается для того, чтобы предоставить определенную долю собственной активности и избежать всего того, что может вызвать зависимость от психотерапевта через вносимый извне суггестивный эффект.

«Итак, Вы, расслабившись, сидите теперь в кресле. Закройте, пожалуйста, глаза. Лучше всего представьте себе, что Вам теперь хотелось бы немного отдохнуть и вздремнуть. Все, что беспокоило Вас до этого, становится теперь безразличным. Предайтесь теперь, пожалуйста, целиком этому спокойному, расслабленному состоянию. Начните с мышц плеч. Обратите свое внимание и расслабьте каждый мускул плеч, освободите от напряжения и расслабьте каждую мышцу плеч. – Чувство расслабления почувствуйте теперь в верхней части рук, освободите и здесь каждую мышцу, чтобы руки постепенно стали совершенно расслабленными и повисшими. – Продвигайтесь дальше к мышцам ниже локтя. Пусть и здесь каждый мускул предплечья расслабляется, становится совершенно свободным, бессильно провисает вплоть до кончиков пальцев; расслабьте и освободите их; расслабьте каждый мускул Ваших рук. – Руки постепенно становятся слабыми, усталыми, а потом – постепенно тяжелеют. – Пусть Ваши руки лежат такие усталые и слабые. – И затем переходите, пожалуйста, к бедрам. Особенно расслабьте каждый мускул, пусть Ваши бедра станут свободными и расслабленными. Освободите, расслабьте каждый мускул бедер. – Постепенно переходите также к голеням, сосредоточьте на этом Ваше внимание и расслабьте здесь также каждую мышцу. Расслабьте, освободите, снимите напряжение с каждого мышечного волокна голени. – Наконец, обе ноги лежат свободно и расслабленно, совершенно свободно и расслабленно, и становятся – усталыми. Вы медленно чувствуете, как все тело становится приятно расслабленным и свободным от напряжения, потому что Вы расслабили все мышцы» [2].

Дополнение: «Обратите теперь внимание на дыхание; живот при этом поднимается и опускается. Попробуйте понаблюдать, как он поднимается и опускается, и пусть Ваше дыхание легко и раскованно проникает туда. – По вашему телу постепенно распространяется приятный покой и расслабленность. – Предайтесь этому состоянию, отдайтесь ему».

Голос и интонации должны при этом быть естественными, но все же подчеркнуто спокойными, медленными, немного монотонными и не слишком громкими, они должны иметь успокаивающий характер. По возможности каждое слово должно преподноситься несколько подчеркнуто сонорным, звучным голосом, при четком и ясном проговаривании.

Далее следует установка мотива: «Постарайтесь теперь, пожалуйста, представить себе луг. Если у Вас появится какой-нибудь другой образ – это тоже неплохо. Все, что появиться, хорошо... Вы можете также подать мне первый знак, наклонив голову, если у Вас появились какие-то образы».

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Клиента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся  образов. Психотерапевт может оказать на них влияние и структурировать сновидения наяву в соответствии со специально разработанными правилами. Каждый из мотивов является очень мощным символом, оказывающим воздействие на психику с терапевтической целью.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8-15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30-50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что  иногда даже один-единственный сеанс может избавить клиента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию. 

Почему выбраны именно эти стандартные мотивы? Этот выбор основан на клинически-эмпирических наблюдениях в период с 1948 по 1954 годы, когда Х.Лейнер проводил множество экспериментов. При этом выделялся ряд мотивов из которых максимальный внутренний отклик у пациентов явно вызывали образы ландшафта. Часть мотивов задумана очень широко, в известной мере как сцена, на которой может разыгрываться символдрама или могли бы спонтанно представляться все возможные довлеющие конфликты. Другие мотивы – более узкие, а некоторые тематически совсем узкие и отражают только описываемую область проблем. Для основной ступени КПО естественно было выбрать такие мотивы, символическое значение которых представляет широкое пространство для спонтанного развития индивидуальных проекций. Следовательно, это такие мотивы, которые не сфокусированы слишком узко. Примером такого мотива может быть луг. Бессознательная психодинамика должна затрагиваться поверхностно, избегая, по возможности, более сильных регрессивных тенденций или вытесненного, несущего высокое напряжение, конфликтного материала, чтобы не могли быть приведены в движение архаичные аффекты и страхи [2].

Техника основной ступени КПО образует базис всего метода. К ней можно относиться  как к законченному психотерапевтическому методу.

На средней ступени идет работа с мотивами: значимое лицо, куст розы, поездка на попутной машине или телеге, лев, идеал Я.

И на высшей ступени работаем с  мотивами: пещера, окно на болоте, вулкан, фолиант.

На третьем этапе проводится заключительная диагностика, по результатам которой  можно судить об эффективности проведенной работы.

Важным вопросом является показание и противопоказание для применения психотерапевтического метода. В психотерапии он встречает сложности, связанные с предоставлением сжатых данных. Для составления прогноза психотерапии необходимо учитывать разнообразные факторы.

Показания для применения методов основной ступени КПО:

1.  Так называемые нейро- и психовегетативные нарушения и психосоматические заболевания средней тяжести.
2.  Деструкция функциональных или психических компонентов при внутренних или других заболеваниях.
3.  Состояния страха и фобии.
4.  Депрессивные неврозы.
5.  Неврозы с преимущественно психической манифестацией средней тяжести за исключением неврозов навязчивых состояний.
6.  Обусловленные  невротическим  развитием  личности нарушения адаптационной способности.
7.  Психоневротические нарушения и невротическое развитие личности в детском возрасте.
8.  Нарушения адаптационной способности в подростковом и юношеском возрасте.

Плохими прогностическими признаками для основной ступени КПО и тем самым также и противопоказанием для символдрамы являются следующие клинические моменты и диагнозы:
1)  недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85,
2)  острые  или  хронические психозы или близкие к психозу состояния,
3)  церебрально-органические синдромы,
4)  тяжелые   депрессивные   расстройства   (в том числе невротического характера),
5)  недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии,
6)  явно выраженные истерические неврозы,
7)  нарциссические синдромы.

Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно еще учитывать часто забываемый фактор: уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В психотерапии по методу КПО психотерапевт также сильно включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии [2].

Литература:

  1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006.
  2. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М.: “Эйдос” 1996.
  3. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: «Регион-информ», 1999.