Задачи:
- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
- продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Погружение в проект
– Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности. А начать я хочу со стихотворения Карамзина «К Отечеству».
Цвети, отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя
И в жертву принести себя
Для пользы твоея готовы.
– Как вы понимаете слово отечество? (Словарь
Ожегова)
– 1812 год. Кто знает , какое событие произошло в
этот год? (Началась отечественная война
русского народа)
– Почему эта война называлась Отечественной? (Защита
свободы и независимости своей Родины.)
– Когда началась отечественная война?
Прочитайте в учебнике с. 106 со слов 24 июня…
– Сегодня мы начнем изучение большой темы , и
результатом нашего исследования будет
рукописная книга, где каждая группа представит
подобранный ими материал.
– С темой мы определились.
На доске: Отечественная война 1812 года (запишем в тетрадь)
– Ребята, как вы думаете война – какая она,
каковы её признаки и свойства? (Война страшная,
грозная, разрушительная.)
– Как вы лично относитесь к войне? (Я не хочу,
чтобы в моей жизни была война.)
– А кто является решающей силой победы в войне:
личность командира, армия или народ?
– Давайте выдвинем гипотезу о главной движущей
силе победы над врагом:
Гипотеза: Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!
– Эту гипотезу мы и будем доказывать и при подведении итогов на следующем уроке мы согласимся или опровергнем её.
III. Планирование работы
1. Деление на группы
2. Определение направления работы для каждой группы
– Мы разделились на группы. Каждая группа будет
работать над собственной темой.
А теперь давайте определим основные направления
нашего исследования.
– Кто принял командование русскими войсками?
Прочитаем в учебнике с.106.
На доске: Михаил Илларионович Кутузов
– Когда Кутузов принял командование войсками
ему было уже 67 лет.
Демонстрируется портрет.
– Первая группа – тема вашего исследования –
Военная биография Кутузова.
– Кто командовал французскими войсками?
На доске: Наполеон Бонапарт (портрет)
В конце 18 века генерал Наполеон Бонапарт
захватил власть во Франции и провозгласил себя
императором. С этого времени события в Западной
Европе связаны с его именем и войнами.
– Вторая группа – тема вашего исследования –
Военная биография Наполеона.
– Также мы будем знакомиться с основными
событиями Отечественной войны 1812 года.
На доске основные события
– Какие основные события той войны вы знаете?
– Первым мы рассмотрим сражение на Бородинском
поле. 26 августа сошлись две огромные армии.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут…
– Как развивались события дальше – нам расскажут ребят из третьей группы.
Наполеон стремился захватить Москву. Он говорил: « Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я возьму Москву – поражу ее в самое сердце».
– Ребята, подумайте, почему он так считал? Согласны ли вы с тем, что Москва сердце России?
– Действительно, для каждого россиянина Москва была и остается в настоящее время сердцем страны, самым важным городом родины.
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!* * *
Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
– Почему Кутузов решил оставить Москву; что
ожидало Наполеона и его армию в Москве – ответы
на эти вопросы также предстоит найти ребятам из
третьей группы.
– Как вы считаете, ребята, была бы так близка
победа без помощи простых солдат, офицеров и
простого народа?
– Четвертая группа нам подготовит сообщения о
героях Отеч. Войны 1812 года. на доску
– Каких героев вы знаете?
3. Работа с литературными источниками
– Мы распределили темы исследований. Но где взять материал, какими источниками можно воспользоваться?
- Энциклопедии
- Учебники
- Интернет
- Различная художественная и научная литература
– С литературными источниками мы определились.
А как правильно ими воспользоваться, какие
правила существуют при работе с источниками?
– Мы уже знаем что эта работа проходит в
несколько этапов:
1) Общее знакомство (на доску и в тетрадь)
– Как происходит первое знакомство с книгой?
– Что такое аннотация? (Словарь)
2) Внимательное чтение по главам и разделам (на доску и в тетрадь)
– Что делаем на этом этапе?
– Если встретилось трудное место, как будем
читать?
– Достаточно ли прочитать статью один раз?
– На что ещё следует обратить внимание? (Схемы,
рисунки, чертежи.)
– Чем необходимо пользоваться при чтении? (Словарями)
3) Выборочное чтение (на доску и в тетрадь)
– Что вы будете делать на этом этапе?
4) Составление плана прочитанного материала (на доску и в тетрадь)
– Что будет являться пунктами плана?
5) Выписки из прочитанного (на доску и в тетрадь)
– Вы должны помнить: «Что прочитано, продумано
и записано, то становится действительно личным
достоянием работающего с книгой».
– Что вы будете выписывать: все подряд или самое
существенное и в краткой форме?
– Какой системой конспектирования удобнее
воспользоваться? Почему? (Карточная.)
6) Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками (на доску и в тетрадь)
7) Критическая оценка прочитанного и запись замечаний (на доску и в тетрадь)
– Здесь следует обратить внимание на объективность суждений.
4. Знакомство с различными литературными источниками
- Рассматривают книги.
- Первичное прочтение.
– После того как вы дома поработаете с литературными источниками и сделаете выписки – каждая группа должна будет объединиться и подготовить страничку с самой интересной и важной информацией по своей теме. Затем мы выпустим нашу рукописную книгу, которую можно будет подарить библиотеке. Я думаю, другим ребятам будет интересно познакомиться с результатом нашего исследования.
5. Знакомство с историческими памятниками
– А сейчас я хочу познакомить вас с тем, как потомки увековечили память героев Отечественной Войны 1812 года.
- В конце 19 века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружен храм Христа спасителя.
- Перед Казанским собором в Петербурге был установлен памятник Кутузову.
- В 20 веке был утвержден «Орден Кутузова». Он бывает трех степеней. Им награждаются только офицеры за выдающиеся победы в войне.
- На бородинском поле установлен монумент, организован музей.
V. Итог урока.
1. Рефлексия деятельности
2. Тест к уроку «Отечественная война 1812 года»
На выполнение – 3 минуты.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. В каком году Французская армия вторглась в Россию?
А в 1800 г.
B в 1812 г.
С в 1712 г.
2. Русская армия при первом ударе французов
A начала отступление
В начала наступление
С сдалась врагу
3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен
А А. В. Суворов
В Д. В. Давыдов
C М. И. Кутузов
4. Главное сражение в Отечественной войне 1812 года произошло
A у села Бородина
В у деревни Фили
С на Куликовом поле
5. После Бородинской битвы Кутузов приказал
А вручить Наполеону ключи от Москвы
B отступить к Москве и устроить пожары
С сдаться Наполеону
6. В конце XIX века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружён
А Успенский собор
В Кремль
C храм Христа Спасителя
3. Проверка ответов.
– Чем для вас был интересен сегодняшний урок?
– Какие чувства возникли у вас?
V. Домашнее задание
– Каждой группе подготовить страничку по своей теме.