ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по краеведению "Земля Омская" для 10 и 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида является авторской.
Курс краеведения является интегрированным, межпредметным. В нем систематизируются знания, полученные учащимися в начальной школе на уроках развития речи "Знакомство с окружающей средой", в 5 классе в курсе "Природоведение", предметах естественного цикла, истории, чтения, изобразительного искусства, музыки и пения, СБО, профессионально - трудового обучения в 6 - 9 классах.
В основу программы заложена модель комплексной географической характеристики своей местности с учетом специфики региона, его культурных, этнических, демографических, социальных особенностей.
Изучение географии своего края способствует социализации личности, помогает видеть мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного пути. К числу социальных ролей, тесно связанных с изучением краеведения можно отнести три: я - житель, я - работник, я - гражданин. Курс региональной географии призван удовлетворить эти социальные потребности.
Личностно-ориентированная направленность обучения, социализация личности учащихся требуют ознакомления учащихся с отдельными образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, предполагает знание местных производств, требований к рабочей квалификации.
Данный курс краеведения обеспечивает единство обучения и воспитания, способствует формированию важных для детей со сниженным интеллектом качеств личности - как социальная активность, трудолюбие, владение нравственными нормами поведения и умения ориентироваться в природной и социальной среде.
Более 30% учебного времени уделено практическим методам обучения: практическим работам с физической и контурной картами, работе на местности, природоохранным работам. Усиление направленности практических работ на конечный результат учебно-воспитательного процесса - развитие личности детей, требующих особых образовательных условий.
Важнейшая личностнозначимая образовательно - воспитательная задача курса и основная цель изучения регионального компонента - вызвать у учащихся любовь к своему краю, потребность всесторонне знать его, испытывать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день.
Основные задачи курса краеведения:
- интересно и доступно дать конкретные знания о территориальных различиях Омской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей;
- научить ориентироваться в городском хозяйстве, понимать образно - знаковый язык карт, схематических планов города;
- развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной обусловленности явлений;
- продолжить развитие картографических умений, навыков ведения визуальных наблюдений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания;
- создать объективную основу патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир;
- развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Изучение курса краеведения "Земля Омская" рассчитано на два года, в 10 и 11 классах по одному уроку в неделю (за счет школьного компонента).
Учебный материал расположен в следующем порядке:
10 класс (34 ч)
ТЕМА: I Эколого - географическое положение территории Омской области" (3 ч)
ТЕМА: II "История освоения территории Омской области" (3 ч)
ТЕМА: III "Природно-ресурсный потенциал Омской области" (19 ч)
ТЕМА: IV "Социально-демографический потенциал Омской области" (7 ч)
ПОВТОРЕНИЕ: (2 ч)
11 класс (35 ч)
ПОВТОРЕНИЕ: (1 ч)
ТЕМА: V "Хозяйственный потенциал Омской области" (14 ч)
ТЕМА: VI " г.Омск - центр Омской области" (14 ч)
ТЕМА: VII "Заключение. Занимательная география Омской области" (6 ч)
В программе выделены практические работы, по всем изучаемым темам сформированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Структурное построение программы представляет большой простор для творчества учителя. Предусматривается самостоятельность учителя не только при выборе, но и при расчасовке изучаемых тем.
Литература
1. Атлас Омской области г. Москва, 1997г.
2. Атлас Омской области г. Москва, Роскартография, 2001 г.
3. Атлас. Омск, город, улица, дом. Г.Омск, 2007г.
4. Воронкова В.В. "Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида" 5-9 классы, сборник № 1. М., Владос, 2001 г.
5. География Омской области г. Омск, 1992 г.
6. "Земля Омская" (история области глазами современников)г. Омск, издательство "Арена", 2006г.
7. "Земля, на которой мы живем" (природа и природопользование Омского Прииртышья), г. Омск, издательство "Манифест", 2006 г.
8. Карты городов России. Омск, г. Омск, 2006 г.
9. Кожухарь А.А. "Экология и занимательная география Омской области". г. Омск, 2002 г.
10. "Омск и Омичи" Фотоальбом, 1996 г.
11. Саренко Г.И. "Региноведение: география Омской области", г. Омск, 2003 г
12. Шелонцева В.А., Нантаева Л.Н. "Краеведение, экология и охрана природы", г. Омск, 1995 г.
13. Щенев В.Л. "География своей области как региональный курс" журнал "География в школе", 1998 г., №5.
14. "Экологический манифест" журнал "География в школе", 2000 г. № 3.
15. "Экологические проблемы у источников Иртыша" журнал "Наука и жизнь" 2000 г., № 1.