Имя прилагательное

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить изученное об имени прилагательном в 5-м классе;
  • закрепить знания об этой части речи;
  • привить любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран, картинки, мел, доска, карточки, памятки.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада вас видеть и очень надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и приступим к уроку.

- А начать урок мне бы хотелось с веселого стихотворения.

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Кто решился бы отныне, приходя домой усталым,
На зеленой спать перине, под зеленым одеялом!
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым - презеленым полотенцем утираться!
Любоваться, как над вами ,зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным!
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

1. - Для того чтобы рассказать об удивительном и разном, нам необходимы слова. Ребята, какой части речи? Это слово зашифровано на доске.

- Сегодня на уроке мы будем повторять все то, что изучили в 5-м классе об имени прилагательном. Но только урок у нас необычный. Сегодня у нас экскурсия в зоопарк. А зверюшки помогут нам повторить эту часть речи.

Но прежде давайте обратимся к слову экскурсия, что оно означает.

2. Это слово имеет 2 значения. (слайд)

Экскурсия - коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной целью.

Группа экскурсантов.

- Нам подходит первое значение. Нам необходимо будет вести записи, поэтому возьмем с собой записные книжки - наши тетради. Давайте оформим их.

На экране вход в зоопарк.

3. Ребята, но прежде чем попасть в зоопарк, нам необходимо приобрести билеты. Это карточки с заданием. (Небольшая самостоятельная работа по карточкам для каждого ученика.)

4. - Ребята, у меня ещё к вам просьба. Вам необходимо выполнять правила поведения на экскурсии: (памятка)

1. Внимательно слушать экскурсовода.

2. Не расходиться по зоопарку.

3. Не кормить зверей.

5. - Итак, кого же мы встретим первым? Сейчас у нас за окном весна, пробуждение жизни, пробуждение ото сна. Кто спал всю зиму?

(медведь)- слайд

- Ребята, а вы знаете происхождение этого слова, его значение?

(это общеславянское слово - "ведает медом", буквально означает медоед, мед едящий.)

- Итак, ему теперь после сна все кажется удивительным и разным, интересным.

И вам, ребята, от медведя задание. Расскажите об имени прилагательном по плану: ( слайд)

1. Что обозначает?

2. Как изменяется?

3. Чем является в предложении?

(по ходу описываем животного прилагательными, слова записываем на доске)

6. А теперь нас ждет Царь Зверей - Лев. Посмотрите, какой он? А львица какая? Лев предлагает вам послушать сказку. (слайд)

(по ходу описываем животного прилагательными, слова записывать)

Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа, падежа.

- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время,- мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с Существительными берут у них на прокат формы рода, числа и падежа.

Вместе служба, вместе дружба.

- Ребята, о чем сказка? Какова главная мысль? Как изменяются имена прилагательные?

- А теперь давайте выполним задания от Льва. Необходимо определить род, число, падеж, выделить окончания:

сочная трава, красивой львицы, сильный лев, у большого зоопарка,

вкусную пищу, красивые лебеди, о буром медведе, яркое солнце.

7. - А теперь, ребята, догадайтесь о ком речь?

На лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (Зебра).- слайд

- Какой жанр? О ком речь? По какому признаку вы догадались, что это зебра? Какого цвета полоски? Образуем краткие формы прилагательные.

На какие вопросы отвечают краткие имена прилагательные?

белый- бел, бела, бело, белы; черный- черен, черна, черно, черны (по ходу описываем животного прилагательными, слова записывать)

- Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от зебры такое, подберите краткие прилагательные к существительным: (слайд)

  • медведь : - неуклюж
  • лев : - могуч
  • ёж : - колюч
  • воздух : - свеж
  • ландыш : - пахуч

8. Лебеди. (слайд)

- Посмотрите, ребята, какие красивые птицы. Давайте и мы попробуем немного побыть лебедями. Физпауза.

Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

(по ходу описываем птиц прилагательными, слова записывать)

9. Птицы. ( слайд)

- Знаменитых птиц много: орлы и соловьи, павлины и страусы.

Сегодня мы в гостях у очень красивой птицы - щегла. И вот щегол предлагает вам сравнить два текста. (слайд)

1. На ветке сидит щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт семечко.

Птичка радуется приходу весны.

2. На ветке сидит красивый щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт вкусное семечко.

Маленькая птичка радуется приходу тёплой весны.

- Чем эти тексты отличаются? Какой текст красивее? Какова роль имен прилагательных в русском языке?

- Ребята, в литературе мы используем термин эпитет - красочное определение, в роли которого выступают имена прилагательные.

Разбор первого предложения второго текста, морфологический разбор слова красивый.

- Ребята, какова синтаксическая роль имен прилагательных?

10. Обезьяна. (слайд)

(по ходу описываем животного прилагательными, слова записывать).

- Прежде чем познакомиться с обезьянкой поближе, нам необходимо преодолеть препятствие. Морфемный разбор:

забавная, шустрая, озорная (слайд)

- Обезьянка предлагает поиграть в игру "Найди лишнее" ( когда дети слышат прилагательное, то хлопают в ладоши):

веселый, глупый, желтый, банан, ловкий, бегают, лазают, умный, разноцветный, мальчики, девочки, играют, радостные, лианы, озорной, скачут.

11. - Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Поблагодарим наших зверюшек за то, что помогли нам вспомнить все то, что изучили в 5 классе об имени прилагательном. И для обобщения ваших знаний, я предлагаю вам тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называются :

2. Прилагательные изменяются по : и .

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы :

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ::.

5. В предложении полное прилагательное является::::::, а краткое только:::::

6. Впишите правильно окончания прилагательных

Зелён.. трава, сильн.. лев, ярк.. солнце, весел.. ребята, крас.. пальто, интересн: книга, син.. небо, бел.. снег, русск.. язык.

12. Рефлексия.

- Что на уроке узнали нового? Что запомнилось?

13. На дом: упр. 605. При написании сочинения можно использовать слова для справок, которыми мы описывали животных зоопарка.

Презентация.